» » » » Никита Лобанов-Ростовский - На Афоне


Авторские права

Никита Лобанов-Ростовский - На Афоне

Здесь можно скачать бесплатно "Никита Лобанов-Ростовский - На Афоне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
На Афоне
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На Афоне"

Описание и краткое содержание "На Афоне" читать бесплатно онлайн.








Лобанов-Ростовский Никита

На Афоне

Никита Лобанов-Ростовский

На Афоне

...Просвети и укажи дорогу душе моей, сердцу и духу моему, направь руки Твоего недостойного раба, чтоб мог я достойно и благородно икону Твою написать, Матери Божией и всех ея Святых, для прославления, радости и блаженства Святой церкви Твоей.

Из молитвы афонских богомазов перед написанием иконы

Целью моей поездки на Афон была возможность познакомиться с частью 20 000 икон, там хранящихся, а также посетить реставрационную мастерскую отца Павла в бывшем русском ските Святого Андрея.

Мое отношение к монастырям Афона всегда было исполнено глубочайшего пиетета, преклонения перед этой удивительной коммуной божьих людей, утешавших и вдохновлявших православный народ уже добрую тысячу лет. Это вызвано отчасти и тем, что я, православный, был рожден в Болгарии, явившейся частью трагической истории Балкан со Средних веков. Это и слава Византии, и господство Оттоманской империи, освободительные войны и поражения, революции, победы и голод, отчаяние и надежда.

Столетиями подвижники Афонской горы вдохновляли духовные и культурные начала православного мира не только на Балканах или в Греции, но и в России. Монашество и аскетизм рождали удивительное искусство, которое сохранялось за монастырскими стенами самым бережным образом.

Афонская гора, в силу целого ряда причин, - совершенно удивительное место. Это единственная существующая до наших дней монашеская республика. Официально начало ей положил в 963 г. н. э. некий монах Афанасий, основавший Лавру. Есть и свидетельства тому, что монахи-отшельники селились на северной стороне Афонского полуострова с начала 9-го века. На протяжении столетий 20 монастырей и множество скитов и отдельных келий были возведены руками подвижников, святых отцов, во славу Божью.

Следует помнить, что в некоторых монастырях моление начинается в кельях уже через час после полуночи, для того, чтобы продолжить его позднее в Кафоликоне (главной церкви) до рассвета. После завтрака в трапезной каждый монах, включая и игумена, занимается порученным ему делом. Иерархи там заняты физическим трудом вместе с чернецами и послушниками. Даже возраст не дает привилегий. Можно встретить и отшельников с просветленными лицами, живущих в совершенном уединении и приходящих в монастырь только за благословением. Место это - Афонская гора - исполнено удивительной благодати, вдохновляющей на подвижничество и в жизни самой, и в иконописи.

Православная иконопись, несмотря на неукоснительно соблюдаемые и жесткие каноны, удивительно разнообразна. Русская, греческая, болгарская или сербская икона интерпретируют тот же самый сюжет всегда чуть-чуть по-разному. Это вполне осязаемая разница в стиле, цвете, духе, которым проникнута икона. И это всегда наводит на мысль о разных музыкантах-исполнителях, играющих одну и ту же пьесу и каждый раз создающих нечто новое, свое и талантливое.

Может быть, справедливо назвать афонскую иконопись, которую мы приехали смотреть, искусством ритуальным. Ритуал сказывается в торжественном настрое и одухотворенности, которые характеризуют здешнюю икону. Мудрая афонская иконопись принадлежит к тем видам искусства, где содержание, мысль и философия неотделимы от живописной формы выражения. И мне все это очень близко в силу моего отношения к искусству театрального декора. Изображение на иконе, как правило, эмблематическое, близкое к условности театра. Лики святых - часто маски, и многое другое совпадает с действом.

Итак, наша маленькая группа людей, приехавших в эту монашескую республику любоваться на иконопись, наверное, со стороны выглядела довольно странновато. Я, раб Божий Никита Лобанов, - православный. Банкир барон Ламбер с сыном - бельгийские евреи. Г. Хермес, владелец магазинов "Хермес" католик. И американский издатель А. Грегори - из русских евреев. И мы рассчитывали на то, что нас примут просто как почитателей высокого искусства афонских богомазов и дадут возможность посетить реставрационную мастерскую отца Павла, что в бывшем русском ските Св. Андрея.

В Тессалониках мы обратились за визами в монашескую республику на Афонской горе, в "Службу паломников". Консульские работники, свято верившие в то, что "несть эллина и иудея", выдали нам визы, которые следует обменять на "диамонитроны" - сертификаты на трехдневное пребывание в монастырях полуострова. Что мы и сделали, добравшись до деревни Уранополис на греческо-афонской границе.

Вместе с другими паломниками мы доплыли на пароме до порта Дафни, а оттуда на автобусе добрались до Кариеса, столицы Афона, располагающей к себе скромностью и состоящей из главной и единственной улицы Святого Духа. И оттуда наш путь пролегал в монастыри и скиты.

