Илья Мощанский - Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР"
Описание и краткое содержание "Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР" читать бесплатно онлайн.
Эта книга посвящена нескольким малоизученным для отечественного читателя операциям Второй мировой войны. Первая часть представленной работы связана с освобождением прибалтийских республик СССР. В последнее время избранная тема стала предметом политических спекуляций для правящих кругов независимых государств Прибалтики, поэтому автор акцентирует свое внимание именно на военной составляющей происходящих событий, касаясь национальных формирований Красной армии и войск СС только в контексте военного противоборства. Другие главы описывают десантную операцию в Нормандии летом 1944 года, а также знакомят читателя с операциями под Москвой и на Балканах, происходившими в 1941 и в 1944–1945 годах.
Командир 4-го гвардейского механизированного корпуса лично проверил готовность 36-й гвардейской танковой бригады — главной ударной силы корпуса. Как уже говорилось, корпус был усилен 230-м гаубичным артиллерийским, 140-м минометным, 58-м гвардейским минометным полками, 42-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригадой, 22-й зенитной артиллерийской дивизией и 218-м отдельным инженерным батальоном. С воздуха его действия обеспечивались частями 9-го смешанного авиационного корпуса.
Во второй половине дня 11 октября 4-й гвардейский механизированный корпус начал переправу через реку Велика Морава в районе населенного пункта Дони Ливадицы. Попытки авиации люфтваффе разбомбить мост и сорвать переправу гвардейцев успеха не имели. К рассвету 12 октября войска корпуса полностью переправились через реку и, пройдя через боевые порядки находившихся на левом берегу передовых частей 68-го стрелкового корпуса, начали быстро продвигаться к Белграду. Войска корпуса наступали по двум маршрутам. Главный удар наносился основными силами в направлении Велика Плана, Топола, Младеновац, Белград, и вспомогательный — в направлении Велика Плана, Смедерево, Белград.
По маршруту Велика Плана, Смедерево, Белград наступала 15-я гвардейская механизированная бригада, усиленная истребительно-противотанковым артиллерийским, зенитно-артиллерийским полками, дивизионом гвардейских минометов, дивизионом 120-мм минометов и двумя инженерными ротами. Бригада должна была выйти на пути отхода противника из района Пожаревац, Смедерево и не допустить его к Белграду. Части бригады действовали в отрыве от главных сил корпуса, и эта особенность обстановки требовала от командира бригады и его штаба хорошей организации боевого обеспечения, и в первую очередь эффективной разведки. С помощью местного населения и частей 1-й Краинской бригады 5-й дивизии югославской армии поздно вечером 13 октября бригада вышла к правому берегу Дуная, перерезав дорогу Смедерево — Белград. С выходом 15-й гвардейской механизированной бригады Красной армии и 1-й Краинской бригады НОАЮ к Дунаю пожаревацко-смедеревская группировка противника была изолирована от Белграда. Эта группировка общей численностью около 30 тыс. человек со всей боевой техникой и вооружением оказалась отрезанной от своих и зажатой с фронта наступающими частями 75-го стрелкового корпуса и 25-й дивизии 14-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии, с юга и юго-запада — 15-й гвардейской мехбригадой, 1-й Краинской бригадой НОАЮ и вышедшими в район Пожареваца частями 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады.
Наступавшие к югу от Белграда 68-й и 64-й стрелковые корпуса, войска 14-го корпуса и части 2-й Пролетарской и 17-й дивизий Народно-освободительной армии Югославии, преодолевая упорное сопротивление противника, вели бои с целью обеспечить действия советских и югославских войск, наступавших на Белград от возможных ударов противника с юга.
Предвидя угрозу прорыва советских и югославских войск к Белграду, германское командование потребовало от своих частей и соединений любой ценой воспрепятствовать этому. Одновременно оно всячески старалось ускорить отход группы армий «Е» на север. Немцы еще более усилили сопротивление наступавшим войскам 3-го Украинского фронта и югославской армии. Наиболее сильное сопротивление противник оказывал главным силам 4-го гвардейского механизированного корпуса и частям 1-го Пролетарского корпуса Народно-освободительной армии Югославии на направлении Топола, Младеновац, Белград. Здесь действовали сильные группировки пехоты, вооруженные фаустпатронами, танковые подразделения и значительное количество противотанковой артиллерии.
