Игорь Скарбек - За Тридевять Земель
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "За Тридевять Земель"
Описание и краткое содержание "За Тридевять Земель" читать бесплатно онлайн.
Легенды и были Нового Света, увлекательные приключения на суше и океанских просторах, сложные перипетии соперничества различных государств на Американском континенте, героическая борьба свободолюбивых индейцев за свою независимость ждут читателя занимательного исторического повествования, в основу которого положена не только богатая авторская фантазия, но и обширный документальный материал. Автору удалось воссоздать яркие образы наших соотечественников-землепроходцев, запоминающиеся картины жизни и быта Русской Америки, которой посвящена основная часть книги.
Богато иллюстрированная книга адресована массовому читателю. Издание подарочное.
Между тем задумчивые патеры кончили курить и уселись за карты. Падре Мариано достал заветную альтенбургскую колоду XV века, где вместо королей и дам были изображены фигуры охотников и рыбаков. Но игра не шла. Азарта не было и в помине. Все думали о происшедшем.
— А вы что скажете, отец Хесус? — неожиданно обратился к старцу падре Бартоломе.
— О чем вы? — поинтересовался иезуит.
— Да обо всем...— Президент в раздражении открыл карты и бросил их на стол «рубашкой» вниз.— О том хотя бы, что делать нам с этим проклятым Помпонио?
— А... вы об этом?
— Да, и об этом тоже...
— С ним вы теперь уже ничего не сделаете...
— Почему так?
— Да потому, что он только что сбежал,— спокойно проговорил Хесус, проглатывая оливку вместе с косточкой.
Поначалу все будто окаменели. Потом набросились на старца, понося его, ни в чем не повинного, самыми последними словами. Христианское смирение изменило святым отцам. Лишь один долговязый викарий из де-ла-Соли-дад не принимал участия в общем содоме, преспокойно похрапывая в своем углу.
...Разумеется, премудрые пастыри и не собирались проводить погоню за беглецами: и днем-то их мудрено изловить, а уж ночью-то...
О послушнике, которого благодарные индейские тойоны прихватили с собой, в тот час никому и в голову не пришло вспоминать...
Лил дождь. Сумрачным для преподобных отцов-францисканцев оказался сей день как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Столь же сумрачным был он и ровно два века назад, когда...
Миссионеры
В одном из углов наскоро сооруженной хибары, подле распятия и резных фигурок святых, желтоватым пламенем горели высушенные корюшки. Пододвинув поближе плошку с укрепленной в ней рыбкой-свечой, Брессани принялся сочинять донесение в Рим. Аккуратно придерживая рукой кусок пергамента, иезуит старательно вывел: «Его Высокопреподобию, Генеральному Настоятелю Общества Иисуса, достославному Отцу Муцио Вите лески...
Поначалу краснокожие язычники встретили нас довольно приветливо, помогли воздвигнуть хижину... Однако люди этой страны не получили от своих предков никакого знания о Боге. Их поселения — это твердыня Диавола, крепости и замки демонов. Вы не можете представить, что за утешение видеть, как Диавол вооружается против нас, пользуясь своими рабами для нападения и стараясь погубить по ненависти к Иисусу Христу...
Мужчины здесь столь же голы, как Ваша рука. Девицы и молодые женщины совне довольно прилично покрыты, но их разговоры между собой грязны как клоака. Воровство у них почитается за доблесть. Обжорство и любовь к наслаждениям сильнее прочих пороков: они предаются самому постыдному образу жизни, еще прежде чем достигают возраста, достаточного для понимания позора того, что делают. Но хуже всех здешний знахарь. Сначала он притворился нашим другом и даже взялся учить местному языку. Когда же приступили мы к божественным наставлениям, то язычники при каждом нашем слове разражались глумливым хохотом. Потом уже мы узнали, что этот плут учил нас одним непотребным и богохульным словам...»
Следует отметить, что практически ни одно путешествие в Новый Свет того времени не обходилось без католических монахов. Завоевателей-конкистадоров постоянно эскортировали духовные отцы, отпускающие грехи пропорционально весу кастельяно, попадавших в их карманы. Поистине величайшего удивления заслуживает тот факт, что Колумб отважился отправиться в свое первое плавание без единого из этих «подвижников» на борту. Случай, прямо скажем, беспрецедентный!
Спустя немного времени святые отцы порешили, что опыта «работы» на новом континенте им не занимать. К тому же выступление генерала иезуитов Госвина Никкеля прямо призывало развернуть миссионерскую деятельность вне зависимости от королей и государств. Достопочтенный генерал, сославшись на известное высказывание пророка Исайи, прямо заявил, что «христианство рассматривает весь мир как свой дом, светские же государства тормозят своим существованием борьбу религии за свое окончательное торжество».
Новый Свет оказался достаточно обширным. Путей-дорог, проложенных в лесных чащобах, скалистых отрогах Кордильер, выжженных палящим солнцем прериях и по руслам бесчисленных рек, хватало на всех. История открытий вступила в свой новый этап — конкиста эспиритуал. Изобретателем этой духовной охоты по праву считают знаменитого доминиканца Бартоломе де Лас-Касаса, автора «Краткого сообщения о разорении Индий». Все дело в том, что ему удалось-таки убедить папу Павла III поставить на Римском соборе 1538 года «существеннейший» вопрос: «Можно ли считать индейцев людьми?» Дилемма разрешилась для краснокожих положительно. Церковный собор, собравшийся в Лиме, пошел еще дальше и после продолжительных дискуссий торжественно постановил: «Считать индейцев обладателями бессмертной души».
