Иван Глушанков - Навстречу неизведанному

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Навстречу неизведанному"
Описание и краткое содержание "Навстречу неизведанному" читать бесплатно онлайн.
Автор книги уже более 10 лет ведет архивные изыскания, связанные с Веткой Северной экспедицией 1733–1743 гг. За это время им опубликован ряд статей и материалов, глубоко и серьезно освещающих эту волнующую страницу истории русских исследований в Арктике и русского флота. Книга посвящена подвигу одного из отрядов Великой Северной экспедиции, исследовавшего полуостров Таймыр. Впервые так полно рассказывается о руководителях отряда — В. Прончнщеве, С. Челюскине, X. Лаптеве. Основываясь на многочисленных документах, автор повествует о том, как были обследованы и нанесены на карту тысячи километров Таймырского побережья.
В 1654–1667 годах Россия участвовала в длительной войне против Польши, Швеции, Османской империи и ее вассальных государств — Молдавии и Крымского ханства.
В этой войне при сражении с поляками погиб Михаил Семенович Прончищев. А в 1677 году при защите украинской крепости Чигирин от нападения огромной турецкой армии Ибрахим-паши и Крымского хана Селим-Гирея был убит Парфений Михайлович Прончищев, еще в 1651 году он был «пожалован» деньгами за «Литовскую и Быховскую и за Польскую службу посольства». [71]
Через десять лет турки вновь предприняли военные действия. В рядах русских войск теперь уже сражались сын Парфения Михайловича и внук Михаила Семеновича — Василий Парфентьевич Прончищев, отец будущего мореплавателя. Он участвовал в Крымских походах 1687–1689 годов, после чего служил устьянским ротмистром. [72] В последние годы XVII столетия он был «написан стольником» и проживал в своей вотчине, расположенной в Мытском стане Тарусского уезда Калужской провинции.
В его большой семье было пять сыновей. Самый младший, Василий, родился в 1702 году.[73] Василию суждено было стать единственным военным моряком в семье Василия Парфентьевича Прончищева. [74] В 1716 году его направили учиться в Московскую навигацкую школу, а в следующем году он был переведен в Морскую академию. [75] Учился Василий успешно, особенно отличаясь в практических плаваниях. С 1718 по 1724 год он тридцать четыре месяца проходил практику на судах Балтийского флота — шнявах «Диана» и «Фалк», на гукоре «Кроншлот» и кораблях: «Егудиил», «Уриил 2», «Принц Евгений», «Исаак Виктория». [76]
В 1722 году, находясь еще в гардемаринской роте, где занимался практикой и продолжал изучать теоретический курс морских наук, Прончищев был аттестован так: «Надежен, только надобно выучить все науки в совершенстве, которые науки в надеянии может изучить вскоре». [77]
По окончании Академии он продолжал службу на Балтийском флоте. Василий Прончищев был на хорошем счету, службу нес исправно, старательно.
В апреле 1727 года флагманы Апраксин, Ушаков и Гордон, под командованием которых в разное время служил Василий Прончищев, предложили произвести его из гардемаринов в мичманы, [78] а через три года он уже числился штурманом и состоял членом, комиссии по аттестации чинов флота. [79] Когда началось комплектование состава Второй Камчатской экспедиции Беринга, Василий Прончищев подал прошение о зачислении его в эту экспедицию. В 1733 году его произвели в лейтенанты и позднее назначили командиром отряда, которому предстояло идти к западу от устья Лены.
…Путь «Якутска» вниз по великой реке Сибири Лене проходил довольно благополучно. Продвигаясь к берегам Северного Ледовитого океана, моряки все больше восхищались величием пейзажа Севера.
День ото дня суровее становились берега Лены. Чем дальше к северу, тем многоводнее была река. Но леса по ее берегам становились все более чахлыми. Потом деревья уступили место кустам и далее началась кочковая тундра, на которой росли кустики голубицы и бледно-оранжевая морошка.
Часто менялась погода, ветер то затихал, то вновь наваливался со всей силой. Иногда приходилось идти с помощью весел.
Во время следования «Якутска», как полагалось по инструкции, заполняли вахтенный журнал. Когда шли по реке Лене, журнал имел такие графы: время наблюдения, направление ветра, курс судна, пройденное расстояние. В последней графе указывалась дата, время суток [80] («пополудни» «пополуночи», или «дополудни»), и здесь же записывались, всякие случаи», то есть все наблюдения, которые вел вахтенный офицер и заносил в журнал под указанным часом.
На протяжении всего пути по Лене от Якутска до Северного Ледовитого океана в журнал ежедневно заносились записи об окружающей местности, гидрографических и метеорологических условиях.
Вот образец таких записей.
«Июля 8 дня пополуночи.
Час—1. Ветер крепкий, небо облачно. По правую сторону матерой[81] песчаной берег и по горам малой сосняк. По левую сторону 3 острова и на них лес тальник. Глубина реки 7 и 8 сажень.
Час — 5. По левую сторону течет река Силея, от нас на румбе вест-зюйд-вест.
…Июля 11 дня пополудни.