Однако ничто не могло остановить наступавшие советские и югославские войска. Главные силы 4-го гвардейского механизированного корпуса (36-я гвардейская танковая, 14-я и 13-я гвардейские механизированные бригады) в первой половине дня 12 октября в районе населенного пункта Наталинци (12 км восточнее Тополы) встретились с частями 4-й бригады 21-й дивизии НОАЮ. Посадив на танки один батальон этой бригады, 36-я гвардейская танковая бригада, сбивая заслоны врага, вскоре вышла к Тополе — крупному опорному пункту противника на дороге Белград — Крагуевац. Эта дорога являлась самой короткой коммуникацией, связывавшей южную группировку немецких войск с Белградом. По ней отводились на север войска из Греции и южных районов Югославии. Вот почему удержание Тополы для германского командования имело большое значение. На подступах к этому городу помимо 10-й Краинской бригады 5-й дивизии вели бои 13-я бригада 1-й Пролетарской дивизии и 2-я Краинская бригада 17-й дивизии югославской армии. Пока части 1-го Пролетарского корпуса вели упорные бои за Тополу с запада, к восточной окраине города подходила 6-я гвардейская танковая бригада 4-го гвардейского механизированного корпуса, которая с ходу атаковала этот опорный пункт. Бои по освобождению Тополы явились первыми совместными действиями 1-й армейской группы Народно-освободительной армии и советского 4-го гвардейского механизированного корпуса, в ходе которых югославские пехотинцы и советские танкисты и артиллеристы совместно атаковали врага.
С занятием Тополы была перерезана и прочно занята советскими и югославскими войсками последняя коммуникация, ведущая с юга к Белграду. Колонна 117-й немецкой дивизии, совершавшая марш из Греции к Белграду, была рассечена. К столице пробился только один ее полк. Главные силы дивизии остались в районе Кралево, Крагуевац. Теперь немецкие войска могли отходить на запад лишь по долине реки Западная Морава, а далее через Ужице в Боснию. В связи с этим Кралево приобретало для противника решающее значение. Через этот город проходили пути отступающих из Греции главных сил немецких войск.
Оборона Кралево была поручена генералу Мюллеру — командиру 34-го армейского корпуса. В его распоряжение выделялось значительное число войск. Из Салоник на самолетах перебрасывались один батальон 22-й пехотной дивизии и фузелерный батальон «Родос», по железной дороге подходили части 104-й егерской дивизии и войска 297-й и 181-й пехотных дивизий. Располагая этими силами, а также частями 7-й горной дивизии СС «Принц Евгений», генерал Мюллер принимал все меры к организации прочной обороны в Кралево.
Тем временем, овладев Тополой, главные силы 4-го гвардейского механизированного корпуса повернули на север и по шоссейной дороге устремились к Белграду, до которого оставалось около 70 км. По проселочным дорогам двигались части 1-й и 6-й Пролетарских и 5-й и 21-й ударных дивизий югославской армии. Преодоление этого отрезка пути также проходило почти в непрерывных боях с врагом.
В 9 км севернее Тополы, в районе Белозавцев, противник открыл по головным частям 36-й гвардейской танковой бригады сильный огонь из 88-мм самоходных орудий. Не останавливая движения, передовые части бригады атаковали вражеские позиции. Немцы, бросив орудия, автомашины и другое военное имущество, поспешно отошли в район города Младеновац, превращенного ими в сильный опорный пункт. Части 5-й ударной и 1-й Пролетарской дивизий вели напряженные бои за этот город. На южной окраине Младеноваца по левому берегу реки Луг и далее по железнодорожной насыпи немецкие войска подготовили оборонительный рубеж. Сам город был приспособлен к круговой обороне.
Выдвинутая под покровом вечерних сумерек как можно ближе к переднему краю обороны противника артиллерия корпуса произвела мощный огневой налет, после чего танки с десантом автоматчиков на броне на большой скорости атаковали немецкие позиции. Оборона врага была прорвана, танки ворвались в Младеновац. Вместе с советскими бойцами наступали части 4-й Краинской бригады 5-й дивизии и 3-й Краинской бригады 1-й Пролетарской дивизии, которые ворвались в северную и западную части города. Поздно вечером 12 октября Младеновац был полностью очищен от противника, мост через реку Луг разминирован. Правда, эти успехи стоили советским и югославским частям немалых жертв. Только подбитыми и сожженными 4-й гвардейский механизированный корпус потерял почти полтора десятка танков.
Преследуя отходившего противника, 36-я гвардейская танковая бригада 13 октября на рассвете подошла к новому опорному пункту немцев на пути к Белграду — Раля (западнее). Здесь противник также оказал упорное сопротивление. Перешедшие в атаку после короткой артиллерийской подготовки части бригады и два батальона из состава 1-й Пролетарской бригады успешно атаковали немецкий укрепленный пункт. Противник не смог устоять и в 7.30 вынужден был оставить Раля и отойти к Авале. Отход противника прикрывался его авиацией, проявившей в этот день особую активность.
В то время как советские подвижные соединения совместно с частями 1-й Пролетарской и 5-й Краинской дивизий югославской армии, преследуя противника, вели бои на направлении Топола, Младеновац, Белград, главные силы 5-й дивизии, быстро продвигаясь на север, 12 октября вышли на линию железной дороги Мала-Крена — Белград.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР"
Книги похожие на "Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Мощанский - Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР"
Отзывы читателей о книге "Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР", комментарии и мнения людей о произведении.