» » » » Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте


Авторские права

Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Узбекистан на историческом повороте
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"

Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.








В частности, один из самых видных представителей этого движения Мирсаид Султан-Галиев писал, что его впечатление от первых лет революции было таким обескураживающим, что он начал сомневаться в правильности марксистских коммунистических идей вообще и в особенности в том, что всемирная классовая борьба может улучшить положение колониальных и полуколониальных народов Востока.

Мусульманские национал-коммунисты считали своей миссией адаптацию марксизма, рожденного в европейском индустриальном обществе, к традиционалистскому аграрному обществу Азии. По их мнению, экономическое равенство в мире может быть достигнуто не в результате победы пролетариата развитых стран над своей буржуазией, а только вследствие устранения гегемонии этих стран над отсталыми регионами мира. (Обстоятельный анализ мусульманского национал-коммунизма см.: Bennigsen A., Wimbush S.E. Muslim National Communism in the Soviet Union. - Chicago. 1979.)

В начале двадцатых годов была принята развернутая Политическая программа национального мусульманского коммунизма. Хотелось бы привести из нее три положения, характеризующие отношение этого движения к исламу.

Во-первых, там говорилось, что ислам представляет собой большое культурное наследие и поэтому, несмотря на то, что ислам должен быть низложен в политическом плане, его моральные, социальные и собственно религиозные ценности необходимо сохранить.

Во-вторых, предусматривалось, что антирелигиозная кампания должна быть ограничена лишь борьбой с наиболее консервативными представителями духовенства и с устаревшими обычаями, которые с течением веков исказили изначальную чистоту ислама.

В-третьих, провозглашалось, что мусульманские народы составляют единую нацию, хотя и разделены географически на несколько государств.

Думается, что первое положение и сегодня в основном приемлемо для постсоветских государств Средней Азии. Что же касается двух других, то они буквально один к одному соответствуют идеям современных ваххабитов. Это очень интересно и дает пищу для размышлений.

В середине двадцатых годов национальный мусульманский коммунизм был разгромлен Москвой организационно, а в конце тридцатых были физически уничтожены его лидеры. Последним из них в 1940 г. расстрелян Султан-Галиев.

Население Средней Азии не приняло советскую власть прежде всего потому, что она имела исключительно российское лицо, российскую колониальную репрезентативность, разрушавшую жизненные основы большей части населения региона. Установление советской власти в Средней Азии встретило, в принципе, такое же сопротивление, как и завоевание региона русскими, как его колонизация царской Россией. Но подавление этого сопротивления советской властью было еще более жестоким. Практически все западные исследователи этого периода истории Средней Азии ставили вопрос: почему же, несмотря на почти всеобщее неприятие немусульманской советской власти, дело не дошло до национального восстания?

Думаю, здесь есть ряд причин. Несмотря на общие культурные корни, в основном связанные с общей религией - исламом, в регионе существовали очень сильные внутренние противоречия, прежде всего между оседлым и кочевым населением степей. Отсутствовала национальная элита, которая могла бы стать организатором такого антисоветского движения.

Весьма незначительный слой образованных людей в Средней Азии не был объединен какой-то общей для всего региона идеей конструктивного характера.

Как в спонтанно возникшем восстании 1916 г. принимали участие разрозненные народности, так и "Движение за независимость" состояло из различных некоординированных местных групп сопротивления, объединявшихся только на короткое время. К тому же боевые отряды "Движения", в отличие от Красной Армии, не имели современного вооружения.

Национальное самосознание через негативное отношение к России и русским могло развиваться в Средней Азии лишь там, где население взаимодействовало с русскими колонистами. Однако множество кочевников в степях и горах и оседлых крестьян в отдаленных районах никак не контактировали с русскими и были лишены такого объединительного фактора, как антирусские настроения.

Надо заметить, что из всех идей мусульманского национал-коммунизма Москва особенно чувствительно относилась к пантюркизму. Однако эти страхи были малообоснованными. Пантюркизм являлся, строго говоря, движением интеллектуального меньшинства в тюркоязычных этносах России, не имевшим в Средней Азии благоприятных условий для своего укоренения и развертывания. Предложенный еще в 1900 г. джадидами проект создания единой туркестанской нации на основе общего восточнотюркского разговорного языка, который должен был бы заменить архаичный чагатайский литературный язык, не встретил понимания ни у среднеазиатской интеллектуальной элиты, ни у широких народных масс.

