» » » » Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы


Авторские права

Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство CODA, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Поэтика ранневизантийской литературы
Издательство:
CODA
Год:
1977
ISBN:
5-89344-003OC
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поэтика ранневизантийской литературы"

Описание и краткое содержание "Поэтика ранневизантийской литературы" читать бесплатно онлайн.



Монография рассматривает в ряде очерков, связанных сквозной идеей, основные творческие принципы ранневизантийской литературы (IV–VII вв.). В центре внимания автора — типологические черты нового, вырастающие в противоречивом контакте с наследием античности. Присущее ранневизантийским поэтам и прозаикам специфическое отношение к слову поставлено в контекст социальной и культурной истории; оно анализируется как выражение определенного взгляда на мир и на место человека в мире. Особая глава посвящена роли ранневизантийской литературы в становлении рифмы






84Ioannis Damasceni In Dormitionem oratio 1, 2 // SC 80. P. 82.

85Ср.-: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2.Л., 1971. С. 95—123.


' Christ W., Paranikas M. Anthologia Graeca carminum Christiano-rum. Lipsiae, 1871. S. 103.

2Ср. ниже главу «».

3См.: Hunger Н. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist derbyzantinischen Kultur. Graz; Wien; Koln, 1965. S. 81.

"Рим. 13,2.

Примечания

5Благовестник. Толкование на святые Евангелия блаж. Феофилак-та, архиеп. Болгарского. СПб., [б. г.]. С. 286 (далее: Феофилакт Болгарский).

6Цезарь будто бы колебался в выборе столицы между Александрией и Троей. См.: Suetoni Divus Caesar 79; Horati carm. Ill, 3.

7Ис45, 1.

8Деян. 23, 2; Лук. 22, 6.

9Ср. Benz E. Der gekreuzigte Gerechte in Plato, Bibel und Frilhchris-tentum. Mainz, 1947.

10C. Plini Caecili Secundi epistolarum X, 96. 8.

11Plutarchi Vita Alexandri 54.

12«Увидев однажды женщину, недостойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он, пословам Зоила из Перги, подошел и сказал: "А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог находится позади тебя — ибо все полно егоприсутствием, — и ты ведешь себя недостойно по отношению к нему?" В храм Асклепия он подарил кулачного бойца, чтобы он подбегал и колотил тех, кто падает ниц перед богом» (Диоген Лаэртский. — Памятники поздней античной научно-художественной литературыИ — VeeKa. M., 1964. С. 157.

13Об этой практике, как о деле само собой разумеющемся, говоритуже Исаак Ниневийский. «Пусть же самою малою мерою будет длятебя — положить тридцать поклонов в один раз, потом поклонитьсячестному кресту и тем кончить. Но есть и такие, которые, по силесвоей, прибавляют к этой мере» (Творения аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника. Слова подвижнические. Изд. 3. Серг. Посад, 1911. Слово 59. С. 322; ср. там же. Слово 40. С. 167; слово 45.С. 193; слово 75. С. 375).

14Тацит называет распятие «рабскою казнью» («servile suppli-cium». — Taciti Historiae IV, 11).

15Iosephi Flavii Antiquitates Judaicae XIII, 14, 2.

16Cm. Sinogowitz B. Studien zum Strafrecht der Ekloge. Athenis,1956. S. 19–20.

17Например, Iustiniani Novella 134.

18Cm. Ecloga XVII. Ср. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии вIV–VIII вв. Л., 1976. С. 198; Sinogowitz В. Studien zum Strafrecht derEkloge… Passim; Hunger H. Reich der Neuen Mitte. Der christlicheGeist… S. 197–198.

19Herodoti III, 69; III, 154–157.20Ис. 53, 2.

21 Ср. псалмы 6, 21/22, 37/38, 54/55, 68/69, 101/102 и особенно монологи протагониста «Книги Иова».

Мих.1, 11.

£ Прит. 20, 27; 20, 30.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. I. М, 1930. С. 855.

18—1031


Примечания

18*

"Дан. 10, 17.

26Пс. 150, 6.

'Пс. 21/22, 15.

28Прит. 20, 30.

29Homeri Odyssea VIII, 579–580, цит. пер. В. А. Жуковского.3°Pindari Pythia I, 164.

