» » » » Нина Васильева - Русь и Варяги


Авторские права

Нина Васильева - Русь и Варяги

Здесь можно скачать бесплатно "Нина Васильева - Русь и Варяги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русь и Варяги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русь и Варяги"

Описание и краткое содержание "Русь и Варяги" читать бесплатно онлайн.



Введите сюда краткую аннотацию






Так что же это такое - "остров русов"? Если средневековые арабы придавали ему такое важное значение, почему мы ничего о нем не знаем? А это как сказать, может быть, и знаем кое-что... "На море-океане, на острове Буяне..." Кто не помнит этого классического зачина русских сказок? Между тем давно уже предполагалось, что в произведениях "устного народного творчества" имеется в виду вполне конкретный остров, расположенный вблизи южного побережья Балтийского моря, а именно остров Рюген[56]. Название его связано с именем западнославянского народа "руги"; следует заметить, что были варианты этнонима: Руги, Рутены, Русины, Русци, Ройаны, Раны, Руяны. Вот этот последний вариант и преобразился в народной традиции: из Руяна стал Буян. Так часто бывает: старое название наполняют новым смыслом, используя созвучие. Но руги-руяны, как сообщает ряд средневековых источников, назывались также и русами, и именно это и было, видимо, их "главным", родовым именем... Вот же он, "остров русов". Никуда не делся, жив и в действительности и в воспоминаниях.

Что он представлял собой в раннем средневековье, почему ему придавали такое важное значение? В древности остров Рюген был больше, чем сейчас; его несколько разрушило землетрясение. Этот остров был упомянут впервые в 75.1 году в англосаксонской хронике Беды Достопочтенного под названием Rugini. Но сам этноним "руги" известен по крайней мере с конца 1 в. н. э.: именно в западной части южно балтийского Поморья помещал Тацит некий народ ругиев...[57]

На острове Рюген (Ругин) располагался город Аркона - крупный сакральный центр поморских славян. В городе находилось святилище верховного бога славянского пантеона, Свентовита (Свято-вита). Насколько это святилище почиталось, ясно видно из того факта, что ему приносили дары даже датские короли, и уже после принятия христианства! Жители острова действительно отличались мужеством, как и вообще все венды; изоляция острова, разумеется, способствовала созданию своего рода военно-морской базы для экспансии на дальние расстояния. О том, что поморские венды-русы были достаточно воинственны и совершали дальние набеги, свидетельствуют современные источники; так, например, в походы на запад, грабить Англию, западные славяне и скандинавы-датчане ходили вместе, проявляя при этом трогательное единодушие... Наконец, самое главное: совпадают параметры острова. Площадь Рюгена около 1000 квадратных км, а это как раз и составляет примерно три дня пути. Кроме того, остров расположен в Балтийском море, о котором в древности действительно могли иметь двойственное представление, и как о море, и как об озере (Балтика мелководный, достаточно замкнутый бассейн).

Остров Ругин-Руян и его столица Аркона были крупным центром западнославянской (вендской) Цивилизации, центром религиозным, военным и государственно-политическим одновременно. Именно сакральное дохристианское значение Ругина и Арконы отразилось в "сказочной" традиции, превратившей реальное место в таинственный "остров Буян". /Важное значение Ругина и получило отражение в арабской исторической традиции, упоминающей его как "остров русов". Все упоминания арабских авторов о нем собственно к России отношения не имеют, речь идет о западнославянском Поморье. От этого вся путаница! Настоящая Россия, Киевская Русь, делится, по мнению арабских авторов на две области: южную, с центром в Киеве (Куяве), называемую также ар-Русийя, и северную, именуемую ас-Славийя. Третья область, Артания (Арсанийя) - это и есть "остров Русов", Ругин с его сакральным центр ом Арконой'. Значит, еще в 9 в. было две Руси... Следует вспомнить, что и византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине 10 в., различал две Руси: ближнюю (по отношению к Константинополю; видимо, имелась в виду именно Киевская Русь), и дальнюю (очевидно, прибалтийская).

Таким образом, сообщения арабских и других авторов, фиксирующие ситуацию 9 в., получают полное объяснение: есть два этнополитических объединения на Восточно-Европейской равнине, северное - Словения, с центром в Новгороде, и южное собственно Русь, с центром в Киеве. Но кроме этого, есть еще и другая Русь, центрально-европейская, южнобалтийская; эта Русь имеет крупный центр, расположенный на острове Рюген, и другое ее название Аркона (Арса, Артания), по имени главного города.

