» » » » Сергей Шефов - Психология горя


Авторские права

Сергей Шефов - Психология горя

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Шефов - Психология горя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Речь, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шефов - Психология горя
Рейтинг:
Название:
Психология горя
Издательство:
Речь
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология горя"

Описание и краткое содержание "Психология горя" читать бесплатно онлайн.



Утраты случаются в жизни каждого из нас. Потеряв любимого близкого, человек переживает горе, которое зачастую становится для него тяжелым испытанием. Что же такое горе и как оно протекает? Где кончается нормальное горе и начинается патологическое? В чем заключается психологическая помощь горюющему человеку и как ее оказать? Каким образом горюют дети и как вести себя взрослому по отношению к ребенку, потерявшему близкого человека?

На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в предлагаемой книге. Для практикующих психологов и психотерапевтов она станет спутником и помощником в работе с горюющими людьми. Книга рассчитана также на педагогов, врачей, работников ритуальных и социальных служб и самый широкий круг читателей, желающих глубже понять суть горя и пути восстановления после утраты.






Профессионально-психологическая помощь горюющим детям в определенной мере отличается от аналогичной помощи взрослым. Это отличие обусловлено в основном тем, что дети не в состоянии осмыслить случившееся несчастье на том уровне, на каком способны это сделать взрослые. Соответственно, роль бессознательных процессов в переживании горя ребенком существенно больше по сравнению с взрослыми. Данное отличие постепенно сглаживается по мере взросления, но, как правило, сохраняется вплоть до подросткового периода. Один из вариантов бессознательной переработки утраты и вызванных ею реакций — это проживание их во сне. Иллюстрацией может служить следующий пример.

Случай из жизни

У четырнадцатилетней девочки умер дед. Первое время ей никак не верилось в то, что произошло. Ее сознание как будто оказалось закрытым для случившегося. Примерно через неделю после смерти деда почти каждую ночь девочке стали сниться сны. В первый раз ей приснилось, что дед находится в той же квартире, что и она, только где-то в другой комнате. Она его не видит, но слышит его шаги и знает, что это он. На этом моменте девочка испугалась и проснулась. В данном сновидении доминирующей эмоцией, как мы видим, является страх, что, в общем-то, неудивительно для подросткового возраста. Именно в пубертате дети начинают осознавать свою смертность, поэтому их может пугать все, что о ней напоминает. Во втором сновидении происходит то же самое, что и в первом, только дед уже появляется в поле зрения и общается с сестрой, после чего девочка опять-таки просыпается. В следующий раз все повторяется заново, только теперь дед обращается к сновидице с вопросом. Наконец, снится еще один сон, в котором девочка уже спокойно общается с дедом. После этого подобные сны прекратились, к девочке пришло успокоение, а дед стал восприниматься на самом деле как покойник. В данном случае сновидения выполняли функцию дозатора переживаний по поводу утраты и помогли девочке постепенно признать реальность смерти деда и переработать спровоцированные ею страхи.

В процессе консультирования детей по поводу их реакций на смерть близкого могут применяться самые разные методы и методики, адекватные возрасту и уровню психического развития маленького клиента. В распоряжении психолога имеются методы арттерапии, сказкотерапии, анималотерапии, игровой терапии, символ драмы и др. Подробное описание случая работы с пятилетней девочкой, потерявшей отца, посредством рисования приводит Е. М. Черепанова [34, с. 54–56]. Зарубежные авторы также говорят о возможности использования рисования как метода, помогающего ребенку выразить свое горе; например, это может быть рисунок умершего [72]. Детское горе достаточно часто бывает неочевидным, протекает скрыто, а ребенок оказывается не в состоянии внятно сообщить взрослым, что он тоже очень страдает, только по-своему. Тогда способы косвенного выражения и проработки горя становятся наиболее эффективными, а иногда — единственно приемлемыми вариантами психологической помощи горюющему ребенку.

Заключение

Русская пословица гласит, что «иному горе — мучение, а иному — учение».[26] Действительно, горе — это не только страдание и тяжелое испытание, оно может многому научить. Об этом писали мыслители разных веков, в частности, Д. Байрон, по словам которого, «горе — учитель мудрых».[27] В конце раздела, посвященного стадиям переживания утраты, перечислялись разнообразные позитивные изменения, которые могут наблюдаться в жизни людей, потерявших своих близких. Для многих из них смерть любимого человека становится событием, побуждающим к переосмыслению жизни, открытию новых возможностей в своем отношении к миру.

