Михаил Кузмин - Стихотворения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стихотворения"
Описание и краткое содержание "Стихотворения" читать бесплатно онлайн.
Поэтическое наследие М. Кузмина (1872–1936) в таком объеме издается впервые. Представлено 11 стихотворных книг и значительное количество стихотворений, не вошедших в авторские сборники. Большая часть текстов сверена с автографами, в примечаниях использованы обширные архивные материалы, в том числе Дневник поэта, а также новейшие труды отечественных и зарубежных исследователей творчества М. Кузмина.
На рассвете. Казань, 1910, с датой: 1909, июль. В Рук. 1911 ст. 5: «Очищен позднею порою».
«Когда душа твоя немела…»*
Эпиграф — первые слова арии Лоретты из оперы А. Э. М. Гретри. Эта ария была использована П. И. Чайковским для песенки Графини в опере «Пиковая дама». В Рук. 1911 ст. 33: «Слезу я слышу на щеке». Пение арии зафиксировано в Дневнике 10 июля 1909.
«Казалось нам: одежда мая…»*
В. 1909. № 10/11. В ст. 25 слово «Вождь» напечатано с прописной буквы.
VIII. Листки разрозненных повестей*
175–182. В Рук. 1911 цикл включает в себя еще одно ст-ние под № 5 (см. наст. изд. № 612).
«Молчим мы оба, и владеем тайной…»*
Ст-ния осени 1907 г., по признанию самого Кузмина, обращены к В. А. Наумову (см. примеч. 52–60; о Наумове см. примеч. 32–40).
«Светлые кудри да светлые открытые глаза…»*
Беловой автограф — РГАЛИ, в тетради 1904 г.
«Тихие воды прудов фабричных…»*
«Перевал». 1907. № 10, как первое ст-ние цикла «На фабрике» (см. примеч. 24–31, 7). Беловой автограф — Изборник.
«С каждым мерным поворотом…»*
Черновой автограф под загл. «В вагоне» — РГАЛИ. Очевидно, написано 18 или 19 октября, когда Кузмин возвращался из Окуловки в Петербург, и обращено к С. С. Познякову.
«В потоке встречных лиц искать глазами…»*
«Скэтинг-Ринк». 1910. № 2. Ср. запись в Дневнике 11 марта 1907 г.: «Я думаю о том студенте, которого, наконец, гуляя часа 2 по Морской, мы видели с Вал<ьтером> Фед<оровичем Нувелем>, потом он пропал». История любовников Вероны — трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
IX. Разные стихотворения*
В Рук. 1911 цикл расширен на 3 ст-ния за счет песен к пьесе Е. А. Зноско-Боровского «Обращенный принц»: «Серенада» («Приходит ночь в серебряной порфире…»), «Застольная» («Ближе сдвигайте звонкие бокалы…»), «Любовная» («Разлукой я томлюсь и день и ночь…»), идущих под №№ 1, 2 и 4. Соответственно далее нумерация ст-ний сдвинута.
«Волны ласковы и мирны…»*
В Рук. 1911 под загл. «Корабельная (женская)». Беловой автограф — Изборник. Черновой автограф — РГАЛИ. Зноско-Боровский Евгений Александрович (1884–1954) — секретарь редакции А, театральный критик, драматург. Автор статьи «О творчестве М. Кузмина» (А. 1917. № 4/5). В 1909–1910 гг. — близкий приятель Кузмина (сестра Зноско-Боровского была женой племянника Кузмина С. А. Ауслендера). Пьеса «Обращенный принц» игралась в «Доме интермедий» в 1910–1911 гг. в постановке В. Э. Мейерхольда, с музыкой Кузмина и в декорациях С. Ю. Судейкина. Опубликована: «Любовь к трем апельсинам». 1914. № 3.
«Боги, что за противный дождь!..»*
Автограф рукой С. С. Познякова с позднейшей карандашной пометой Кузмина: «С. С. Позняков писал» — РГАЛИ. Фотис — имя героини поэмы Кузмина «Новый Ролла» (см. № 316).
«Что морочишь меня, скрывшись в лесных холмах?…»*
Черновой автограф — РГАЛИ.
Геро*
Черновой автограф — РГАЛИ. Геро — имя героини греческой легенды, на свидания к которой ее возлюбленный Леандр приплывал через пролив Геллеспонт (ныне — Дарданеллы).
«В тенистой роще безмятежно…»*
В. 1909. № 3, в цикле «Осенние озера» (см. примеч. 110–121), с общей датой: октябрь 1908. Беловой автограф — РГАЛИ. Черновой автограф под загл. «Триолет» — РТ-1.
В старые годы*
ЗР. 1907. № 7/9, под загл. «Из старых лет (Посвящается Венецианову и его современникам)». Ст-ние было заказано редактором ЗР Н. П. Рябушинским Кузмину 2 сетлбря 1907 г.; написано 11 сентября (Дневник) специально для номера, посвященного А. Г. Венецианову.
Троицын день*
А. 1911. № 5. Черновой автограф с датой: 7 февраля 1911 — РГАЛИ. Беловой автограф — Изборник. Троицын день празднуется через 7 недель после Пасхи. «В этот день по всей Руси отправляется народное празднество завивания венков, семейного каравая и хороводных игр. Рано утром в городах и селах убирают дома березкою и цветами, пекут караваи, сзывают гостей, завивают венки из березы и цветов для старых и молодых людей» (Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., 1989. С. 352).