РАЗДЕЛ СРЕДНЕЙ АЗИИ

НА СОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ

Этнический критерий

Для утверждения советской власти в Средней Азии большое значение имела стабильность в регионе. В свою очередь, стабильность была немыслима без действенных форм государственной организации среднеазиатского общества, без руководящего слоя влиятельной местной бюрократии, который мог бы служить посредником между центром и местным населением при проведении политики Москвы.

Такая стратегическая установка для укрепления власти Москвы в регионе совпадала с потребностью местного населения иметь собственную администрацию.

Естественно, может возникнуть вопрос: почему Москва не использовала идеи дореволюционной российской колониальной политики в отношении государственного и административно-территориального устройства региона? Почему советская власть ориентировалась на этносы, как единственный критерий государственной организации?

Мне представляется вполне обоснованным мнение, что в хаосе, который наступил в стране после 1917 г., большевики оказались не в силах провести в жизнь иной, кроме этнического, принцип структуризации страны, например губернский. (См. в этой связи: Матвеева С.Я. Возможность нации - государства в России: попытка либеральной интерпретации, журн. "Полис".-М. 1996. № 1.) Обещание большевиков дать государственную власть новой элите было, пожалуй, необходимым условием ее лояльности Москве. Разговоры же о праве наций на самоопределение - это оружие из пропагандистского арсенала большевиков.

Итак, национально-государственная организация региона. Иное исключалось. А вот какими должны были быть формы этой организации? Здесь возникало много непростых вопросов. Основная альтернатива заключалась в следующем. Дальнейшая интеграция Средней Азии, превращение Туркестанской АССР в республику, объединяющую на федеративной основе в некие государственные и административные автономии среднеазиатские этносы? Или раздел Средней Азии на союзные республики, входящие в Советский Союз, автономные республики и автономные области, входящие в РСФСР?

Конечно же, в решении этого вопроса большую роль играл субъективный политический аспект, вопросы политической стратегии и тактики. Но и игнорировать объективные факторы, этнокультурные предпосылки, этническую историю было нельзя.

Можно, естественно, заметить, что в условиях тоталитарного имперского государства национально-государственные формы сами по себе не могли играть сколько-нибудь существенной роли. Это и так и не так.

Так - с точки зрения индивидуальных прав и свобод, с точки зрения права народов региона самим решать свою судьбу. И не так. Дело в том, что Советский Союз был этнократическим государством. Суть этнократии в главенстве коллективных прав этноса над индивидуальными правами личности. Национальное государство рассматривалось именно как этническое, то есть государство, в котором изначально предполагалось неравенство прав в пользу титульного этноса.

Из этнической истории

местных народов

Средняя Азия, как уже отмечалось, веками включала в себя два мира: мир оседлого населения, горожан и земледельцев, и мир кочевых народов. И уже в этом отношении геокультурное пространство региона отличалось сильной мозаичностью и поляризацией. Культурная конвергенция была осуществлена, как уже сказано выше, только в узбекско-таджикском варианте. В остальных же частях региона происходило в большей мере отталкивание, нежели притягивание культур.

В то время как ислам много веков являлся частью узбекской и таджикской культуры, у казахов, кыргызов, туркменов ислам, появившийся значительно позже, существовал в номадическом (кочевом), облегченном варианте, являясь одним из символов самобытности, а не основой жизни общества.

Кочевые народы региона по своему происхождению, формированию этнографических, лингвистических и в целом культурных особенностей находились от оседлых народов и друг от друга на достаточно больших расстояниях. На первый взгляд слова "лингвистические особенности" могут вызывать удивление читателя. Ведь все эти этносы тюркоязычные. Однако туркменский язык относится к огузской группе (в которую входят азербайджанский, турецкий языки), узбекский к карлукской группе, казахский и кыргызский к кыпчакской.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"

Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Левитин

Леонид Левитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"

Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.