Т Луценко - Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)"
Описание и краткое содержание "Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)" читать бесплатно онлайн.
Луценко Т
Создатель 'Человеческой комедии' (Вступительная статья)
Т.Луценко
Создатель "Человеческой комедии"
Вступительная статья
Бальзак О. Гобсек; Евгения Гранде; Отец Горио
Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 г. в г.Туре. Его отец, крестьянин по происхождению, в годы революции стал чиновником и коммерсантом, разбогатев за счет поставок провианта армии.
В восемь лет родители определили мальчика в Вандомский коллеж, пребывание в котором оставило тяжелый след в сознании писателя. Здесь господствовал суровый полумонастырский режим. Дети не имели каникул, годами жили в стенах коллежа вдали от семьи. Грубые и невежественные учителя часто прибегали к телесным наказаниям, обучение было сухим и схоластическим. Втайне от наставников юный Бальзак много читал. Книги несколько скрашивали его мрачное существование в коллеже, помогали переносить муштру и казенщину. Так продолжалось шесть лет. Под конец нервы подростка не выдержали - он заболел, родители вынуждены были взять его домой.
С 1814 по 1816 год Бальзак завершает среднее образование в частных пансионах Парижа, куда к этому времени переехала вся семья, а затем слушает лекции в Школе права и одновременно работает секретарем в конторе адвоката. Сдав в январе 1819 г. экзамен на степень бакалавра прав, Бальзак закончил юридическое образование. Выгодная и почетная карьера нотариуса, которую прочили сыну родители, становится вполне реальной. Но молодой Бальзак отказался от нее. Вопреки воле родителей он решил стать писателем.
Семья Бальзака переехала в это время в предместье Парижа, местечко Вильпаризи, а Оноре остался жить в столице. Бальзак-отец отпускал на содержание сына очень незначительную сумму. Молодой Бальзак живет в жалкой, неуютной каморке на чердаке. Здесь холодно зимой и невыносимо жарко летом. Юноша скудно питается, ограничивает себя в топливе и в других бытовых расходах, не позволяет никаких развлечений. Дни и ночи отдает литературному труду. После неудачной попытки создать трагедию в духе классицизма Бальзак публикует под различными псевдонимами несколько произведений в популярном тогда среди широкой публики жанре "страшного романа". Острая занимательная интрига, построенная на тайнах, ужасах и преступлениях, обеспечивала произведениям такого рода легкий сбыт на книжном рынке. Но Бальзак мечтал о более серьезном литературном труде. Однако для этого надо было стать независимым от издателей и книгопродавцев, диктовавших свои условия.
В надежде разбогатеть Бальзак решает заняться коммерческой деятельностью. Он организует издание классиков французской литературы, затем с помощью друзей и знакомых покупает типографию. Но и первое, и второе предприятия терпят крах. К 1828 году Бальзак окончательно обанкротился.
Несмотря на все эти неудачи, 20-е годы представляют важный этап в формировании Бальзака-писателя. За это время он накапливает большой материал жизненных наблюдений, познает изнанку французского общества, проникает в его тайны. Вместе с тем он овладевает техникой литературного мастерства, изучает художественный опыт своих предшественников и современников: Мольера, Рабле, Купера, Гёте, Байрона и особенно Вальтера Скотта, который имел решающее значение в становлении его художественного метода.
Первым произведением, где Бальзак проявил себя зрелым художником, был исторический роман "Шуаны" (1829). С этого времени, по существу, начинается работа Бальзака над грандиозной эпопеей "Человеческая комедия", хотя полностью замысел этого великого творения сложился у писателя позже, к 1834 году. Труд Бальзака, создававшийся на протяжении всей зрелой творческой жизни писателя (с 1829 по 1848 год), положил начало реалистическому направлению во французской литературе и надолго вперед определил пути ее развития.
