Коллектив авторов - Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1."
Описание и краткое содержание "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1." читать бесплатно онлайн.
— Ты куда идёшь? — спрашивает. — Не ходи туда, там крепость дивов, пропадёшь.
Сын падишаха говорит:
— Мне как раз и нужно логово дивов. Они похитили мою жену, давай, друг-заяц, покажи дорогу.
— Ладно, покажу, — говорит заяц.
Идёт он за зайцем. Долго ли они шли, коротко ли, сказать трудно, вот они и дошли до высокой стены. Как размахнулся джигит чукмаром, железная дверь в стене раскололась надвое. Там, оказывается, логово дивов, вся нечисть собралась. Они набросились было на джигита, но на груди у него кора дерева. Все они отступили назад. Так прошёл он без задержки через вторую дверь, через третью. Проходит через четвёртую дверь и как только раскрывает пятую, весь мир озаряется. Там, оказывается, в большом дворце заточена Нурсылу. Напротив неё спит старый див. Нурсылу ищет у него на голове. Очень хорошо встречает своего мужа, плачет от радости.
— Как ты сюда добрался? — спрашивает она.
— Так-то и так-то пришёл, без тебя уж теперь не вернусь,— говорит джигит.
Жена говорит:
— Див ведь, наверное, тебя убьёт, он очень сильный.
— Убьёт так убьёт, попробуем побьёмся, давай, буди его! — говорит джигит.
Нурсылу говорит:
— Подожди, напою-ка я тебя одним снадобьем.
Там, где лежит див, по обе стороны стоят две бутылки, оказывается. В одной бутылке снадобье, придающее силу, а в другой, наоборот, отнимающее. Нурсылу дает мужу снадобье, которое придаёт силу, а потом бутылки меняет местами. Чукмаром из древесного корня джигит бьёт по спине дива, тот вскакивает и орёт:
— Что это такое!? Кто осмеливается меня будить!?
Джигит нисколько не теряется:
— Я, — говорит.
Див в ответ:
— Будем биться или состязаться?
— Будем биться, — говорит джигит.
После этого разговора див пьёт из бутылки по правую руку. Выпивает напиток, отнимающий силу. После этого они начинают биться. Див бьёт. Джигит падает. Затем вскакивает и чукмаром из корня бьёт дива, и див испускает дух. Джигит превращает дива в прах.
— Всё, теперь поедем домой, — говорит он Нурсылу.
Жена говорит:
— Не будем оставлять его в таком виде.
Снимает она платок и взмахивает. Всё строение дива превращается в яйцо. Нурсылу кладёт яйцо в карман, потом второй раз взмахивает платком и появляется большая чёрная птица.
— Отвези нас, — говорит Нурсылу, — в такой-то город, где живёт такой-то падишах.
Они садятся на чёрную птицу и улетают. Птица доставляет их в город, где живёт отец джигита. Джигит давно не видел своего отца и родственников, хочет увидеть. Через три часа оказываются на окраине города. Когда они заходят в город, их останавливает страж у ворот:
— Я голоден, дайте мне, несчастному сироте, кусок хлеба, — говорит.
Когда джигит посмотрел как следует, поразился: в страже ворот он узнал своего отца. Со слезами поздоровались.
— Что случилось, отец, расскажи, — просит джигит.
Отец рассказывает:
— Как только ты уехал и пропал, мачеха твоя совсем разошлась, взбеленилась, — говорит. — Растратила всё наше богатство, уничтожила наше падишахство и убежала. После этого меня свергли. Теперь избрали другого человека, а я вот здесь.
— Не горюй, отец, пока я жив, ты не останешься сиротой,— говорит джигит.
Отец очень обрадовался этому:
— Улым, дорогой, что же ты будешь делать, иль будешь падишахом здесь? — спрашивает.
— Нет, — говорит тот. — Тут уж избрали падишаха. Мы поедем в город, где живёт Нурсылу.
Садятся они втроём на чёрную птицу и через сутки оказываются в городе Нурсылу. Радость была такая, что рассказать об этом словами невозможно. На улицах города народ играет музыку, поёт и пляшет.
Таким образом, смелый джигит, преодолев тысячи бед, добился своего. До сих пор, говорят, прекрасно живёт со своей Нурсылу.
68. ПАРШИВЫЙ ЖЕРЕБЁНОК
В древние времена жил один человек и было у него три сына. Младший сын, говорят, был плешивым. Они никогда не сеяли зерна. Раньше работал и кормил их отец. Когда отец состарился, а сыновья достигли совершеннолетия, сказал им:
— Сыновья мои, давайте и мы будем сеять зерно, ведь народ сеет. Вы сходите на базар, привезите овса.
Идут они на базар, привозят пять пудов овса. Сеют они все пять пудов на одном поле, длиной в восемьдесят саженей. Сеют и ждут неделю. Через некоторое время идут смотреть поле. Смотрят и видят, что овёс не взошёл. Возвращаются и говорят об этом отцу.
— Эх, дети мои, вы не сеяли овёс, а продали и пропили, — говорит отец им, не верит.
Сам идёт смотреть. Идёт, смотрит, овёс не взошёл.
