Альфред Мэхэн - Роль морских сил в мировой истории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Роль морских сил в мировой истории"
Описание и краткое содержание "Роль морских сил в мировой истории" читать бесплатно онлайн.
Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.
160
Этот план почти полностью взят из кн.: Cunat. Vie de Suffren.
161
La Serre. Op. cit.
162
Вопрос об атаке английской эскадры на якорной стоянке обсуждался на военном совете. В результате было высказано мнение, подтверждавшее решение Сюффрена не предпринимать нападения. В отличие от упущенного англичанами случая атаковать отряд французских кораблей в Ньюпорте (см. гл. 10) в данном случае следует помнить, что у Сюффрена не было никаких средств заставить английские корабли покинуть их надежную позицию, в то время как, угрожая Тринкомали или другим менее важным пунктам, Сюффрен мог рассчитывать, что выманит Хьюджеса с его стоянки. Поэтому, отказавшись от атаки, французский адмирал был прав, между тем как англичане, вероятно, ошиблись, не предприняв атаку на Ньюпорт.
163
Зависимость Тринкомали от английского флота в этой кампании прекрасно иллюстрирует затруднительную и ложную позицию, в которой оказывается флот, когда на него возлагается защита морских портов. Это – наиболее обсуждаемый вопрос нашего времени, заслуживающий исследования со стороны тех, которые дилетантски утверждают, будто флот является наилучшей защитой для побережья. В каком-то смысле это верно – атака противника за пределами собственной территории является наилучшей обороной. Но в узком значении слова «оборона» это неверно. Тринкомали, не имевшая укреплений, была просто центром, вокруг которого был вынужден вращаться Хьюджес, как зверь на привязи. И это всегда случается в подобных условиях.
164
Troude. Op. cit.
165
На плане английский и французский флагманы обозначены более крупными значками.
166
100-пушечный корабль Нельсона Victory при Трафальгаре потерял 57 человек убитыми и 102 ранеными. 74-пушечный корабль Хьюджеса – 59 человек убитыми и 96 ранеными. Корабль Коллингвуда Royal Sovereign, тоже 100-пушечный, – 47 убитыми и 94 ранеными. 64-пушечный Monmouth потерял в бою под водительством Хьюджеса 45 человек убитыми и 102 ранеными.
167
Troude. Batailles Navalles; Chevalier. Hist. de la Marine Frangaise.
168
Это замечание слишком очевидно, чтобы нуждаться в пояснении. Тем не менее может возникнуть вопрос, считают ли его аксиомой моряки.
169
Так бывает всегда.
170
Chevalier. Hist. de la Marine Frangaise.
171
Annual Register, 1782.
172
Британский отчет существенно отличается в трактовке причины образования дистанции, разделявшей два арьергарда. «В этом бою кораблю Monmouth не суждено было сыграть значительную роль. Ведь арьергард неприятеля находился так далеко под ветром, что корабли британского арьергарда не могли, даже при благоприятном ветре, сблизиться с ним без существенного нарушения строя своей линии» (Memoir's of Captain Alms; Haddock. Op. cit. Vol. II). Такие противоречия обычны и, за исключением особых случаев, не нуждаются в согласовании. Алмс, видимо, был не только первоклассным моряком, но и офицером, способным к решительным и самостоятельным действиям. Его описание, видимо, соответствует действительности.
173
Troude. Op. cit. С корабля Сюффрена видели, что на Severe спущен флаг, но полагали, что фалы флагштока были перебиты. На следующий день Хьюджес прислал капитана Sultan потребовать передачи ему корабля, который спустил флаг. Требование, конечно, не могло быть выполнено. «Sultan, – пишет Трюде, – который лег в дрейф, чтобы взять Severe, стал жертвой этого поступка. В течение некоторого времени он выдерживал, не отвечая, весь огонь французского корабля».
174
Annual Register, 1782.
175
Cunat. Op. cit.
176
Кривые линии в Б показывают движения кораблей после смены ветра, которая фактически завершила сражение. Сами корабли указывают их строй в сражении.
177
Противник образовал полукруг вокруг нас и подвергал нас продольному огню с носа и кормы, по мере того как корабль подходил и удалялся при руле, положенном под ветер (Journal de Bord du Bailli de Suffren).
178
Он добавил: «Ужасно иметь возможность уничтожить английскую эскадру четыре раза и осознавать, что она все-таки существует».
179
У Сюффрена не было ни одного корабля, который бы имел более трех четвертей полного комплекта личного состава. Следует добавить, что половину его составляли солдаты и сипаи. (Chevalier. Hist. de la Maline Frangaise. P. 463).
