Роберт Скотт - Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма."
Описание и краткое содержание "Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма." читать бесплатно онлайн.
В историю познания, открытия человеком Земли трагические страницы в 1910-1912 годов вписала английская экспедиция к Южному полюсу под руководством капитана Роберта Скотта. Дневники полярного путешественника, его прощальные письма, обращенные к родным, друзьям, к английскому обществу, найденные на груди замерзшего исследователя, рассказывают не только о драматических событиях, но и о величии человеческого духа, о том, как люди открывали и покоряли Южный полюс, познавали Южный континент - Антарктиду.
Иллюстрации и карты, воспроизведенные в издании, взяты из английского двухтомника, посвященного второй, последней экспедиции Роберта Скотта и его товарищей.
Среда, 27 декабря. Завтрак. Барометр 535 мм. Ветер сегодня легкий, а тащить тяжело. Все потели, особенно команда вторых саней, которая с большим трудом не отставала от нас. Мы то поднимались, то спускались. Подъемы же очень утомительны, особенно когда попадаем на заструги, на которых сани кидает из стороны в сторону. И все‑таки мы прошли 7,5 географической мили.
Сегодня утром случилась крупная беда: Боуэрс разбил единственный имевшийся у нас гипсотермометр. Теперь нечем проверять наши два анероида.
Ночной лагерь 49. Барометр 530 мм. Температура воздуха ‑6,3° [‑21 °C]. После завтрака хорошо было идти по мягкой, прикрытой снегом поверхности, но потом встретились твердые, скользкие заструги. Шаг мы все еще держали хороший, хотя я предчувствовал, что будет неладно. И действительно, перевалив за небольшую возвышенность, мы снова очутились среди трещин и всяких препятствий. Целый час бились, выискивая дорогу, проваливались в трещины. На вершине опять попали в котловину — по‑видимому, центр всего этого хаоса. Только в последние час с четвертью мы выбрались снова на мягкий снег, по которому идти было хорошо. Лагерь разбили в 6 ч 45 м, сделав 13,5 мили.
Направлять партию, указывая дорогу, — задача нелегкая. Нельзя позволять своим мыслям разбегаться, как это могут делать другие. Когда, как это было сегодня, мы попадаем в трудные места, я нахожу эту должность утомительной и ответственной. От души надеюсь, что подобных мест больше не будет. Солнца мы не теряли из виду с тех пор, как достигли вершины глетчера; необыкновенно долгий период солнечного света. Вообще — монотонная работа. Счетчик и теодолит — господа положения.
Четверг, 28 декабря. Завтрак. Барометр 523,6 мм. С завтрашнего утра я снова становлюсь поваром. День был неспокойный, но мы все‑таки осилили 13 миль. Мои сани сегодня пошли легко, но после двух часов пути я заметил, что команде вторых саней тяжело. Я поменялся с лейтенантом Эвансом и нашел, что его сани действительно тяжелее. Команда не отставала, но шла не таким темпом, как моя. Тогда я заставил квартирмейстера Э. Эванса поменяться местами с Лэшли. Дело пошло как будто лучше, но дорога вдруг изменилась. Мы наткнулись на возвышенность с твердыми застругами. На вершине ее сделали привал для завтрака.
В чем же причина нашего затруднения? По одной теории, некоторые члены второй команды истощены; по другой — все происходит оттого, что они не так ступают и не вошли в ритм. Наконец, по третьей теории, — сани тяжело идут. Оказалось, что дело все в санях; расспросив как следует, я убедился, что виною тут беспечность. Полозья скользили отлично, но из‑за плохой погрузки и увязки клади остов саней покривился. Люди не истощены, и я им прямо объявил, чтобы они сами находили выход из трудного положения. Нет никакой причины, которая мешала бы им справляться с препятствиями так же легко, как справляется наша команда.
Ночной лагерь 50. Температура ‑6° [‑21 °C]. Барометр 526 мм. Южн. шир. 86°27 2'; вост. долг. 161°1 15 '. Магнитное склонение 179°33′Е.
Пятница, 29 декабря. Завтрак. Барометр 522 мм. Высота около 9050 футов. Такой ужасной дороги еще не бывало. Тащить сани очень тяжело. Все же прошли 6,5 географической мили. Трудно будет совершать переходы по намеченной программе, если такая дорога будет часто. Мы, кажется, медленно, но непрерывно поднимаемся. Отрадно, что вторая партия идет теперь наравне с нами. Трудности вызваны частично слишком большим грузом на санях, а частично плохим темпом продвижения.
Ночной лагерь 51. Барометр 520 мм. Температура ‑6° [‑21 °C]. После завтрака опять пробивались весь день и едва осилили 12 миль. Нас измучили две возвышенности. Развеваемый ветром сыпучий снег уносится, по‑видимому, через эти хребты и кучами оседает на северном склоне. Эти‑то кучи пуще всего нам и мешают. Погода на вид сомнительная. Над нашими головами толпой несутся перистые облака, разбегаясь к востоку и западу. Ветер, попеременно поднимаясь и падая, гонит их от SE к SSW. Неприятно, потому что задерживает сани, но, полагаю, этот же ветер улучшает поверхность дороги. Будем надеяться, что завтра станет легче.