Час—1. Ветер средний, небо чисто и сияние Солнца. По правую сторону матерой берег и на нем лес, сосняк и ельник. По левую сторону острова и на них лес тальник, ельник и сосняк. Глубина реки 5–6 и 7 сажень.» [82]
Большое внимание уделялось точности определений места. С этой целью Челюскин (а иногда и Чекин) регулярно покидал судно и с двумя-тремя помощниками на ялботе подходил к берегу, где производил астрономические определения.
Составлялась первая карта Лены на основе инструментальной съемки. В распоряжении геодезистов имелись инструменты далёко не совершенные по сравнению с нынешними, и поэтому, чтобы избежать грубых ошибок, требовались большие навыки в обращении с ними приходилось также вводить многочисленные поправки. Долготу устанавливали по пройденному расстоянию: на море — исходя из расчета скорости движения судна, определяемой, лаглинем и песочными часами-склянками». На суше же долготу удавалось определять несколько точнее — с помощью мерных цепей. Однако и эти определения были весьма неточны.
Для определения широты имелись квадрант и градшток — простейшие астрономические инструменты для измерения высот небесных светил; астролябия — угломерный инструмент для геодезических и астрономических измерений. Мореплаватели пользовались зрительной трубой, компасом, пелькомпасом и различными справочными астрономическими таблицами. И однако же с помощью этих примитивных средств они сумели с большой точностью определить географические координаты.
16 июля «Якутск» подошел к Жиганскому зимовью. Здесь уже стоял бот «Иркутск». В зимовье по указанию якутских властей местный приказчик должен был обеспечить команды судов рыбой. Отсюда Прончищев и Ласиниус по общему совету решили отпустить по одному дощанику обратно в Якутск, сгрузив с них крупу, сухари и горох. Три дня занимались перегрузкой провианта. Воспользовавшись остановкой и хорошей солнечной погодой, Челюскин сделал астрономические наблюдения и записал в журнал: «Сего июля 19 дня усмотрели высоту солнца полуденную, градусов 48–47 минут, склонение солнца 18.40, ширина места градусов 67–27 минут». [83]
Разгрузку дощаников закончили 22 июля, и в тот же день в 5 часов вечера бот «Иркутск» поднял якорь и в сопровождении одного дощаника направился к восточной протоке дельты Лены. «Якутск» пушечной пальбой провожал их в нелегкий вояж. Никто не знал, что многие из команды «Иркутска» не вернутся.
В тот же день в 10 часов вечера «Якутск» отошел от зимовья.
Вахтенный озаглавил новую страницу журнала: «От Жиганского зимовья по реке Лене» и далее отметил:
«Плыли на прежнем курше. По правую сторону из берегу выпала речка по якуцкому званию Менкере да по левую сторону из берегу выпала же река Хахчан». [84]
2 августа подошли к острову Столб, от которого отходили протоки дельты Лены. Прончищев спешил как можно быстрее достигнуть устья реки Оленек. Большой выигрыш в пути мог дать проход по самой западной, Крестяцкой, протоке.
Два дня Челюскин на ялботах искал фарватер в западных протоках — /Китайской, Крестяцкой и Тумацкой, однако поиски не увенчались успехом, «понеже за позним временем, что уже вода вся упала и оттуда принужден не упуская время идти, хотя и дальнее излишество моему пути в восточную протоку, называемою Быковскою, как писал Прончищев в своем рапорте на имя Беринга.[85]
Съемка проток в низовьях Лены несколько задержала продвижение отряда на запад. Только 7 августа, следуя Быковской протокой, ведущей на юго-восток, «Якутск» вышел в море и стал на якорь западнее Быковского мыса.
На следующий день в ясную погоду увидели на другой стороне Быковского мыса бот «Иркутск», удаляющийся на восток.
Погода с каждым днем ухудшалась, чаще и чаще шел дождь или мокрый снег, наступали туманы, море штормило.
Перегрузив провиант (муку, мясо, масло) с оставшегося дощаника, Прончищев 10 августа отправил его обратно. Оба дощаника, один от Прончищева, другой от Ласиниуса, — повел в Якутск боцманмат Иван Григорьев.
Воспользовавшись благоприятным ветром, «Якутск» поставил все паруса и «августа 13 числа путь свой к западу возымел и шел морем.» [86]
Следуя на запад, уже 16 августа встретили плавучие льды. Кончались белые ночи, заметно приближалась зима, погода часто менялась, и в судовом журнале появились такие записи: «Ветер крепкий, временами бывает с нахождением шквала снега, мокрота с великою стужею». Часто видели со стороны севера и северо-запада стаи летящих к югу гусей, и отметили: «…потому признаем якобы острова или земля есть против той стороны». [87]
Шли вдоль берега без остановки, и 25 августа достигли устья реки Оленек. Здесь решили остановиться на зимовку, опасаясь плыть дальше из-за открывшейся в дубель-шлюпке течи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Навстречу неизведанному"
Книги похожие на "Навстречу неизведанному" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Глушанков - Навстречу неизведанному"
Отзывы читателей о книге "Навстречу неизведанному", комментарии и мнения людей о произведении.