А. Нестерова - Тайны православных святых

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны православных святых"
Описание и краткое содержание "Тайны православных святых" читать бесплатно онлайн.
Действительно ли святые, как говорит о том православная традиция, выступают в качестве посредников между Богом и людьми? Действительно ли осуществляется таинственный «процесс общения», и как это происходит? Что представляют собой видения, явления, откровения? Чем знамениты чудотворцы и заступники? Блаженные — безумцы или аскеты, обладающие даром прорицания? Почему православные святые добровольно принимали бремя юродства и почему пользовались особой любовью, уважением и почитанием у народа? Ответы на эти и многие другие вопросы о православных святых и мучениках вы найдете в нашей книге.
В 1397 году недалеко от Твери в монастыре жили два брата — преподобные Варсонофий и Савва Тверские. А к началу XV века они были игуменами Саввина Сретенского монастыря. Прежний настоятель, игумен Савва Вишевский, отправляясь в паломничество на святую гору Афон, оставил вместо себя старшего из двух братьев — Варсонофия. Тот руководил монастырем пять лет, после чего удалился в пустыню, оставив игуменство Савве Тверскому. Варсонофий прожил в пустыне около сорока лет, все эти годы он усердно молился, читал и пел. Как пишет о нем Иосиф Волоколамский, «он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание».
Долгими стараниями и упорством заслужил он «благодати, что помнил все Священное Писание наизусть». Он мог в любую минуту вспомнить требуемое слово и давал ответ каждому, просящему совета. Многие стали приходить к Васонофию: и иноки, и мирские люди. Кто приходил для пользы душевной, кто просил разъяснить какое-нибудь место в Священном Писании.
Даже бывший в то время митрополитом Руси Фотий посылал к Варсонофию узнать объяснение какого-нибудь непонятного или спорного места в Священном Писании.
Своим богоугодничеством Варсонофий стяжал дар чудотворения. Однажды в его келью явился один из братьев, пожелавший похитить книги преподобного, но, когда он переходил через порог, упал замертво и так остался на том месте, пока не пришел Варсонофий. Преподобный горько плакал, увидев тело покойника, винил себя в его смерти. Во время отпевания Варсонофий так сильно плакал, что окропил то место, на котором стоял, своими слезами. Подойдя проститься к мертвому, преподобный продолжал рыдать, и вдруг покойник зашевелился. Его развязали, открыли голову, и он сел, стали его спрашивать, что с ним было, что он видел и слышал. Тот рассказал, что ничего не видел и не слышал. После этого брат долго жил в монастыре, соблюдая устав, и прославился своей добродетельностью.
Варсонофий, дожив до глубокой старости в пустыне, на склоне лет вернулся в монастырь. Настоятелем в то время там был его младший брат Савва, который так же, как и Варсонофий, прославился своей праведностью и богоугодничеством.
Савва Тверской настоятельствовал в Саввином монастыре более 50 лет, заботясь о своей пастве как истинный отец и Божий наместник. Он строго соблюдал все церковные каноны и требовал этого же от своей паствы, запрещая всяческие отступления и не пропуская малейших проступков братьев. Строго спрашивая со своих учеников, он умел быть и милостивым, если в том возникала надобность.
Когда в обители случилась страшная эпидемия, унесшая жизни всех священников, преподобный Савва сам исповедовал, причащал и погребал умерших. В это время проявилась его великая благодатная сила, посланная Богом в дар за усердное служение.
Случалось, что, когда он причащал одного умирающего, к нему приходили с известием, что другой умирает и просит исповеди.
Савва отвечал: «Иди, брат, и скажи, чтобы не умирал, а подождал, пока я приду к нему». И тогда умирающему становилось лучше, а когда Савва приходил к нему и удостаивал Святыми Христовыми Тайнами, тот умирал с миром, вознося Богу благодарственную молитву. Так случалось со многими, никто не умирал без последней исповеди и причастия, сотворенных преподобным Саввой.
Как пишет преподобный Иосиф Волоцкий, «пока живы были блаженный Савва и святой Варсонофий, в монастыре все было чинно, тихо и мирно при их наставлениях. Если и являлся кто-то строптивый и с худым нравом, то они не дозволяли тому творить свою волю».
После кончины Саввы, около 1467 года, иноки братии, ревностные исполнители канонов, избрали игуменом брата из другого монастыря, который оказался, к сожалению, не таким строгим блюстителем порядка, установленного святыми старцами. При их наставничестве никто не смел ни пить, ни есть, кроме как во время общей трапезы; никто не выходил за стены монастыря без благословения; отроки никогда не жили по кельям или во дворе, и женщины в монастырь вовсе не допускались.