31Iamblichi De vita Pythagorica XV, P. 64 45 Nauck.

32Творения аввы ИсаакаСириянина… Слово 48. С. 205–206.

33Heracliti fragm. В 60 Diels.

34Pausaniae Descriptio Graeciae V, 7, 10.

35Aristotelis Poetica 1449 28.

36Cp. Dittrich O. Die Systeme der Moral. Geschichte der Ethik vomAltertum bis zur Gegenwart. Bd 1. Leipzig, 1923. S. 83, 91.

37Ср. характеристику даже такого строгого и «благочестивого» грека, как Платон: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. I. С. 250–256.

38Prodi In Platonis rem publicam 1, 127–128 Kroll.

39Например, в апокрифическом «Письме Лентула».

40Diodori Bibliotheca IV, 61.

41Pseudo-Plutarchi Proverbia Alexandrinorum 47.

42Cm. Dornseiff F. Sprache und Sprechender. Kleine Schriften II.Leipzig, 1964. S. 279.

43Ciceronis Tusculanae disputationes I, 34; 1, 83–84.

44Lucani Pharsalia IV, 579.

45Senecae Epistolae morales VIII, 1,14.

46Taciti Annales, XVI, 35. —Корнелий Тацит. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Л., 1969. С. 326.

47Ibid. XV, 70. — Там же. С. 310.

48Ис. 53, 7.

49Мат. 26, 62–63; 27, 12–14; Map. 14, 61; 15, 4–5.

50Romanes le Milode. Hymnes. Introduction, texte critique etc. par J.Grosdidier de Mations. Vol. IV (SC 128). Paris, 1967.

51Феофилакт Болгарский. С. 166.

52Начальные слова полемического трактата «Против Кельса».

53Celsi Contra Christianos II, 43.

54Мат. 13, 45–46.

55Феофилакт Болгарский. С. 81.

56Мат. 6, 31.

57Характерно, что кинику, как явствует из целого ряда философских анекдотов и легенд, в принципе безразлично — выбросить своесостояние в море или раздать его людям; в обоих случаях это акт самоосвобождения, не акт сострадания.

58Рим. 4, 18.

59Пс. 70/71, 5; там же, 7.

60Рим. 15,13.

61Прит. 14, 26.

62Иов. 4, 6.

63Фил. 2, 12.

64Рим. 8, 24.

65Там же, 8, 25.

66Из гимна III, озаглавленного в рукописях: «Что есть монах, и вчем делание его, и на какую высоту созерцания взошел сей муж». — Symeon le Nouveau Theologien. Hymnes. Introduction, texte critiqueetc. par J. Koder. Vol. 1 (SC 156). Paris, 1969. P. 188.

67Быт. 2, 7.

68Ис. 45, 9 и др.

69Кол. 2, 9.

70Methodii De virginitate III, 5.

71См. Lot-Borodine M. La deification de l'homme selon la doctrinedes Peres grecs. Paris, 1970; Bratsiotis P. Die Lehre der OrthodoxenKirche Uber die Theiosis des Menschen. Brussel, 1961.

72Irenei Adversus haereses III, 10, 2.

73loannis Chrysostomi In epistolam ad Colossios 5 // PG 62. Col.332.

741 Иоан. 3, 2.

75Иоан. 10,34.

76Pseudo-Dionysii Areopagitae epistola VIII.

77Cp. Benz E. Der dreifache Aspekt des Ubermenschen // Eranos-Jahrbuch 1959. Zurich, 1960.

78Acta apostolorum apocrypha. Ed. R. A. Lipsius et M. Bonnet. II. 2.Lipsiae, 1903. P. 219–224.

79Gregorii Nazianzeni De humana natura // PG 37. Col. 678 A.

80Maas P. Fruhbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen desV–VI. Jahrhunderts (KT 52/53). Bonn, 1910. S. 13–16 (кондак «НаАдама и Еву»).

81Евр. 11, 13. 821 Кор. 6, 20.

83Там же, 6, 19; ср. также рекомендуемые Симеоном Новым Богословом размышления, во время которых аскет приучается ощущатьсвою плоть как часть Христова тела.