Даже при беглом просмотре источников видно, что этнонимы "русы" и "руги" в средние века значили примерно одно и тоже и применялись как к западной, балтийской, так и к восточной, "киевской" ветви славян. Продолжение хроники Регинона, написанное Адальбертом, с 968 г. - епископом Магдебургским, сообщает о Елене, королеве ругов, которая, конечно же, являлась княгиней Ольгой (Адальберт был в Киеве с "официальным визитом"). Другие германские хроники тоже использовали этот титул. Гильом Жюмьеж-ский, автор конца 11 в., сообщает о браке короля Франции Генриха с дочерью короля ругов; очевидно, что речь шла об Анне, дочери Ярослава Мудрого... Видимо, термины "русы" и "руги" в глазах западноевропейских авторов раннего средневековья значили примерно одно и то же. Итак, некоторые источники называют "ругами" именно жителей Киевской Руси. Но с другой стороны, имеется немало сведений и о том, что западнославянских ругов именовали, в свою очередь, русами...[58]

Итак, в раннем средневековье были известны две группы русов: одна в районе от Среднерусской возвышенности до Приазовья-Причерноморья, другая на славянских землях южнобалтийского Поморья, вблизи устья Одера. Остров Рюген (Ругин) также был заселен "русами", из чего следует тождество западных русов и ругов, известных в этих местах еще со времен Тацита. Западная же часть славянского Поморья, до устья Эльбы и Ютландии именовалась Вагрией, землей варягов. Следовательно, южная Прибалтика в раннем средневековье состояла из: 1) Славонии, или Вагрии, от основания полуострова Ютландия; 2) Руссии, или Ругии, от острова Рюген и далее; 3) Пруссии, земли балтийцев (современная Калининградская область) и литовских земель 4) эстонских (чудских) и финских земель. Славянская Руссия граничила с балтийской Пруссией; на очевидное сходство имен давно обращалось внимание - Очевидно, что происхождение этих "сдвоенных" имен относится по крайней мере к эпохе балто-славянского единства.

Этнонимы "варяги" и "русь" первоначально означали разные народы западнославянской (вендской) группы, как это и следует из текста Повести временных лет. Позднее, видимо, термин "варяги" разросся до "родового" обозначения всех южно балтийских славян вообще, почему в тексте летописи и сказано: пошли к варягам, к руси (в том смысле, что русь - это частное подразделение внутри "варяжской"-поморской славянской общности).

Остается выяснить вопрос: откуда такое совпадение этнонимов на южнобалтийском, вендском Поморье и в южной (тогда южной, а теперь центральной) России? И это вполне объяснимо: по сообщению Повести временных лет, вятичи и радимичи, заселившие центр России, пришли именно из западнославянских, польских земель ("из ляхов"). С точки зрения археологии, эта великая славянская миграция прослеживается как движение из Центральной Европы на восток культур пражской керамики в 7-8 вв. По-видимому, в рамках этого движения этнос, занимавший крайние северо-западные пределы славянской территории, обитавший в междуречье Эльбы и Вислы, продвинулся дальше всего на восток, заняв Среднерусскую возвышенность. Между прочим, "вятичи", "вяты" это и есть венды в более древнем произношении...[59]

Признание существования в раннесредневековой Европе двух народов по имени русь (вернее, двух ветвей одного народа) сразу избавляет от неопределенности и позволяет истолковать ранее совершенно непонятные сообщения источников. Ведь до сих пор все сообщения о "руси" без разбора приписывали Новгородскому или Киевскому государству, несмотря на вопиющие противоречия, возникающие при такой интерпретации. Прежде всего это относится к известию арабского автора аль-Якуби о нападении на Севилью с моря в 844 г. неких маджусов по имени ар-Рус[60] (маджусы, как известно, в глазах мусульманина - это огнепоклонники). Другой арабский автор, Масуди, подтвердил это сообщение, но истолковал его так: русы это народ, живущий по северному берегу Черного моря, а значит, попасть в Испанию они могли только средниземноморским путем[61]. Но это же совершенно невероятно: ходить войной из Черного моря в Испанию далековато и невыгодно; никогда этого не было. Зачем? Только выезжаешь в 9 в. в Боспор - а там богатый Константинополь, Византия; есть на кого напасть и без Севильи... На этом основании сообщение Якуби относили к числу "недостоверных"... Однако что же в нем недостоверного? Если предположить, что огнепоклонники "ар-Рус", напавшие на Севилью это западные русы, венды, то все становится на свои места. Конечно, нападение совершилось через Атлантику, а не Средиземноморье!

Что венды-поморяне ходили в дальние морские походы, хорошо известно; они принимали участие в экспансии на Британские острова вместе с датчанами, основывали поселения в Англии, Нидерландах, на побережье Франции. Севилья находится далековато от этого региона, но все же в пределах досягаемости, в "сфере влияния". Арабский автор Ибн-Лкуб писал в 10 в. о том, что русы достигают Испании через "рукав моря-океана".. . Путь из Балтики через Ла-Манш дальше на юг, огибая Бретань и Пиренейский полуостров вполне реальное, исторически известное направление морских походов. Из этого делали заключение, что русы это скандинавы. Но в тексте ясно сказано, что "ар-Рус" были маджусы, а скандинавы эпохи викингов огнепоклонниками не были. Культ огня типично "скифский" и славянский... Понятно, что упоминание о Черном море домысел автора: прикинув, где находится Россия (в современном смысле слова, территориально более близкая к исламским странам) и где - Севилья, он сообразил, что доплыть туда можно только по Средиземному морю...


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русь и Варяги"

Книги похожие на "Русь и Варяги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нина Васильева

Нина Васильева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нина Васильева - Русь и Варяги"

Отзывы читателей о книге "Русь и Варяги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.