Только очень уж монотонно. Идешь и невольно отвлекаешься, уносясь мыслями к более милым местам и воспоминаниям. Только необходимость придерживаться курса или какое‑нибудь препятствие живо приводят в себя. Сегодня было несколько часов, когда мы пробирались с большим трудом. Такие часы — самые лучшие, потому что забываешься и незаметно подвигаешься вперед.
Суббота, 30 декабря. Завтрак. Барометр 519 мм. Ночной лагерь 52. Барометр 518 мм. Поднялись около 150 футов. Очень утомительный день, и сделано всего 11 миль. Ветер дул с юга к SE, правда не такой сильный, как обыкновенно. Обычное ясное небо. Высота, по указанию анероидов, — 9126–8970 футов.
На ночь мы устроились на склоне и сегодня утром не скоро достигли вершины. Это нас сразу утомило. Вторые сани отстали. Я не стал их ждать, а прошел 6,5 мили, сделал привал для завтрака и затем продолжал путь. Лагерь разбил в 6 ч 30 м. Остальные подошли в 7 ч 15 м. Под конец перехода мы опять поднялись на возвышенность, усыпанную знакомым сыпучим снегом. Расстояние между обеими возвышенностями составляло 8 миль, и, следовательно, требовался какой‑то период самой неустанной работы. Завтра я сделаю лишь половину перехода, установлю склад и сооружу 10‑футовые сани. Вторая команда, несомненно, утомлена. Остается посмотреть, как‑то она справится с санями поменьше и более легким грузом. Поверхность пути положительно хуже, чем была 50 миль назад. Температура воздуха ‑10° [‑23 °C]. Мы догнали Шеклтона. Все было бы хорошо, если бы я мог уверить себя, что вторая команда в состоянии идти дальше.
К полюсу!Воскресенье, 31 декабря. Канун Нового года. Лагерь 53. Барометр 513 мм. Высота около 9126 футов. Температура ‑10° [‑23 °C]. Вторая команда оставила склад — лыжи и еще кое‑какие вещи, всего весом около 100 фунтов. Я их отправил первыми. Они пошли, хотя не очень‑то быстро. Мы последовали за ними, но догнали лишь тогда, когда они, как договаривались, сделали привал в 1 ч 30 м. К этому времени мы прошли ровно 7 миль и, должно быть, порядочно поднялись. Взобрались на одну крутую возвышенность в начале перехода и на другую в конце, пройдя всего 5 миль от одной к другой. По этим скатам тащиться всего тяжелее, но мы, в сущности, поднимались весь день.
Наварили себе побольше чая и принялись за работу — разгружать сани. Это заняло немного времени, но происходящий в другой палатке процесс сооружения десятифутовых саней — длинная история. За него принялись квартирмейстер Э. Эванс и Крин и замечательно сработали. Э. Эванс — несомненно, бесценное приобретение. Соорудить сани в таких условиях — подвиг. Лейтенант Эванс сейчас установил широту — 86°56 южная, так что мы весьма близки к намеченной на сегодняшний день цели — 87‑й параллели. Здесь теряем полдня, но надеюсь это наверстать, подвигаясь вперед много быстрее.
Этот склад называется Склад третьего градуса. В нем оставляется провизия на неделю для обеих команд.
Удивительно, как мало миража здесь, на этих высотах, и какое слабое преломление лучей. Все, кроме матросов, сидим в двойной палатке. Впервые положили ее на подкладку. Стало много уютнее.
10 ч вечера. Переделка саней потребовала больше времени, чем я ожидал, но теперь почти окончена. 10‑футовые сани на вид весьма удобны. Мы лишний раз напились чаю, забрались (нас пятеро) в свои спальные мешки. Тепло, как в печке. Света достаточно, чтобы писать или работать. Легли не раньше 2 ч утра.
Наблюдения: южн. шир. 86°55 47 '; вост. долг. 165°5 48 '. Магнитное склонение 175°40′Е. Барометр утром 511 мм.
Понедельник, 1 января 1912 г. Новый год. Барометр 510 мм. Поднял людей около 7 ч 30 м утра и выступили в 9 ч 30 м. Лейтенант Эванс со своими пошел вперед пешком. Мы последовали за ними на лыжах и сглупили. Заблаговременно не осмотрели лыжной обуви, и понадобилось добрых полчаса, чтобы привести ее в порядок. Уилсону особенно пришлось повозиться. Когда мы, наконец, двинулись, сани, к нашему удивлению, пошли очень легко, и мы стали быстро догонять товарищей.
Ночной лагерь 54. Барометр 508 мм. Поднялись около 150 футов. Высота над Барьером около 9600 футов. Сделали привал для завтрака, пройдя 5,5 мили, и рано продолжили путь. К 7 ч 30 м прошли все 11,3 географической мили. У нас за завтраком опять была задержка. Э. Эванс чинил палатку, а я исправлял печку. Однако под конец мы догнали остальных и последние четверть часа шли с ними рядом. Удивительно, как легко было тащить сани. Мы весь день едва напрягали силы.
Опять весь день поднимались, но склоны уже не такие крутые. Я боялся, что на твердых местах с лыжами будет неудобно. Ничуть не бывало. Температура ‑14° [‑26 °C]. Температура падает и падает, как кажется, вместе с ветром. В двойной палатке очень хорошо. Всем выдано по палочке шоколада: надо же чем‑нибудь отпраздновать Новый год!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма."
Книги похожие на "Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роберт Скотт - Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма."
Отзывы читателей о книге "Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма.", комментарии и мнения людей о произведении.