84Кондак на Неделю Мытаря и Фарисея (см. Мгуас, кей iepoqХ-оуёкбтщхх; 6рво864о\) XpioTiocvoO. 'Aeflvai, 1972. X. 811).

85Памятники византийской литературы IV–IX веков. М., 1968. С.73–74.

86Рим. 7, 15–16; там же, 23.

87Ср. Nemesii De natura humana // PG 40. Col. 512.

88Platonis Timaeus 44 d.

89Пс. 50/51, 19.

90Лук. 14,11.91Иак. 1,9—10.

92 См. Адрианова В.П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурья-


нов М. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109–126; Baumstark A. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86–87; La le-gende syriaque de St. Alexis. Ed. par A. Amiaud. Paris, 1889.

93 «Поющий сию народную песнь, называемую Алексеем божиим человеком, был слепой старик, сидящий у ворот почтового двора, окруженный толпою, по большей части ребят и юношей. Сребровидная его глава, замкнутые очи, вид спокойствия в лице его зримаго, заставляли взирающих на певца предстоять ему со благоговением. (…) Никто из предстоящих, не остался без зыбления внутрь глубокаго, когда Клинской певец, дошед до разлуки своего Ироя, едва прерывающимся ежемгновенно гласом, изрекал свое повествование. (…) Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет, и онаго чувствительность. Я рыдал в след за ямским собранием, и слезы мои были столь же для меня сладостны, как исторгнутая из сердца Вертером…» (глава «Клин» // Радищев A.M. Полное собрание сочинений. М; Л. 1938. С. 373–374). В лице Радищева культура сентиментализма открывает для себя сбереженную тысячелетней народной традицией «слезность» ранневизантийской легенды.


1Diogenis Laertii De vita et moribus philosophorum VIII, 48

2Pseudo-Aristotelis De mundo I.

3Platonis Timaeus 92 С" Иов. 38, 11.

5dementis Romani I Epistola ad Corinthios XX.

6Origenis Contra Celsum V, 13 (GCS Origenes II, S. 14).

7Ibid. V, 11 (ibid., S. 12).

8Ibid. (ibid.).

9Gregorii Nazianzeni Poemata de se ipso I, XXXVIII, 15–18 // PG37. Col. 1326.

10Фил. 1,23.

11Там же, 1,24.

12De principiis I, 7, § 5 // PG 11. Col. 1751.

13Origenis In Ioannem VI, 59 (GCS. Origenes IV, S. 167). Конечно, это выражение двузначно, как двузначно само слово коацод, и оноозначает также попросту «украшение мира». Однако именно потому, что в философском термине «космос» продолжал просвечивать егоизначальный смысл «украшения», сам этот смысл легко оказывалсяпричастным «космологическому» уровню семантики. Если космос — это «украшение», нарядный порядок, то церковь есть как бы «украшение украшения»; фундаментальное свойство космоса — стройность — присуще ей, так сказать, во второй степени.

14Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. I.М, 1930. С. 656.

Примечания

15Там же. С. 804.

16Ср. рассказ итальянца XV в. об этих ночных бдениях афонскихстарцев: Le Millenaire du Mont Athos: 963—1963, I. Chevetogne, 1963P. 131.

17Gregorii Nazianzeni oratio 19 («Творения». Ч. II. M., 1843. С 154).

18Эта дидактическая «сверхзадача» космологических рассужденийособенно отчетливо и откровенно выступает в популярной литературе «Шестодневов», т. е. проповедей о сотворении мира. Такие проповедисочиняли, в частности, Василий Кесарийский и Григорий Нисский.

19Ср. Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17.

20Platonis Leges II, 656 D; ibid. VII, 802 A — B.

21Ibid., XII, 942 A — D.

22К этому требуется некоторая оговорка: наполовину всерьез, наполовину играя, Платон как бы постулирует доктрину о сотворениимира демиургом в качестве предпосылки своих социально-этическихконструкций (в «Тимее» и «Критии»). Но, конечно, это еще не настоящий креационизм; скорее приходится говорить о «рабочем мифе», как мы говорим о «рабочей гипотезе».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поэтика ранневизантийской литературы"

Книги похожие на "Поэтика ранневизантийской литературы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Аверинцев

Сергей Аверинцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы"

Отзывы читателей о книге "Поэтика ранневизантийской литературы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.