180
«Вы узнаете о производстве меня в коммодоры и контр-адмиралы. Теперь я искренне говорю вам, вам одному, что то, что я сделал с тех пор, заслуживает бесконечно большего, чем все, что я сделал до этого. Вы знаете о взятии Тринкомали и сражении при нем. Но окончание кампании и то, что произошло между мартом и концом июня, далеко превосходит все, что было сделано флотом с тех пор, как я стал служить. Результат принес большую выгоду государству, поскольку эскадра противника была поставлена под угрозу, а его армия брошена» (Личное письмо Сюффрена от 13 сентября 1783 года // Journal de Bord du Bailli de Suffren).
181
Кривая а, а', a'' на плане 18 представляет собой линию, по которой предполагал следовать Худ со своей эскадрой. Ожидалось, что ветер будет юго-восточным. Позиции Б, Б, Б' относятся к событиям последующего дня и не имеют ничего общего с диаграммой в А.
182
Когда эскадра построена в линию кильватера, в крутой бейдевинд и на одном галсе, а корабли делают поворот через оверштаг все вместе, то они в том же строю поворачиваются на другой галс, но не в кильватере один другому. Такой строй называется строем пеленг.
183
Шпринг представляет собой канат, протянутый с кормы или кормовой части корабля на якоре к якорю, закрепленному надлежащим образом, посредством чего корабль может быть повернут в желаемом направлении.
184
На военном совете представителей союзных эскадр, стоявших на якорной стоянке в Торби, противник этой меры доказывал, «что весь союзный флот не мог спуститься на англичан линией баталии по фронту. Он доказывал, что союзным эскадрам, разумеется, следует построиться в кильватерную колонну и спускаться на противника поодиночке, из-за чего англичане подвергнутся величайшему риску полного разгрома» и т. д. (Beatson. Op. cit. Vol. V. P. 396).
185
На войне, как и в картах, счет очков должен временами диктовать ход игры. Начальнику, не принимающему во внимание влияние его конкретной операции на общий ход войны, на то, что от него требуется при существующей обстановке (как с политической, так и военной точки зрения), будет недоставать основных качеств великого полководца. «Отвага, с которой Веллингтон атаковал редут Франциско (при Сьюдад-Родриго) и рыл траншеи в первую ночь осады, еще большая отвага, с которой он штурмовал редут до того, как ослаб огонь его защитников, и до того, как был взорван контрэскарп, явились подлинными причинами внезапного падения укрепления. Этого пренебрежения правилами требовали как военная, так и политическая обстановка. Когда генерал закончил свой приказ о штурме словами: «Сьюдад– Родриго следует штурмовать этим вечером», он хорошо понимал, что будет воспринят с благородным пониманием» (Napier's Peninsular War). «Учитывая, что честь оружия его величества и обстоятельства войны в этих морях требовали значительной степени предприимчивости, я считал оправданным отход от уставных требований» (Sir John Jervis's Report of the Battle of Cape St. Vincent).
186
Они были рассеяны атакой Кемпенфельдта на конвой де Гишена и последовавшим штормом в декабре 1781 года.
187
Письмо де Грасса Кергелену от 8 января 1783 года // Kerguelen. Guerre Maritime de 1778. P. 263.
188
См. карту Атлантического океана.
189
29 апреля 1781 года у Мартиники с 24 кораблями против 18. В январе 1782 года 30 кораблей против 22. 9 апреля 1782 года 30 против 20.
190
Разница времени между Тринкомали и островами Ле-Сент составляет 9 с половиной часов.
191
Описание боевых действий с 9 до 12 апреля опирается главным образом на планы и записи их современника, лейтенанта Р.Н. Мэтьюза, и более поздние «Морские исследования» капитана Томаса Уайта, тоже служившего в британском флоте. Они были очевидцами сражения, но их свидетельства также сверены с оценками французских и других английских авторов. Свидетельства Мэтьюза и Уайта отличаются от официального отчета Роднея в том, что касается галса, которым шла английская эскадра на рассвете. Но свидетельство Роднея, в частности, подтверждается приватными письмами Чарлза Дугласа, посланными сразу же после битвы высокопоставленным лицам, и приводится в тексте.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Роль морских сил в мировой истории"
Книги похожие на "Роль морских сил в мировой истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альфред Мэхэн - Роль морских сил в мировой истории"
Отзывы читателей о книге "Роль морских сил в мировой истории", комментарии и мнения людей о произведении.