Говард Лавкрафт - «Если», 1997 № 02

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 1997 № 02"
Описание и краткое содержание "«Если», 1997 № 02" читать бесплатно онлайн.
Говард Лавкрафт. В ПОИСКАХ НЕВЕДОМОГО КАДАТА, повесть
Людмила Щекотова. СЛАВА ОПТИМИСТАМ!
Энди Дункан. НЕЗЕМНОЙ ГОЛОС, рассказ
Елена Сеславина. ГОРИ, ГОРИ, МОЯ «ЗВЕЗДА»
Майкл Муркок. ЗА КРАЕМ МИРА, повесть
Урсула Ле Гуин. КУРГАН, рассказ
Стивен Дональдсон. ДОЧЬ ИМПЕРАТОРА, повесть
Джером Биксби. КАКАЯ ЧУДЕСНАЯ ЖИЗНЬ! рассказ
Марина Арутюнян. НЕСЧАСТНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ТИРАН
Кирилл Королёв. НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ ТАЛАНТ
РЕЦЕНЗИИ
Сергей Переслегин. КРИЗИС ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
НФ-новости
PERSONALIA
ВИДЕОДРОМ
*Адепты жанра
-- Дмитрий Караваев. МЕЖДУ МАРСОМ И ВЕНЕРОЙ
*Рецензии
*Герой экрана
-- Дмитрий Савосин. ДРАКУЛА, КАРПАТСКИЙ ГРАФ
*Рецензии
*Тема
-- Сергей Кудрявцев. ЭПОХА ЗА ЭПОХОЙ
ТЕМА
ЭПОХА ЗА ЭПОХОЙ
*********************************************************************************************
Teма путешествий во времени необычайно популярна в фантастической литературе. Кинематограф также подарил зрителем немало подобных увлекательных путешествий.
Впрочем, по мнению автора статьи, КИНО уже само по себe — ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ.
*********************************************************************************************Английскому фантасту Герберту Уэллсу принадлежит немало провидческих идей, с энтузиазмом подхваченных литературной и кинематографической фантастикой XX века Прообраз машины времени можно, конечно, обнаружить и в сказках, и в древней литературе. Какой-нибудь античный Deus ex machina спускается с небес для того, чтобы по воле Рока или Божественного Провидения наказать согрешивших и внести гармонию в мирской хаос. А современные читатели и зрители узреют в этом явную перекличку с пришествием инопланетян на межгалактическом корабле, преодолевшем тысячи световых лет и прорвавшемся сквозь время — через некую дыру в континиуме — как, например, в фантастическом фильме «Звездные врата» (1994) немецкого режиссера Роланда Эммериха. Однако нас в данный момент больше интересует именно тема «машины времени» в кинофантастике, позаимствованная как раз у Уэллса и щедро растиражированная во многих лентах — и очень известных, дорогостоящих, подобных трилогии «Назад в будущее», и в сотнях благополучно забытых образчиках малобюджетного киномусора.
Сюжетный ход с использованием машины времени очень удобен для того, чтобы бесхитростно перенести героев из одной эпохи в другую или вообще отправить их галопом по странам и векам, как, допустим, в молодежных комедиях «Билл и Тед: приключение на «отлично» (1989) и «Билл и Тед: мнимое путешествие» (1991). Великовозрастные шалопаи получают возможность перед будущим экзаменом по истории оказаться в прошлом и не только лично познакомиться со знаменитыми личностями — Сократом, Наполеоном, Чингис-ханом, но и взять их с собой в настоящее. Видимо, проблема экзаменов после того, как прогулял уроки, все еще волнует подростков сильнее, чем даже ранние сексуальные опыты, потому что первая серия «Билла и Теда» обошла по кассовым сборам другую фантастическую комедию «Ох, уж эта наука!». Здесь ученики анекдотическим образом материализовывали понравившуюся им красотку с обложки журнала. А продолжение оказалось. еще более популярным — в немалой степени из-за того, что оно стало как бы иллюстрацией лозунга «Вперед в прошлое», ернически переосмысливая название «Назад в будущее» и отголоски сюжета «Терминатора». Из XXVII века с целью изменения событий прошлого в Америку конца XX столетия проникают андроиды, похожие на Билла и Теда, которые почему-то стали объектами для слепого поклонения в цивилизации далекого будущего, что некоторым бунтарям из грядущего не по нраву. Авторская ирония не позволяет усомниться, что все придумано ради веселья и просто приятного ничегонеделанья, а приключения мнимы от начала до конца и необходимы лишь для того, чтобы развлечь сегодняшних сверстников Билла и Теда, преподав им некую сумму знаний в доступной и увлекательной форме.
Пример двух серий «Билла и Теда» более очевиден потому, что мотив «машины времени» в них опробован непосредственно и в самой «хохмаческой» манере, которую может себе позволить новый Голливуд, заигрывающий с молодежной аудиторией. Но, между прочим, не случайно режиссер Стивен Херек, поставивший первую часть этого популярного у подростков фильма, потом снял в стиле такого же «исторического галопа» свою версию «Трех мушкетеров», которую сразу же обозвали крайне вольной переделкой Дюма для поколения MTV. То есть идея «машины времени» на самом деле присутствует в этой приключенческой ленте в редуцированном или скрытом виде. Как и в знаменитой трилогии «Звездные войны» да и в прославленной саге о похождениях Индианы Джонса.