Во время управления Саввы соблюдался устав общежития, но при новом наставнике все изменилось. Тогда этому игумену во сне однажды явился святой Савва и сказал: «Несчастный! Отчего ты совсем не заботишься о монастырском благочестии, благочинии, ты пренебрег этим и посчитал ни во что». Преподобный Савва бил его своим жезлом, с которым никогда не расставался ранее, во время наставничества в монастыре, и которым не раз наказывал провинившихся монахов. После этого сна новый игумен монастыря не смог встать с постели несколько дней. Когда же он выздоровел, то понял, что больше не смеет быть руководителем этого монастыря, и вскоре вернулся туда, откуда пришел.
Даже после смерти преподобный Савва не оставлял без внимания эту обитель, ревностно требуя от своих учеников и последователей верного исполнения церковных канонов.
Андрей РублевК сожалению, самостоятельного «Жития» Андрея Рублева не существует. Разрозненные источники донесли до нас лишь крупицы знания о жизни этого великого русского иконописца. О его святости, высокой духовности и богоугодничестве говорят иконы и росписи, созданные преподобным Андреем в разное время в течение всей его жизни. Само создание иконы свидетельствует о подвиге благочестия и Божией помощи, сей подвиг же перерастает в святость, поэтому в православной иерархии существует отдельный чин святых иконописцев. Возглавил же список этих святых евангелист Лука, который, по преданию, написал икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы).
В одном ряду с Андреем Рублевым стоят такие знаменитые русские иконописцы, как Алипий Печерский и преподобный Дионисий Глушицкий. Андреем Рублевым были выполнены следующие работы: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405); иконостас и росписи Успенского собора в Звенигороде; иконостас и росписи Успенского собора во Владимире (1408); деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (нач. XV века); икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире; икона «Святая Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре; росписи Спасского собора Спасо-Андроникового монастыря в Москве (1420-е); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е). Самым известным произведением, созданным Андреем Рублевым, является «Святая Троица». Вероятно, им были созданы и другие шедевры церковного искусства, но сведения о них не сохранились до наших дней.
Сведений о жизни иконописца — времени рождения, происхождении, перепетой жизненного пути — не сохранилось. Поэтому мы можем лишь гадать о том, что же за личность скрывалась под именем Андрей Рублев. Закрепившееся за ним в монашестве прозвище — Рублев — свидетельствует, что он происходил из знатного рода, поскольку в те времена фамилии могли носить лишь представители высших слоев общества.
Скорее всего, преподобный Андрей обучился искусству иконописи в Византии, об этом свидетельствует его фреска во Владимирском Успенском соборе «Земля и море отдают мертвых», где Андрей изобразил с потрясающей точностью греческое морское судно.
Иконописцу довелось жить в годы крупных исторических свершений и событий: 1380 год — Куликовская битва; 1382 год — нашествие Тохтамыша, пожар и разгром Москвы; 1395 год — нашествие Тамерлана. Последнее бедствие, постигшее Русь, было во многом символично.
Войско Тамерлана в несколько раз превосходило по силе войско князя Василия Дмитриевича, русские могли лишь уповать на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы. В Москву по наказу князя была доставлена из Владимира икона Божией Матери, весь народ по призыву церкви постился и молился в эти страшные дни. Молитвы русских людей были услышаны, и свершилось то чудо, на которое все уповали: Тамерлану во сне явилась Божия Матерь и приказала ему отступить от Москвы.
Тамерлан, дойдя до Ельца, повернул войска вспять в степи, оставив Москву, к великой радости русского народа. Именно в честь этого события и была написана Андреем Рублевым по благословению митрополита Киприана копия с иконы Божией Матери.
Доподлинно неизвестно, где Андрей принял постриг, но вся его жизнь была связана с двумя монастырями — Спасо-Андрониковым в Москве и Троице-Сергиевым. Впервые об иконописце упоминается в летописи от 1408 года, где вместе с его именем звучит и имя его сопоставника Даниила Черного. Вместе они начали расписывать Успенский собор во Владимире 25 мая 1408 года. Эта роспись была заказана к приезду митрополита Фотия и выполнена самым лучшим образом. В то время город Владимир продолжал оставаться стольным городом, где находилась и резиденция митрополита.
Главный собор Руси во Владимире являлся кафедральным, и его росписи должны были свидетельствовать о величии и достоинстве Русской православной церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны православных святых"
Книги похожие на "Тайны православных святых" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Нестерова - Тайны православных святых"
Отзывы читателей о книге "Тайны православных святых", комментарии и мнения людей о произведении.