Дмитрий Быков - Статьи из газеты «Труд»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Статьи из газеты «Труд»"
Описание и краткое содержание "Статьи из газеты «Труд»" читать бесплатно онлайн.
Внутриполитические прогнозы, внешнеполитический анализ и картины русской духовной жизни в публицистических выступлениях Дм. Быкова в газете «Труд» с 2006 г. по октябрь 2011 г.
Япония, как правильно заметил когда-то Борис Гребенщиков, построилась вокруг идеи предела, а значит, вокруг идеи смерти, потому что там очень мало места. Отсюда и кодекс самурая с гениальной формулой Ямамото Цунэтомо: «Живи, будто ты уже умер». Японская культура — и, более того, вся японская ментальность — учит непрерывной готовности к катастрофе, отсюда и всемирная мода на Японию, которая теперь превратится в культ.
Исходить из того, что землетрясение может в любую секунду разрушить плоды многолетних трудов, не паниковать при виде цунами (это и слово-то японское — они первыми взглянули в глаза обезумевшему океану и назвали вещи своими именами), воспринимать катастрофу не как финал всего, а как начало нового этапа — весь этот кодекс, растущий, конечно, из бусидо, но не сводящийся к нему, продемонстрировал блестящие результаты.
В атмосфере надвигающегося апокалипсиса Япония живет не первый год, потому и после поражения 1945 года восстановилась сравнительно быстро. Вспомним фильм «Гибель Японии» со всеми его римейками: кто бы еще снял о себе такое? Но именно эта подспудная готовность, эта мрачная мифология, эти геологические антиутопии и помогают им устоять.
Заметьте, что и АЭС «Фукусима» все-таки устояла под таким ударом, который стер бы в пыль менее аккуратную и точную конструкцию. А сколько было бы людей, радостно готовых упрекнуть Японию во всемирной экологической катастрофе! «Не подготовились, не предусмотрели, теперь ваш уран к нам принесло!» А вот не принесло, и, Бог даст, не принесет.
Мне потому еще так грустно про все это писать, что Россия то, в общем, тоже исходит из катастрофы как нормы, что в русском характере, как показал замечательный новый фильм Миндадзе «В субботу», заложена способность расцветать и демонстрировать максимальные результаты именно в переломных, кризисных точках. Мы это умели, и в 17-м, 41-м, 45-м и даже 86-м мир нами гордился, нам сострадал, мечтал нам помочь. С тех пор мы сильно переменились. И бессмысленно призывать новые катаклизмы в надежде, что они станут стимулом для роста. Не станут. Все начинается с бусидо — кодекса чести. В Японии он есть. В СССР, несмотря ни на что, был.
№ 45, 17 марта 2011 года
Любить концы
Билеты на апокалипсис можно покупать и продавать, только если твердо веришь, что он понарошку. А я как раз уверен, что человечество абсолютно бессмертно, и конец света неосуществим.
Человечество любит конец света. Людям зачем-то нужны не только семейные комедии, но и триллеры. Мексика объявила тур: все желающие смогут пронаблюдать конец времени, который, согласно календарю майя, приходится на 21 декабря 2012 года. Что будет после времени, у майя конкретно не сказано. Современные интерпретаторы — из тех, кто создает идеологическое обеспечение тура, — намекают на «переход в новую энергетическую фазу». Подумаешь, ничего страшного. Я перехожу в эту фазу всякий раз, как выпью банку любимого энерджайзера «Ред Булл». Соображаешь чуть получше, а так ничем не отличается от кофе.
Если говорить серьезно, патологическая страсть предсказывать финал — необъяснимая для меня особенность человеческого сознания. Я и жене не могу объяснить, почему нам с сыном так нравятся именно саспенсы, хорроры и прочая бредомуть, как называет эту продукцию женская половина семьи. Может, потом — когда очередная склизкая тварь перекусает всех положительных героев — перестаешь всерьез относиться к задержкам зарплаты или глупостям власти. Человечество обожает себя пугать. Вон Ольга Крыштановская, любимый мой социолог, уже спросила: что будет, если ближневосточные и африканские кризисы не остановятся, а японцы не зальют «Фукусиму»?
«Таки плохо», как в классическом анекдоте; но хочется Крыштановскую успокоить. Японцы свою «Фукусиму» зальют и уже почти залили. В Ливии будет второй Ирак. Ближний Восток ко второй половине года утихнет. И даже в России ничего особенного не случится — ни в этом году, ни в выборном, от которого столь многого ждут.
У человечества есть волшебные тормоза, позволяющие остановиться на краю. Мы саморегулирующаяся система. И очень вероятно, что эти наши постоянные прикидки — кранты, апокалипсис, спасайся кто может! — и наша любовь ко все более ужасным ужасам каким-то образом входят в эту систему саморегуляции. Не зря мудрый азиат Чингиз Айтматов как-то сказал автору этих строк: литература — своего рода прививка, счастливая возможность пережить ужасное и сделать из него выводы — исключительно в собственном воображении.
