» » » » Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов


Авторские права

Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов

Здесь можно купить и скачать "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Описание и краткое содержание "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать бесплатно онлайн.








Самовластное хозяйничанье соперничающих боярских кланов больно отражалось на рядовых обывателях. Вся система государ­ственной администрации, созданная в правление Ивана III и Василия III, опиралась на местнический принцип организации служилого сос­ловия. Служебное старшинство боярина определялось его «местом» в собственном роде и «местом» его рода среди других родов. Дети, пле­мянники и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки. «Отеческая честь» зависела от происхождения, но ее необходимо было поддерживать службой. Поэтому бегство с поля боя или отъезд в Литву одного представителя семьи могли привести весь род к царской опале и «закосненью» — т. е. род оказывался на задворках местнической иерархии. Честь рода определялась преце­дентами, поэтому нельзя было пропустить «невместное» назначение, от этого была «поруха» всему роду. Нередко бывали случаи, когда наз­наченный в поход боярин отказывался выступать под командой менее «честного» воеводы. Верховным судьей в местнических спорах был сам государь, который до известных пределов мог «высить» род своим благоволением. Когда наверху властной пирамиды оказывался сла­бый, малолетний великий князь, административная система начина­ла давать сбой. К 1547 г. административная и военная организация страны в результате олигархических склок была сильно расшатана.

Власть не могла даже обеспечить надежной защиты от набегов свое­вольных татарских мурз. По сообщению иностранного путешествен­ника, в одном только 1551 г. в Казани продавалось на невольничьем рынке до 100 тыс. пленников из Московии (все население страны, по расчетам демографов, не превышало тогда 6 млн человек). Московс­кий бунт, а подобные мятежи происходили и в других городах, ясно показал, что требовалось немедленное и энергичное «устроение» Мос­ковского государства.

В понятиях того времени настроения, царившие в Москве после июньского пожара и бунта, описывались как всеобщее «покаяние». Необходимо иметь в виду, что покаяние означало не только христиа­нское таинство, но и отказ от прежней, дурной, греховной жизни и сознательный переход к лучшей, праведной. В этом смысле следует понимать сообщение «Степенной книги» о том, что сам «благочести­вый царь» и «вельможи его до простых людей все сокрушенным серд­цем..., греховные дела возненавидев», «умилились и на покаяние ук­лонились».

В правительственной среде нашлись люди, которые давно за­мышляли реформы. В 1548 г. к власти приходит неформальный кру­жок администраторов, во главе с Алексеем Федоровичем Адашевым, который иногда историки называют «избранной радой». Название это неудачно во многих отношениях. Оно впервые было пущено в оборот князем Андреем Курбским в «Истории о великом князе моско­вском», сочиненной после многих лет жизни беглого воеводы в Поль­ше, где он усвоил многие польско-литовские политические термины. Разумеется, на Москве не пользовались словом «рада», и само поня­тие, определяющее политический институт польско-литовского госу­дарства, едва ли в данном случае применимо. Кружок реформаторов был сугубо неформальным и не составлял правительства, облеченно­го ясно очерченными полномочиями. Правильнее говорить, видимо, о фактическом правительстве, душой которого был Алексей Адашев при формальном «председании» царя. Помимо Адашева, в этот ближний круг входили священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, посольский дьяк Иван Висковатов, бояре Захарь­ины-Юрьевы. Вопреки распространенному заблуждению, Андрей Курбский не входил в этот правительственный кружок, «воинский чин» в нем представляли бояре Иван Шереметев и Михаил Вороты­нский.

Правительство должно было разрешить несколько важнейших проблем и прежде всего упорядочить военное дело и финансы. Указа­ми 1549—1550 гг. бьио ограничено ведение местнических споров, причем служебное начало при назначении на должности было постав­лено выше родового. Местничать воеводам в военное время было зап­рещено. В 1556 г. был введен в действие детально разработанный Ус­тав о службе, выровнявший тяготы всех «воинников» — один конный воин в полном снаряжении должен был выставляться с каждых 100 четвертей пахотной земли, состоящей в поместном или вотчинном владении. Упорядочено и унифицировано было налогообложение. Единицей обложения стала «соха», включавшая 800 четвертей поме­стной, 600 — церковной или 400 — крестьянской земли.