Примеров такого конструктивного переживания и преодоления горя можно найти немало, и один из них являет нам биография великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Ее супруг, великий князь Сергей Романов, погиб в результате взрыва, устроенного одной из террористических организаций. Скорбя по любимому мужу, княгиня находит в себе силы посетить в тюрьме исполнителя теракта — Ивана Каляева, чтобы понять причины его поступка. Вскоре после случившейся трагедии жизнь Елизаветы Федоровны круто меняется. Она переезжает жить из дворца в скромный дом, отказывается от своих драгоценностей: одну их часть отдает в казну, другую — ближайшим родственникам, третью (самую большую) пускает на благотворительность. И раньше заботясь о ближних, сочувствуя бедным и больным, теперь все свои силы она посвящает служению людям, а также устроению знаменитой Марфо-Мариинской обители. Масштабы благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны поистине огромны: она организует курсы сестер милосердия, бесплатную столовую, трудовой приют, библиотеку, больницу для бедных женщин, лазарет для воинов, амбулаторию с бесплатной выдачей лекарств, два странноприимных дома, приют для бедных женщин больных чахоткой, ежедневно разбирает многочисленные прошения и ходатайства, чтобы помочь людям в их проблемах и несчастьях. Так в скорби по убитому супругу княгиня находит импульс для развития своей деятельной любви к людям, от страдания переходит к состраданию.

Горе, являясь реакцией на потерю, в то же время может служить толчком к рождению чего-то нового. Культурное наследие прошлых веков донесло до нас множество замечательных памятников архитектуры, произведений литературы и искусства, созданных по поводу чьей-либо смерти. Так, всемирно известный храм Покрова на Нерли был построен по указанию великого князя Андрея Боголюбского в ознаменование победы над Волжской Болгарией и в память о любимом сыне Изяславе, скончавшемся вскоре по завершении военного похода. Другим примером памятника архитектуры, воздвигнутого по случаю смерти близкого человека, является грандиозный мавзолей Тадж-Махал в индийском городе Агра. Его повелел построить Шах Джехан в память о своей любимой жене Мумтаз-Махал. Подобная история связана с появлением на свет знаменитого «Фонтана слез» в Бахчисарае, воспетого А. С. Пушкиным в лирическом стихотворении и поэме. Этот замечательный памятник был создан по повелению крымского хана Крым-Гирея в память об умершей юной Марии — польской княжне, ставшей пленницей гарема. Во всех приведенных сейчас примерах потерпевшие утрату выступали в основном лишь инициаторами и руководителями создания памятников. Однако во многих и многих других случаях горе служит источником творческого вдохновения для самих горюющих. Особенно часто переживание утраты находит выражение в поэтическом творчестве. Например, великий итальянский поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка сочинил большой цикл сонетов «На смерть Мадонны Лауры». В них отразилась вся широта и глубина его переживаний по поводу кончины своей возлюбленной.

И в заключение разговора о психологии горя хочется вспомнить фильм выдающегося кинорежиссера И. Бергмана «Девичий источник», снятый по старинной шведской легенде. Сюжет кинокартины таков: совсем юную девушку в лесу насилуют и убивают разбойники. Перед глазами зрителя разворачивается череда интенсивных эмоциональных реакций ее горюющего отца. Испытываемый им сильнейший гнев по поводу случившегося ищет выхода наружу и обрушивается на небольшое деревце. Охваченный горем отец неистово ломает его и выворачивает с корнями. Жертвами безудержного гнева становятся также злодеи, повинные в убийстве дочери. Далее режиссер показывает и другие чувства главного героя, связанные с утратой. По ходу фильма мы видим и чувство вины по поводу совершенного акта беспощадного мщения, и мучительные душевные страдания от потери, и преображающий душу катарсис, когда из того места, где лежало тело убитой дочери, вдруг чудесным образом забил прозрачный родник. Этот метафорический образ чудотворного источника очень многозначен. С одной стороны, он может символизировать вечно живую чистую душу погибшей девушки. С другой стороны, в нем отражена таинственная созидательная сила, заключенная в горе. Когда случается потеря, тогда что-то уходит, исчезает из нашего мира, но при этом что-то может и рождаться. Смерть приносит страдание, однако в этом страдании заложена возможность очищения и преображения, сокрыта возрождающая сила, с помощью которой новые возможности могут стать реальностью.

Приложение. Программа практического семинара-тренинга для работников сферы ритуальных услуг «Психологические аспекты похоронного дела»

Цели семинара:

1. Приобретение знаний о психологии горюющего человека и правилах профессионального общения с ним.

2. Осознание работниками своего отношения к смерти и других личностных особенностей, влияющих на профессиональную деятельность.

3. Освоение эффективных моделей поведения в рамках профессиональной деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология горя"

Книги похожие на "Психология горя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шефов

Сергей Шефов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шефов - Психология горя"

Отзывы читателей о книге "Психология горя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.