Не исключено, что наиболее убедительным аргументом для соборных отцов послужило неустанное общение европейцев с прекрасной половиной туземных обитателей Нового Света, со всеми вытекающими из этогр общения последствиями. Так или иначе, но с названного времени индейцы были духовно уравнены с завоевателями. Отныне зарезавшему краснокожего конкистадору надлежало замолить свой грех, и здесь предусматривались уже не только духовные, но и материальные расходы. Приходилось призадуматься.
Соборные вердикты как нельзя более ободрили католических миссионеров. Францисканцы и доминиканцы, картезианцы и бернардинцы, августинцы и кармелиты, салезианцы и бенедиктинцы энергично взялись за дело, стремясь как можно скорее возвратить заблудшие души в лоно Христово.
Иезуиты появились в Новом Свете в середине шестнадцатого столетия. Много потрудились они, прежде чем добились успеха в своем предприятии. Сыны Лойолы учли ошибки предшественников, открытое насилие заменили хитростью, поиски готовых богатств — кропотливым их накоплением. Осознали они и тот факт, что невозможно объяснить дикарям сущность христианского учения без знания их языка.
В Новой Франции (Канада) до иезуитов некоторое время миссионерствовали вытесненные ими впоследствии францисканцы-реколлекты. Избрав исходным пунктом своей деятельности Квебек, где чуть позже, в конце XVII века, появилась резиденция католического епископа, иезуиты устремились внутрь континента. В первой четверти XVII столетия они проникли в область Великих озер. В 1633 году иезуит Лежон отправился в челноке к верховью реки Св. Лаврентия. В 1634 году три монаха объявились у племени гуронов. В том же году на поиски Западного моря направился иезуит Жан Николе. Жан Бребеф в 1640 году открыл озеро Эри. Годом позже миссионерствовал среди индейцев племени сиу Исаак Жог, пока не попал в районе Со-Сент-Мари в плен к воинственным ирокезам. Подобная же судьба постигла в 1644 году и знакомого нам отца Брессани. Разница заключалась лишь в том, что он оказался пленником гуронов. К середине XVII столетия иезуиты открыли Ниагару. Однако именно к этому времени миссии-редукции святых отцов пришли в совершенный упадок. В 1646 году, заблудившись в лесу, замерз «последний иезуит», престарелый миссионер Ноэ...
Постепенно отцы-иезуиты отошли на Запад и Юг. Там они были более удачливы, утвердившись в Рио-Гранде-дель-Норте, Мексике, Новой Гранаде (Колумбия), Перу, Мараньяне (Бразилия), Парагвае, Тукумане (Аргентина)... дойдя до самого Магелланова пролива. Сыны Лойолы были поистине вездесущи. «Можно сказать,— писал известный в прошлом ученый-историк Г. Бёмер,— что в беспредельной испанской колониальной империи не было почти ни одного сколько-нибудь значительного индейского племени, среди которого иезуиты не испробовали бы конкиста де алмас, охоты за душами, и, по крайней мере, в течение некоторого времени не проповедовали бы Евангелие». Особенно успешно потрудились они «во славу Господню» начиная с конца XVI столетия среди племен, обитавших в бассейнах рек Соноры и Синалоа, где основали 40 редукций. Следом появились шестнадцать миссий у индейцев-рыболовов Нижней Калифорнии. Несколько позже иезуиты добрались до лесного народа, наяритов...
Первые миссии Новой Гельвеции также были основаны иезуитами. Проникнув в Верхнюю Калифорнию, Общество Иисуса возлелеяло мысль основать независимую от метрополии колонию, подобную теократической империи, что была у них в Парагвае. Для подобных устремлений у отцов имелись более чем серьезные основания. Они были осведомлены, что Верхняя Калифорния богата благородными металлами. Еще в первой половине XVI века некий монах Маркос де Ниса предпринял путешествие к Северной Калифорнии и, возвратясь, доносил мексиканскому вице-рою Антонио де Мендоса, что «страны те весьма богаты золотом». Миссионерствовавший в Калифорнии (1701—1706) падре Николо также сообщал, что страна та «обладает несметными богатствами благородных металлов». В горах Сьерра-Невады в глубокой тайне разрабатывали иезуиты золотые и серебряные прииски. Сотни закованных рабов-индейцев умирали здесь от непосильного труда. Наместники короны настороженно следили за действами Общества Иисуса в Новой Гельвеции. Наконец, весной 1767 года получили они из Мадрида пакет с большой королевской печатью и строжайшим предписанием председателя Кастильского совета графа Аранды: «Не вскрывать его под страхом смертной казни до 25 июня». Когда же настал срок и пакет был вскрыт, в нем обнаружили прагматику, повелевавшую незамедлительно взять под стражу всех отцов-иезуитов, «даже больных и умирающих», и, объявив о роспуске «на веки вечные» их ордена, «первым же кораблем отправить в порт Санта-Мария, близ Кадиса, а оттуда — в папские владения в Италии». Всего из Нового Света было тогда выслано 2260 иезуитов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "За Тридевять Земель"
Книги похожие на "За Тридевять Земель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Скарбек - За Тридевять Земель"
Отзывы читателей о книге "За Тридевять Земель", комментарии и мнения людей о произведении.