Наталия Гришина - Организация комплексной системы защиты информации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация комплексной системы защиты информации"
Описание и краткое содержание "Организация комплексной системы защиты информации" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются вопросы организации системы защиты информации на предприятии. Определяются методологические подходы к технологии построения, принципы управления комплексной системой защиты информации (КСЗИ). Особое внимание уделено проблеме «человеческого фактора».
Для специалистов, преподавателей, студентов и всех интересующихся проблематикой защиты информации.
Контроль является одним из важнейших и необходимых направлений работ по ЗИ. Цель контроля выявить слабые места системы, допущенные ошибки, своевременно исправить их и не допустить повторения.
Процесс контроля включает три стадии:
1. Установление фактического состояния СЗИ;
2. Анализ сравнения фактического положения с заданным режимом, обстановкой и оценка характера допущенных отклонений и недоработок;
3. Разработка мероприятий по улучшению и корректировке процесса управления и принятия мер по их реализации.
При принятии управленческого решения контроль выступает как источник информации, использование которого позволяет судить о содержании управленческой работы, ее качестве, результативности. Отказаться от контроля нельзя, так как это будет означать утрату информации и, следовательно, потерю управления. Контроль не является самоцелью и нужен для того, чтобы качественно обеспечить выполнение принятых решений.
Основными задачами контроля являются:
1. Определение обоснованности и практической целесообразности проводимых мероприятий по ЗИ;
2. Выявление фактического состояния СЗИ в данный период времени;
3. Установление причин и обстоятельств отклонений показателей качества, характеризующих СЗИ, от заданных;
4. Изучение деловых качеств и уровня профессиональной подготовки лиц, осуществляющих ЗИ.
Меры контроля представляют собой совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых с целью проверки выполнения установленных требований и норм по ЗИ. Организационные меры контроля включают:
1) Проверку выполнения сотрудниками требований по обеспечению сохранности КТ. Такая проверка может проводиться в течение рабочего дня руководителем предприятия, его заместителем, исполнительными директорами, начальниками объектов;
2) Проверку выполнения пропускного режима, то есть проверка наличия постоянных пропусков у сотрудников предприятия, проверка работы охранника (на месте или нет, проверяет пропуска или нет). Может проводиться ежедневно начальником охраны объекта;
3) Проверку выполнения сотрудниками правил работы с конфиденциальными документами (правила хранения, размножения и копирования) проводится заместителем руководителя в любое время;
4) Проверку наличия защищаемых носителей конфиденциальной информации проводят сотрудники предприятия в конце рабочего дня.
При этом могут применяться следующие виды контроля:
— предварительный;
— текущий;
— заключительный.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль осуществляется при любых изменениях состава, структуры и алгоритма функционирования СЗИ, т. е. при установке нового технического устройства, при приеме нового сотрудника, при проведении ремонтных работ.
Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
Также с целью обеспечения систематического наблюдения за уровнем защиты может осуществляться периодический контроль. Периодический контроль (ежедневный) проводится сотрудниками предприятия в части проверки наличия носителей информации, с которыми они работают. Периодический контроль может быть гласным и негласным.
Гласный периодический контроль эффективности ЗИ проводится выборочно (применительно к отдельным структурным подразделениям или отдельным работам) или на всем предприятии по планам, утвержденным руководством.
Негласный контроль осуществляется с целью объективной оценки уровня ЗИ и, прежде всего, выявления слабых мест в СЗИ. Кроме того, такой контроль оказывает психологическое воздействие на сотрудников, вынуждая их более тщательно выполнять требования по обеспечению ЗИ. Добросовестное и постоянное выполнение сотрудниками требований по ЗИ основывается на рациональном сочетании способов побуждения и принуждения. Принуждение — способ, при котором сотрудники вынуждены соблюдать правила обращения с носителями конфиденциальной информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности. Побуждение предусматривает использование для создания у сотрудников установки на осознанное выполнение требований по ЗИ моральных, этических, психологических и других нравственных мотивов. Поэтому на эффективность защиты влияет климат на предприятии, который формируется его руководством.
