Евгений Кобелев - Хо Ши Мин

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хо Ши Мин"
Описание и краткое содержание "Хо Ши Мин" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о жизненном пути и революционной деятельности великого сына вьетнамского народа, одного из выдающихся деятелей мирового коммунистического, национально-освободительного движения Хо Ши Мина. Автор широко использовал труды Хо Ши Мина, многочисленные вьетнамские публикации о нем, архивные материалы Музея вьетнамской революции, а также советскую и зарубежную историко-публицистическую литературу.
В Москве у Нгуена наконец-то появилась возможность упорядочить те уже немалые знания в области революционной теории, которые он получил на партийной работе в рядах ФКП, в результате изучения ленинских работ и документов Коминтерна. Параллельно с работой в восточном отделе ИККИ он стал посещать краткосрочные курсы в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ).
Это одно из первых в Советской России политических учебных заведений было открыто в 1921 году по указанию Ленина. Перед университетом стояла задача подготовить революционные кадры из представителей народов Востока. Большую часть слушателей составляли посланцы Среднеазиатских и Закавказских республик. Но с каждым годом росло и число революционеров из зарубежных стран, в основном из Азии.
После первых же дней учебы в КУТВе Нгуен стал горячим его сторонником и пропагандистом. Он отсылает в «Ля ви увриер» в Париж подробный рассказ об этом удивительном, по его словам, учебном заведении, в котором обучается более тысячи студентов разных национальностей, о том, что университет располагает девятью зданиями, двумя библиотеками, кинотеатром, поликлиникой, общежитием, богатым подсобным хозяйством и собственным домом отдыха в Крыму. «Большевики не ограничились платоническими речами, принятием гуманных резолюций об угнетенных народах, а учат эти угнетенные народы тому, как надо бороться, — пишет он. — …Несмотря на внутренние и внешние трудности, революционная Россия, ни на минуту не задумываясь, пришла на помощь народам, которые она уже самим фактом своей победоносной революции пробудила от летаргического сна. Одним из ее первых начинаний было создание Университета трудящихся Востока».
15 марта 1924 года в газете итальянских коммунистов «Унита» появился очерк Джерманетто, в котором он в форме диалога рассказал о КУТВе и его первом слушателе из Индокитая.
— Создание большевистского университета открывает новую эру в истории колониальных народов Востока, — говорил Нгуен Ай Куок своему итальянскому другу. — Здесь, в КУТВе, мы осваиваем принципы классовой борьбы, здесь устанавливаются контакты между нами и народами Запада. Университет вооружает нас, угнетенных, знаниями того, как и что нужно делать…
Многие отдают себе отчет в нашем печальном положении, но никто, кроме русских революционеров, не указал нам путь к освобождению. Именно Ленин, наш дорогой Ильич, подсказал нам, революционерам Востока, какой путь надо выбрать, помог сделать первые шаги, чтобы мы могли идти вперед рука об руку с мировым пролетариатом.
— Что ты собираешься делать после окончания учебы? — спросил его Джерманетто.
— Разумеется, вернусь на родину, чтобы бороться за наше дело. Нам во Вьетнаме предстоит трудная борьба. У нас нет никаких прав, кроме «права» платить налоги «матери» Франции и собственным помещикам… Ведь мы отверженные, нас относят к разряду «низших», у нас нет права ни выбирать, ни быть избранными. В России же — в «стране варваров», как ее именуют буржуазные демократы, мы располагаем теми же правами, что и русские рабочие.
Мы много выстрадали, и нам еще предстоит немало страдать, — продолжал Нгуен Ай Куок. — Те, кто пришел в наши страны с «цивилизаторской миссией», добровольно свободы нам не даруют. Но мы будем идти дорогой Октябрьской революции, будем применять на практике ее уроки…
21 апреля Нгуен был приглашен на торжественное собрание в актовом зале КУТВа по случаю его трехлетнего юбилея. Выступившие перед собравшимися деятели Коминтерна, руководители Московской партийной организации, дирекция университета подчеркивали его важное международное значение. Они напоминали об одной из последних ленинских статей, «Лучше меньше, да лучше», в которой Ленин высказал мысль, что под влиянием идей Октябрьской революции вызревает революционный подъем на Востоке, где «большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение»[10]. Они говорили о том, что все более повышается роль субъективного фактора, растет потребность в людях, которые бы несли в самые широкие массы передовое революционное сознание. И именно этих людей готовит на базе идейно-политического опыта пролетариата более развитых стран, в первую очередь Советской России, Университет трудящихся Востока.