Однако важнейшую и наиболее болезненную часть реформ сос­тавляло упорядочение государственного управления и суда. Реформа­торы рассчитывали укрепить правопорядок, предоставив всем сосло­виям возможность соучаствовать в выработке и реализации властных решений. В 1549 г. было введено первое важное новшество — состоялся «собор примирения», на заседаниях которого, помимо Бо­ярской думы и церковного «чиноначалия», присутствовали воеводы и дети боярские. Московские великие князья и прежде устраивали по­добные расширенные совещания, но они обсуждали исключительно военные проблемы. На соборе 1549 г. 18-летний царь публично зая­вил о необходимости радикальных перемен в государственном устрой­стве, и собор приговорил разработать новый свод законов — Судеб­ник. Казенный приказ, во главе которого стоял Адашев, энергично принялся за дело, и в 1550 г. новый свод законов был утвержден Бо­ярской думой, а некоторые его положения через год обсуждались и ут­верждались собором.

Новый Судебник существенно ограничивал произвол назначае­мых царем наместников-кормленщиков, отныне вершить суд (а надо заметить, что в те времена слово «суд» означало и административную деятельность) они должны были при непременном участии земских выборных. Адашевское правительство завершило начатую еще при Елене Глинской губную реформу. В новых административных окру­гах (губа, как правило, включала два-три уезда), созданных в цент­ральной части страны — «Замосковном» крае, — местное управление и полицейские функции передавались выборным «губным старостам» из «детей боярских», то есть служилых людей, будущих дворян. В 1552 г. в тех уездах, где губные институты не могли быть сформиро­ваны за малочисленностью служилых людей, главным образом на се­вере страны, начинается проведение земской реформы, в ходе кото­рой наместники заменялись земскими старостами и «излюбленными головами» из посадских людей и черносошных крестьян. Земские ста­росты, опираясь на нижестоящих выборных сотских и десятских, проводили разверстку и сбор налогов, вели следствие и суд. Выбор­ность и сменяемость этих новых «чиноначальных» людей ставили го­сударственную власть под контроль подданных, приобретавших чер­ты граждан. Выборность местных властей сокращала масштабы зло­употреблений и произвола, в частности, выборные должны были наблюдать, чтобы судьи не брали «посулы» — взятки от тяжущихся сторон. Центральная власть поступалась частью своих прерогатив в пользу «лучших людей» на местах.

Проведение земской реформы было связано с необходимостью обеспечения единства законодательства, вступавшего в противоре­чие с существовавшей системой исключительных иммунитетных прав светских и духовных «сильных людей», освобождавших их от подчинения общим нормам закона. Особыми — «тарханными» — гра­мотами предоставлялись освобождение от повинностей и право непод­судности никакому суду, кроме великокняжеского. Судебник реши­тельно положил конец этой практике. Статья 47 гласила: «...Тархан­ных вперед никому не давать, а старые тарханные грамоты поимати у всех».

Местный суд становился образцом отношений государственной власти с выборными от сословий. Логическим завершением этой конструкции было бы создание представительного учреждения от «всей земли» также и при верховной власти. И в этом направлении да­же были сделаны первые шаги. Помимо «собора примирения», мы знаем о созыве в эпоху адашевского правительства в 1551 г. собора, получившего по числу глав в соборном «уложении» название Стогла­ва, однако труды этого собора главным образом относились к упоря­дочению церковной жизни и, соответственно, состав его был ограни­чен преимущественно церковными людьми.

Создание системы сословного представительства в эпоху Адашева не было завершено: созыв соборов производился нерегулярно, не су­ществовало правил о выборах депутатов, не был определен круг воп­росов, подлежащих соборному рассмотрению. Тем не менее не подлежит сомнению, что установление «праведного» суда под контролем выборных — «излюбленных» — людей было шагом к созданию сословно-представительной государственной системы, из которой в дальней перспективе могли вырасти парламентская монархия и демократия современного европейского типа. Современники эту связь сознавали вполне отчетливо. Андрей Курбский в своей истории грозненского царствования писал, что Адашев был «общей вещи зело полезен». «Общая вещь», или «общее дело», — в данном случае дословный пере­вод латинского понятия «гез риЪИса». Ростки понимания государ­ственной работы как общего дела монарха и подданных, работы «всей земли», пробившиеся в реформах 1550-х гг., бесспорно, открывали для Руси правовую перспективу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Книги похожие на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Карацуба

Ирина Карацуба - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Отзывы читателей о книге "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.