«Чем ты, луг зеленый, зелен…»*
На рассвете. Казань, 1910. Беловой автограф — Изборник. Черновой автограф — РГАЛИ.
«Солнцем залит сад зеленый…»*
Беловой автограф — Изборник. Черновой автограф — РГАЛИ. В Рук. 1911 последние 2 стиха восстанавливали акростих:
Вечер долог наш, клянуся!
Утром выйдешь, утомленный.
«В солнце облеченный» — парафраз еванг. «Жена, облеченная в солнце» (Откр. 12, 1).
Пасха*
«Речь». 1910, 18 апреля, беспл. прил. к № 106 (пасхальному) под загл. «Инок».
X. Стихотворения на случай*
«Одна звезда тебе над колыбелью…»*
3Р. 1909 № 1. В журнале и Рук. 1911 ст. 1–2:
Одна звезда цвела над колыбелью
И над моей далекою весной.
Черновой автограф — РТ-1 под загл. «С. А. Ауслендеру». С. А. Ауслендер — см. примеч. 14–23 (9). Одна звезда тебе над колыбелью и т. д. Имеется в виду, что Ауслендер родился 18 (по другим данным — 25) сентября, а Кузмин — 6 октября, т. е. под одним знаком Зодиака. Весну Тосканы сладко возродил. Побывав весной 1908 г. во флорейции, Ауслендер написал несколько рассказов, связанных с ее историей. Любви чужой прилежный ученик. Возможно, имеется в виду, что Ауслендер ездил в Италию с Н. И. Петровской, о чем Кузмин с сожалением записал: «Сережа, оказалось, как я и предполагал, уехал не один, а с Ниной. Бедный мальчик! недаром ему не хотелось ехать» (Дневник, 6 марта 1908). Отношения Петровской и В. Я. Брюсова были хорошо известны.
Акростих*
В. 1909. № 1, под загл. «Посвящение (Акростих)», в начале повести Кузмина «Подвиги великого Александра». 12 ноября 1908 г. Кузмин писал Брюсову: «Вы согласились, так любезно, на принятие от меня посвящения одного из моих произведений, но т. к. предполагаемое тогда „Путешествие“ сильно затормозилось и „Подвиги Александра“ будут готовы, несомненно, раньше, то не согласитесь ли Вы позволить мне посвятить и эту вещь Вам, как явному учителю?» (РГБ, арх. В. Я. Брюсова). 20 ноября 1908 г. Кузмин благодарил Брюсова за разрешение, а в самом конце года получил от Брюсова ответный сонет (В. 1909. № 2), за который специально благодарил: «Дорогой Валерий Яковлевич, неожиданным и тем самым еще более драгоценным подарком был мне Ваш сонет, который так незаслуженно Вы обратили ко мне. Пусть он послужит новой и лучшей шпорой в моих дальнейших занятиях» (РГБ, арх. В. Я. Брюсова). Вскоре после обмена сонетами Л. Мович (Л. М. Маркович) упрекнул поэтов в саморекламировании («Образование», 1909. № 5) и получил отповедь Брюсова (В. 1909. № 6). 24 января 1909 г. Кузмин записал в дневнике: «Вячеслав <В. И. Иванов> на меня кричал за сонет к Брюсову». Букефал (Буцефал) — конь Александра Македонского.
Ответный сонет*
Черновой автограф — РГАЛИ. Верховский Юрий Никандрович (1878–1956) — поэт, переводчик, близкий друг Кузмина. Сонет Кузмина входит в ряд сонетов на одни и те же рифмы, написанных также Верховским и Вяч. Ивановым. Сонет Верховского см.: Избр. произв. С. 520. Сонет Иванова см.: Иванов Вяч. Cor Ardens. M., 1911. T. I. С. 150, где в эпиграфе процитированы 4 первые строки сонета Верховского и 2 первые строки сонета Кузмина. В коде ивановского сонета упоминается Кузмин: «Бетховенского скерца Сейчас Кузмин уронит ливень вешний…» См. в дневнике Вяч. Иванова 12 августа: «От Юрия Верховского сонет без рифм, кот<орый> я прочел без труда, а Кузмин долго с трудом склеивал» (Иванов Вячеслав. Собр. соч. Т. II. Брюссель, 1974. С. 788), а также в дневнике Кузмина 13 августа: «Вяч<еслав> обиделся за двусмысленные строки в сонете к Юраше и вообще чем-то расстроен». «Башня» — квартира Вяч. Иванова (Таврическая, 25) в Петербурге. «Оры» — издательство, возглавлявшееся Ивановым, в котором в 1908 г. вышли «Комедии» Кузмина, а в 1910 г. — «Идиллии и элегии» Верховского. Гость стал певунье всегдашней. Имеется в виду, что Кузмин жил на «башне» довольно долгое время. Три последние слова — гневах, прозрачность и сердца представляют собою названия или фрагменты названий двух осуществившихся и одного планировавшегося сборников стихов Иванова: «Прозрачность» (М., 1904), «Cor Ardens» (т. е. «Пламенеющее сердце», М., 1911) и «Iris in iris» (т. е. «Радуга в гневах» — один из вариантов загл. сборника «Cor Ardens»). Неслучайность подтверждается тем, что в терцетах сонета Верховского обыграны названия еще трех сборников Иванова — «По звездам» (СПб., 1909), «Кормчие звезды» (СПб., 1903) и «Эрос» (СПб., 1907).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стихотворения"
Книги похожие на "Стихотворения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Кузмин - Стихотворения"
Отзывы читателей о книге "Стихотворения", комментарии и мнения людей о произведении.