Нгуен слушал ораторов, смотрел на окружавшие его черноволосые головы молодых слушателей и думал: «Вот где не хватает наших революционеров, наших патриотов. Ведь сколько их, пылких, горячих, готовых немедля отдать жизнь за освобождение нашего закованного в кандалы народа, но не знающих, каким путем идти, как пробудить этот народ, организовать его, поднять на решительный бой. Нужно сделать все возможное, чтобы в ближайшее же время в стенах этого университета появились мои соотечественники».
20 мая он пишет письмо в восточный отдел ИККИ с предложением создать в КУТВе отдельную группу слушателей из Азии. «В КУТВе сейчас учатся представители 62 народов Востока, — говорилось в письме. — Их число будет расти по мере расширения агитационной работы Коминтерна. Университет — это кузница, откуда выйдут первые агитаторы для стран Востока. Он должен также стать базой для создания в будущем Коммунистической федерации Востока».
Приближался Международный день солидарности трудящихся — первый в жизни Нгуена праздничный Первомай на свободной земле. 30 апреля на страницах газеты «Правда» появилось первомайское обращение Международного крестьянского союза с призывом к крестьянам всего мира крепить боевую солидарность с рабочими. Среди подписей членов президиума МКС значилось и имя Нгуен Ай Куока. В тот же день Нгуен получил записку от генерального секретаря ИККИ Васила Коларова, в которой его просили выступить на одном из первомайских митингов трудящихся.
Утро 1 Мая выдалось хмурое, моросил мелкий, надоедливый дождь. Но он не смог помешать Красной площади одеться в яркий кумачовый наряд праздничных стягов и полотнищ. Огромный транспарант на стене Исторического музея взывал к участникам праздника: «Отдай революции всего себя, как сделал Ленин».
Вместе с другими зарубежными коммунистами Нгуен находился в этот день на трибунах у кремлевской стены. Неподалеку от него, впереди группы коминтерновцев виднелось приспущенное траурное знамя Коминтерна с надписью: «Пронесем твое знамя через весь мир». Взволнованный, смотрел Нгуен, как сплошным потоком идут демонстранты мимо Мавзолея. В руках демонстрантов множество плакатов с броскими, яркими лозунгами. То и дело проплывают над площадью карикатурные изображения Пуанкаре, который в ту пору был вдохновителем крестового похода мировой буржуазии против Советской России. Неожиданно один из французских коммунистов, Нгуен даже не заметил, кто это, похоже, что Монмуссо, приехавший в Москву во главе делегации французских профсоюзов, бросает в толпу слова: «A bas Poincaré!»[11] Веселое «ура!» гремит в ответ с площади.
В конце мая парижские рабочие, собравшись на общегородской митинг памяти коммунаров, приняли решение передать бесценную реликвию французских революционеров — знамя Парижской коммуны на хранение московским коммунистам до победы во Франции пролетарской революции. 80-летний ветеран Парижской коммуны Фуркад в последний раз пронес по улицам Парижа знамя, под которым ему довелось сражаться на баррикадах. И вот в Москве на Красной площади — торжественная церемония передачи знамени московским рабочим. Под звуки революционных маршей знамя Парижской коммуны переносится в Мавзолей В. И. Ленина. От ФКП в этой исторической церемонии участвовала делегация, прибывшая на V Всемирный конгресс Коминтерна. В ее состав уже в Москве по решению ИККИ был включен представитель Индокитая Нгуен Ай Куок.
4«И в детстве, и в зрелом уже возрасте — никогда я не испытывал такого чувства свободы, беспредельной радости и счастья, как в ту пору в Москве, — говорил через много лет Хо Ши Мин. — И все-таки я считал дни, когда же соберется Всемирный конгресс Коминтерна, чтобы тотчас же после его завершения отправиться в путь и приступить к практической революционной деятельности».
V Всемирный конгресс Коминтерна открылся 17 июня 1924 года в Большом театре. Это был первый форум коммунистов мира, собравшийся без основателя и идейного руководителя Коминтерна В. И. Ленина. Верность коммунистов ленинизму, в какой бы стране ни вели они свою трудную, самоотверженную революционную работу, — этот тезис стал доминирующим в выступлениях подавляющего большинства участников конгресса. И не случайно работа конгресса началась с митинга на Красной площади, где яркую, пламенную речь произнес М. И. Калинин.
— Товарищи, — говорил он, — я думаю, еще задолго до настоящего конгресса каждому из вас было ясно, что первое слово на конгрессе, без сомнения, будет сказано о товарище Ленине. Это разумелось само собой. Вождь русской революции, вождь большевизма был в то же время и вождем Коммунистического Интернационала, и в этом не было никакой исторической случайности. То, что мы называем «ленинизмом», включает в себя самый последовательный, самый полный, самый действенный интернационализм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хо Ши Мин"
Книги похожие на "Хо Ши Мин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Кобелев - Хо Ши Мин"
Отзывы читателей о книге "Хо Ши Мин", комментарии и мнения людей о произведении.