"Человеческая комедия" - большой цикл романов, повестей и рассказов. В него входит 95 отдельных произведений, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью, но в то же время является и органической частью единого целого. Взятые вместе, они создают всеобъемлющую картину жизни Франции в эпоху великих исторических сдвигов, от французской революции 1789 года до 30 - 40-х годов XIX века. В "Человеческой комедии" действует около 2000 персонажей, представляющих все классы и сословия, все профессии, все сферы французской общественной жизни - провинциальной и столичной. Создавая свое грандиозное творение, Бальзак опирался на богатейший материал реальных наблюдений, на тщательное изучение нравов, экономики и политики. Это определило высокую познавательную ценность его эпопеи.
Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после 1789 года. В глубоком понимании совершающихся социальных процессов К.Маркс и Ф.Энгельс видели одно из важнейших проявлений реализма французского писателя.
Однако указанные достоинства труда Бальзака еще не составили бы художественного произведения. Бальзак-художник преследует свои особые задачи. Он пишет "историю нравов", "историю человеческого сердца". Он исследует воздействие происходящих социальных процессов (а суть их состояла в утверждении капиталистического строя) на человеческую душу и отношения между людьми. В этом и заключается сущность реалистического метода, очень точно сформулированная Ф.Энгельсом в письме к английской писательнице М.Гаркнесс (апрель 1888 г.): "На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах"*. Знаменательно, что содержание своей формулировки Ф.Энгельс разъясняет на примере "Человеческой комедии" Бальзака, называя его крупнейшим мастером реализма в европейской литературе XIX века.
______________
* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 35.
Бальзак исходит в своем творчестве из убеждения, выработанного под влиянием передовой науки своего времени - истории, философии и естествознания, - что характер человека формируется под воздействием окружающей его общественной среды. Поэтому, создавая тот или иной "типичный характер", он стремится раскрыть (в образах, сюжетах, ситуациях) те общественно-исторические процессы (т.е. "типичные обстоятельства"), под влиянием которых он сформировался. Благодаря этому характер в произведении Бальзака выступает как закономерное порождение определенных общественно-исторических условий и становится, таким образом, выражением общественной закономерности, т.е. приобретает свойство "типичности".
Создавая тип, Бальзак часто заостряет образ, гиперболизирует основное качество его характера, чтобы полнее и ярче выявить в нем существенные стороны общественной жизни. По такому принципу созданы, в частности, образы ростовщика Гобсека и коммерсанта Феликса Гранде в повести "Евгения Гранде".
Усиление той или иной черты характера героя, применяемое писателем, не делает образ схематичным или неправдоподобным. Тип предстает в художественном произведении Бальзака как конкретный персонаж, как живая человеческая личность с присущими ей индивидуальными чертами. У него "каждое лицо - тип, но вместе с тем и вполне определенная личность"*. В этом, по словам Ф.Энгельса, проявляется главная особенность реалистического характера. Типическое выражено в нем через индивидуальное, общее - через конкретное.
______________
* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 36, с. 333.
Такая установка определила художественные средства, применяемые Бальзаком в обрисовке образов-персонажей и окружающей их среды. Писатель стремится к предельной конкретности.
Понятие социальной среды не ограничивается у Бальзака непосредственным окружением, в котором находится герой, а распространяется на жизнь всего общества в целом. Экономические и социальные процессы, политические события, происходящие в масштабах всей страны, законодательные акты правительства воздействуют на жизнь каждого члена общества, меняя ее часто коренным образом. Отсюда приурочение действия каждого произведения к конкретному историческому периоду с точным указанием его хронологических границ, ссылки на конкретные юридические документы и политические события с их точной датировкой.
Последовательно проводимый принцип реалистической типизации позволил Бальзаку глубоко раскрыть общие закономерности жизни современного ему буржуазного общества и поставить проблемы большого исторического значения.
Что принес людям новый общественный строй, победивший во Франции после революции 1789 года? Осуществил ли он обещанные принципы свободы, равенства и братства? Установил ли царство разума и справедливости? Создал ли условия для полноценного развития человеческой личности, для ее счастья?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)"
Книги похожие на "Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Т Луценко - Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)"
Отзывы читателей о книге "Создатель Человеческой комедии (Вступительная статья)", комментарии и мнения людей о произведении.