Нам необходимо представлять себе конец света в Японии, Ливии или Мексике, планировать его на 2012 год, морально готовиться — чтобы не допустить его в действительности. Обратите внимание — культура апокалипсиса лучше всего разработана в самых процветающих сообществах. Японцы, может, потому и пережили катастрофу, не потеряв лица, что триллеры они снимают лучше всех. Правда, американцы их в последнее время обгоняют. И живут, надо сказать, лучше многих.
Лично я, не сочтите за рекламу, охотно отправлюсь в этот тур. Потому что мне заранее нравятся люди, которые там соберутся. Это люди с воображением, во-первых. Начитанные и насмотренные, во-вторых. И оптимисты, в-главных. Потому что билеты на апокалипсис можно покупать и продавать, только если твердо веришь, что он понарошку. А я как раз уверен, что человечество абсолютно бессмертно и конец света неосуществим. Потому что эффектно хлопнуть дверью каждый может. А ты поди-ка еще поживи — в вечно вырождающемся, тотально беспокойном мире, где приходится ежедневно, жалкими личными усилиями увеличивать количество иронии, милосердия и надежды.
№ 50, 24 марта 2011 года
Русская шея
По последним данным десятая часть российского населения проживает в Москве и Петербурге.
По последним данным (итоги переписи долгое время держались в тайне, но вот сделались доступны), десятая, кабы не больше, часть российского населения проживает в Москве и Петербурге. А всего в городах живут три четверти россиян. И это, с одной стороны, хорошо, а с другой ― ужасно; наша задача ― посильно рассмотреть плюсы и минусы такого положения дел.
Минусы очевидны: большая часть российской территории почти не заселена: там либо тайга, либо бескрайний Крайний Север. То есть земли много, но жить и работать на ней нельзя. Сельская местность ― а ее в России всяко раза в три побольше, чем городской,― тоже опустела: ежегодно Россия теряет несколько десятков деревень. Население в итоге кормится только импортом, а фермер, тем более успешный, по-прежнему экзотика: в бедной сельской России спивается даже скот, а в богатой господствуют кущевские нравы. Россия все больше похожа на земной шар, две трети которого покрыты водой, но население сосредоточено на небольших участках суши. Эта суша в русском Солярисе ― города, и в первую очередь Москва.
Хорошо, что главная культурная и политическая жизнь происходит в Москве: это облегчает задачу оппозиции. Большевикам было труднее ― приходилось брать власть по всей стране; в России достаточно овладеть Москвой, и даже не всем мегаполисом, а парой-тройкой ключевых точек плюс Рублевка. Это же и минус: Калигула мечтал, чтобы у римского народа была только одна шея. Россияне эту мечту осуществили: у нашего народа сегодня одна шея ― столица. Отруби ее от прочего тела ― и страна окажется дезориентирована. Она, конечно, давно выучилась выживать без власти, но не отвыкла еще с ней соотноситься; да и голове без туловища не больно весело, даже если туловище ничего не производит, много пьет и слишком велико.
Хорошо, что судьбы России решает сегодня население крупнейших мегаполисов общим числом 7, как и планировалось. От решения главных вопросов отсечена огромная пассивная масса, любящая называть себя народом, но давно ни на что не способная. Плохо другое: непонятно, что есть в России, кроме этих мегаполисов. Страна постепенно делится на несколько оазисов относительной цивилизации ― и бескрайнее Дикое Поле. Пока это Дикое Поле неагрессивно. Но если однажды оно захочет поглотить столичные островки цивилизации и культуры, трудно представить силу, которая его остановит. Перспектива пугающая, очень в уэллсовском духе: города будут умнеть и слабеть, деревня ― набираться сил и дикости. Тот факт, что в огромной России жизнь возможна меньше чем в десятке городов, должен бы по идее наводить ужас… но внушает вместе с тем и надежду. Ведь в этом Диком Поле, как знать, вполне может формироваться новая Россия ― не азиатская и не европейская, не сельская и не городская, вне привычных оппозиций…
Что-то, однако, подсказывает мне, что до этого далеко. Из дикости никогда еще не выросло ничего хорошего. И потому судьба городов ― все больше приближаться к уэллсовским элоям из «Машины времени», а сельская местность припомнит, кто такие морлоки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Статьи из газеты «Труд»"
Книги похожие на "Статьи из газеты «Труд»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Быков - Статьи из газеты «Труд»"
Отзывы читателей о книге "Статьи из газеты «Труд»", комментарии и мнения людей о произведении.