— На самом деле овёс не взошёл, — говорит отец, — или посеяли очень уж редко? Попробуем ещё раз посеять.
Идут на базар, покупают ещё пять пудов овса. Ещё раз сеют на том же поле. Сеют и через неделю идут смотреть. Овёс опять не взошёл. У соседей взошёл и стоит зелёный-презелёный, а у них черным-черно. Приходят и говорят отцу:
— Отец, наш овёс не взошёл.
Теперь старик верит.
— Сынок, на нашем поле есть, наверное, какая-то тайна, может, ночью пойдёшь сторожить? — говорит отец.
Посылает самого старшего сына сторожить поле.
— Сынок, сторожи всю ночь, не спи, — напутствует его.
Этот сын, хочет-не хочет, но идёт сторожить. Их поле было на опушке леса. Появившись в поле, он немного стоит и уходит. Недалеко был кордон, идёт на кордон и там спит. Рано утром встаёт и идёт домой.
— Так, сынок, что же там есть, на поле, что ты там увидел? — спрашивает отец.
— Хи, — говорит сын, — что там может быть, даже соловьи там не поют, всю ночь не спал.
Теперь отец посылает среднего сына.
— Ну, сынок, теперь ты иди, может, у тебя что-нибудь получится, — говорит.
Теперь идёт средний сын. Как только средний сын выходит, чтобы пойти на поле, вслед за ним выбегает его старший брат.
— Братец, ты, наверное, один побоишься, я пошёл на кордон и там проспал, ты тоже спи, — говорит.
— Ладно, абый, раз так, — говорит этот и уходит.
Этот даже не заходит на поле. Прямо идёт на кордон, ложится и спит.
Утром приходит. Отец опять спрашивает:
— Ну, улым, что же было?
— Нет, отец, там ничего не было, — говорит малай.
— Взошёл овёс? — спрашивает отец.
— Нет, не взошёл, — отвечает сын.
Теперь дошла очередь до младшего сына. Этому сыну житья уж не было. На одной ноге Таза носок и лапоть, на другой старый валенок. Теперь Тазу говорит отец:
— Ну, улым, теперь уж ты иди. Может быть, у тебя что-нибудь получится, у тех ничего не получилось.
Таз говорит:
— Пойти-то я пойду, но мне нужен будет один корык[91], вдруг появится какой-нибудь зверь.
Дают Тазу то, что он просил и посылают его. Уходит он.
Приходит в поле. С двух сторон поля остались, оказывается, огрехи, там выросла очень густая полынь. Таз заходит в заросли и ложится. Вот время доходит до восьми часов, до девяти, ничего не видать. Доходит двенадцать часов, ему уж хочется спать. Как он ни старался, начинает потихоньку засыпать.
Тут неожиданно поднимается ветер-ураган. Только по его полю проходит этот ураган. Он крутится то на одном конце поля, то на другом, ходит ходуном по полю, будто его боронит. Таз растерялся: «Что же это?» — думает. Испугался, конечно. Когда этот ураган приближается к нему, он вскакивает и поднимает корык, думая: «Будь что будет». Как только он взмахивает корыком, перед ним появляется длинноволосая женщина. Таз начинает её беспощадно бить, и женщина начинает умолять его:
— Ты не бей меня, я до утра взращу твой овёс, — говорит, — Потом у тебя, может, появится какая-нибудь нужда, я дам тебе один свой волос, подожжёшь этот волос и что угодно твоей душе, то и появится.
Так, договорившись, взяв один волос, джигит уходит домой. Приходит домой и ложится спать. Ни отцу, никому другому ни о чём не говорит.
Смотрят утром, Таз спит на печке.
— Ну, Таз-шайтан, когда он успел прийти и лечь,— говорит отец. — Не сторожил, видимо, Таз-шайтан.
Будят его. Тот встаёт.
— Давайте, собирайтесь, овёс нашёлся, пойдём убирать, — говорит Таз.
— Гей, Таз-дуралей! Разве за ночь овёс может созреть? — говорят.
— Тоже мне, хранители поля! Я сторожил и всё сделал, — говорит Таз.
Не поверив словам Таза, старшие братья идут смотреть. Когда дошли и увидели, обнаружили, что их овёс на четверть выше соседских и настолько густой, что нельзя просунуть серп. Теперь они собираются всей семьёй и идут на уборку урожая. Два старших брата, две невестки, Таз — все идут убирать урожай. За день еле-еле убрали весь урожай овса. Приходят домой лишь после захода солнца, такой богатый был урожай овса. Три дня они проветривали этот овёс. На четвёртый день привозят домой одну телегу и молотят. На пятый день просушивают. На шестой день увозят на мельницу. На седьмой день перемололи на муку и привезли домой. На восьмой день, в пятницу утром, сделали из неё блины. Замесили они теста для блинов аж целое квасное ведро.
Две невестки пекут блины, старик и два сына всё это съедают. Таз лежит на печке. Ему не дают ни одного блина. Отец говорит:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1."
Книги похожие на "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1."
Отзывы читателей о книге "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1.", комментарии и мнения людей о произведении.