11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Обеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным нештатным ситуациям. Подготовка к работе в условиях таких ситуаций призвана свести к минимуму потери из-за нарушения функционирования, обеспечить согласованность и эффективность действий персонала и локализовать негативные воздействия. Все ситуации, возникающие в процессе функционирования, можно условно разделить на две группы: нормальные и ненормальные. Ненормальные ситуации, в свою очередь, делятся на аварийные, потенциально аварийные и нештатные. Любая из этих ситуаций требует принятия ответных мер, направленных на
— сокращение комплекса факторов, влияющих на возникновение чрезвычайной ситуации;
— защиту людских, информационных, материальных и других ресурсов от негативного воздействия, нанесения ущерба и уничтожения;
— обеспечение работы объекта во время и после реализации нештатной ситуации.
Чрезвычайную ситуацию (ЧС) можно определить как комплекс событий, проявление и протекание которых могут привести к нарушению нормального функционирования КСЗИ либо создать условия для проявления различных форм уязвимости защищаемой информации.
Чрезвычайные ситуации можно классифицировать по различным признакам:
1. По масштабам сферы действия:
— межгосударственные;
— общегосударственные;
— местные;
— объектовые.
2. По виду наносимого ущерба:
— ЧС с прямым ущербом;
— ЧС с косвенным ущербом;
— ЧС, представляющие угрозу жизни людей;
— ЧС, приводящие к нарушению экологического равновесия, уничтожению материальных ресурсов и т. д.
3. По времени и динамике развития:
— стратегические ЧС, приводящие к катастрофическим последствиям;
— медленнотекущие ЧС;
— ЧС оперативного плана, с выраженной динамикой развития.
4. По вероятности возникновения:
— прогнозируемые;
— трудно прогнозируемые;
— непрогнозируемые.
5. По степени сложности при ликвидации последствий:
— легкоустранимые ЧС;
— ЧС, требующие определенных временных и ресурсных затрат для их ликвидации;
— трудноустранимые ЧС;
— ЧС, требующие особых средств и мероприятий для ликвидации их последствий.
11.2. Технология принятия решения в условиях чрезвычайной ситуацииОсновные особенности функционирования систем управления в условиях ЧС состоят в том, что проблема (чрезвычайная ситуация) возникает неожиданно, внезапно; возникая она ставит перед системой управления задачи, не соответствующие стационарному режиму работы организации и ее прошлому опыту. Контрмеры должны быть приняты срочно, однако обычный порядок не позволяет этого сделать по ряду причин:
— существующие планы работы не соответствуют новой ситуации;
— возникают новые задачи;
— информация, которую следует изучить и проанализировать, поступает мощным потоком.
В этих условиях может возникнуть опасность всеобщей паники. Руководители нижнего уровня, оказавшись в неожиданной ситуации, не имея указаний сверху и общей картины ситуации, могут поддаться этой панике и непродуманными решениями способствовать неразберихе. К тому же следует отметить, что многие руководители не могут изменить стиль своего мышления и деятельности в условиях скачкообразных, неожиданных изменений ситуации. Поэтому инициатива снизу, часто повышающая в обычных условиях эффективность принимаемых решений, в условиях ЧС теряет свою действенность и может оказаться небезопасной.
Функциональная структура системы управления по предупреждению ЧС и действиям в ЧС должна охватывать весь круг проблем, касающихся ЧС, включая этапы их прогнозирования, предупреждения и подготовки к функционированию в условиях ЧС, а также ликвидации ее последствий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация комплексной системы защиты информации"
Книги похожие на "Организация комплексной системы защиты информации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталия Гришина - Организация комплексной системы защиты информации"
Отзывы читателей о книге "Организация комплексной системы защиты информации", комментарии и мнения людей о произведении.