Отец Павел нас привез на двух машинах из Кариеса. Привратник открыл ворота, и мы въехали в обширный двор (зографу) скита. Нас провели в помещение (архонтарики) для гостей, где хозяин архонтарис, отец Николаус, нам предложил закусить. Обычно во всех монастырях, как и тут, по приезде паломникам дают водку из слив (ракию), лукум (турецкая сладость), турецкий кофе и холодную воду. Затем мы разместились в отремонтированных кельях. Все одинаковые - с постелью, столом и стулом.

Скит Св. Андрея1 - величественное здание, сравнимое с самыми большими монастырями Афона, и как скит подчинен монастырю Ватопеди и возглавляем не игуменом, а отцом-настоятелем (диаконос). Это обстоятельство - частично результат националистической политики греческих монахов, которые "заморозили" количество монастырей на 20-ти. Этим они надеялись замедлить влияние на Афоне политики экспансии России в очагах православия в Оттоманской империи. Так что два "монастыря" на Афоне, построенные из русских материалов, привезенных на кораблях из Одессы, в 19-ом веке на деньги русской казны и российских меценатов, являются юридически скитами, а не монастырями.

----

1На Афоне 12 скитов, из которых 4 - не греческие: 2 русских - Пророка Ильи, подчиненный монастырю Пантакрата (основанный в 1363 году) и Святого Андрея; один румынский, Святого Иоанна Крестителя при Большой лавре (первый монастырь на Афоне, основанный в 963 году), и один болгарский, Святой Богородицы, при Святом Пантелеймоне (основан в 1169 году).

----

В 1970 году умер последний русский монах, проживающий в ските. Скит оставался беспризорным на протяжении 22 лет. За это время многое из ценных икон и утвари пропало. Администрация Афона, видя, что на скит нет претензий со стороны Русской православной церкви (она не посылала монахов заселить скит), в 1992 году передала скит и все вспомогательные здания архимандриту Павлу, назначив его настоятелем.

Отец Павел познакомил нас со своим достоянием. Собор Святого Андрея самая большая церковь на Афоне, и по размеру самая величественная на Востоке. Ее строили на протяжении двадцати лет, с 1867-го по 1900 год. На северо-западной стороне собора находится церковь Святого Антония, первоначальный кириакон, - с фресками 1766 года. В 1842 году Ватопеди передал скит русским монахам, после чего постепенно началась строительная деятельность на русские деньги.

Напротив ворот собора находится большая столовая в форме прямоугольника. В начале 20-го века в ней питались 300 монахов. Мне стало жутко, глядя на посуду и прочую утварь, разбросанную на полу. Тонны разбитого фарфора валялись под сгнившими полками и шкафами, где они когда-то хранились. Ложки, вилки и ножи лежали кучами по полу. Передо мной были предметы русской мануфактуры второй половины 19-го века. Среди разбитого фарфора я выбрал полдюжины тарелок с метками шести разных фабрик в России. Вернувшись в Лондон, я их показал моей супруге Нине, специалисту по русскому фарфору, и попросил ее свезти тарелки в подарок музею-заповеднику "Петергоф". В. В. Знаменов, генеральный директор музея в своем письме от 23 августа 2001 года писал: "...Сердечно благодарим Вас за принесенные в дар нашему музею-заповеднику 6 фаянсовых тарелок из Афонского монастыря. Тарелки, безусловно, имеют большое культурно-историческое значение. Информация об истории их существования, содержащаяся в Вашем письме, делает это значение более весомым. В планах нашего музея-заповедника - создание постоянной экспозиции, рассказывающей об истории русского фаянсового производства. Переданные Вами в дар нашему музею-заповеднику тарелки займут на этой выставке достойное место..."

Отец Павел устроил в обширном склепе собора реставрационную мастерскую. Полуподземная часовня уцелела, ибо само здание собора настолько солидно построено, что несмотря на то, что многое в соборе пострадало из-за сломанных окон и поврежденной крыши, "крипт" уцелел.

Отец Павел, эксперт-реставратор, руководит коллективом из восьми реставраторов, из которых четыре грека, а остальные из Западной Европы. Финансы на оборудование мастерской были собраны группой благотворителей под эгидой Алексея Грегори (главным образом - его друзьями из Нью-Йорка, при малом участии православных). А текущие расходы мастерской покрывают средства, вырученные за реставрацию икон. За 8 лет работы было реставрировано свыше 300 икон, включая 6 больших икон из иконостаса монастыря Иврион (основан в 976 году), второго по древности; 3 иконы работы Феофана из иконостаса монастыря Ставроника (основан в 1541 году), самого младшего из двадцати монастырей Афона; и роспись на стенах трапезной монастыря Дионисия (1375 год).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На Афоне"

Книги похожие на "На Афоне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Лобанов-Ростовский

Никита Лобанов-Ростовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Лобанов-Ростовский - На Афоне"

Отзывы читателей о книге "На Афоне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.