Речь идет не только о том, что герои свободно перемещаются в географическом и временном плане, но, будучи персонажами истинно постмодернистского кино, сочетают в себе вроде бы несочетаемое, оказываясь ковбоями с Дикого Запада или авантюристами из комиксов 30-х годов, попавшими не в свои эпохи.
Собственно говоря, спилберговско-лукасовский суперзрелищный кинематограф, придуманный в середине 70-х годов и развитый в дальнейшем Робертом Земекисом (трилогия «Назад в будущее»), прямым учеником Стивена Спилберга, является не чем иным, как «перемешанным временем» (если так перефразировать афористичное и философское определение Андреем Тарковским сути кино как «запечатленного времени»). Подчеркивая иллюзионную (в большей степени мельесовскую, а не люмьеровскую) природу кинематографа, современные американские режиссеры чоще предпочитоют воспринимать фильм именно кок путешествие во времени, о сому кинокамеру — кок необходимую для этого уэллсовскую «time machine». Кстати, это поколение так называемых «бэби-бумеров», вундеркиндов, родившихся в конце 40-х — начале 50-х годов, во многом сформировалось, в том числе по своим пристрастиям в искусстве, благодаря мощному потоку дешевых фантастических лент 50-х годов. И, разумеется, в числе любимых было довольно удачная экранизация «Машины времени» Герберта Уэллса, осуществленная в 1960 году Джорджем Палом (венгром по происхождению), признанным мастером спецэффектов, отмеченным «Оскаром» как раз в этой номинации.
А уже став взрослыми, эти поклонники фантастики предпочли сочинять свои фантазии не стесняясь. Николас Мейер в «Эпохе за эпохой» (1979) с легкостью отправил самого мэтра Уэллса на поиски в Лондоне викторианской эпохи загадочного Джека-Потрошителя, потом перенес действие в современный Сан-Францис-ко. Любопытно, что этот режиссер, появившийся на свет почти в день 50-летия кино, начинал как автор романа, а затем номинированного на «Оскар» сценария «Семипроцентного раствора» — странной истории, в которой Шерлок Холмс объединяется для расследования таинственных дел не с доктором Ватсоном, а с Зигмундом Фрейдом! После же вольной фантазии на темы Герберта Уэллса он снял с 1982 по 1992 год три серии для обожаемого публикой киноцикла «Звездный путь» (в том числе шестую — «Неоткрытая страна», введя в нее мотив возврата во времени) и вызвавший шок телефильм «На следующий день» (1983), где рисуются ужасы ядерной катастрофы, прекрасно известный отечественному ТВ-зрителю.
Среди лучших образцов кинофантастики на тему перенесения во времени надо непременно назвать фильм «Мир Дикого Запада» (1973) Майкла Крайтона, поставленный им задолго до того, как он прославился в качестве автора романов «Парк юрского периода» и «Затерянный мир» (в последнем, ныне тоже экранизируемом, как и «Jurrassic Park», Стивеном Спилбергом, содержится прозрачная отсылка к Артуру Конан Дойлю и его способу «путешествия сквозь эпохи»). Идея Крайтона о парке развлечений, где странствуют по временам скучающие обыватели, настолько понравилась в Голливуде, что потом появилось продолжение — «Мир будущего» (1976) Ричарда Хеффрона, в котором даже возродили ради нескольких сцен неумолимого робота-ковбоя в исполнении Юла Бриннера. Особая «машина времени» есть и у героя «Других ипостасей» (1980) Кена Рассела — молодой ученый проводит в специальной камере эксперименты над собственным мозгом, проникая в глубины подсознания, проходя все свои «прежние жизни» вплоть до трансформации в доисторического человека, а затем превращается в некую иную субстанцию. Но справедливости ради следует отметить, что подобный опыт продемонстрировал на экране еще в 1968 году Стенли Кубрик в этапной для всей кинофантастики работе «2001 год: космическая одиссея». И даже раньше, в 1963 году, в очень необычном и, по
сути, уникальном для мирового кино опыте фотофильма «Взлетная полоса» француза Криса Маркера возникал этот мотив путешествия сквозь время при помощи специально введенных наркотически-гипнотических препаратов. Кстати, именно эта новаторская лента послужила основой для современной американской фантастической картины «12 обезьян» Терри Гиллиама, который, между прочим, и прежде затрагивал тему «time travel», но в пародийно-авантюрном ключе — в фантазии «Бандиты во времени» (1981).
Да, пожалуй, нетрудно назвать достаточно много фильмов, в которых «время» присутствует уже в самом заголовке («Путешествие к центру времени», «Наперекор времени», «Бегущий во времени», «Сталкеры времени» и другие, так что Жан-Клод ван Дамм с его «Патрулем времени» уже не кажется оригиналом)… И вспомнить ряд добротных занимательных лент с идеей перенесения во времени (несколько серий «Горца», «Чернокнижника», «Филадельфийского эксперимента»), а также более серьезные, не лишенные философского подхода фантастические картины — «Бойня номер 5», «Навигатор: средневековая одиссея», «Лестница Иакова». А сколько еще фильмов обыгрывают тему «остановленного мгновения» и «поиска утраченного времени»! Поистине кино оказывается самой настоящей «time machine», позволяющей человечеству запросто обращаться со временем и пространством. И чуть ли не любой просмотр при желании может превратиться в «time travel», путешествие в мир экранных иллюзий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 1997 № 02"
Книги похожие на "«Если», 1997 № 02" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Говард Лавкрафт - «Если», 1997 № 02"
Отзывы читателей о книге "«Если», 1997 № 02", комментарии и мнения людей о произведении.