» » » » Александр Морэ - Нил и египетская цивилизация


Авторские права

Александр Морэ - Нил и египетская цивилизация

Здесь можно купить и скачать "Александр Морэ - Нил и египетская цивилизация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Морэ - Нил и египетская цивилизация
Рейтинг:
Название:
Нил и египетская цивилизация
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-9524-3047-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нил и египетская цивилизация"

Описание и краткое содержание "Нил и египетская цивилизация" читать бесплатно онлайн.



Книга Александра Морэ посвящена древнеегипетской цивилизации и ее глубокой связи с Нилом. Одна из замечательных особенностей книги – пристальное внимание к трансформациям в сознании египтян, которые были вызваны осмыслением причин неурядиц в собственном государстве. Ученый рассказывает о механизме контроля элит в Древнем царстве, почему произошло крушение Среднего царства и как распалось мощнейшее государство Древнего мира.






Sma taui, Союз Двух Земель.

Pekhrer ha inb, Шествие Вокруг Стен[130].


Обряд коронации проходил во дворце или «царских домах». Согласно Манефону, сын Менеса Атотис построил их в Мемфисе – τά έν Μέμφει βασιλέα. По словам Геродота[131],

Мемфис (Белые Стены) основал сам Менес. Сейчас установлено, что город Мемфис был основан при Пепи I (VI династия). Однако Белые Стены упоминаются на памятниках, относящихся к правлению Хасехемуи (конец II династии).

Можно предположить, что и сам Мемфис, и царские здания были построены Менесом. Теперь обратимся к церемониям коронации.

1. Khâ nsut, Khâ biti.

На возвышении, к которому вели ступени, устанавливался трон. Царь поднимался по ступеням, садился на трон и «являл» себя людям, держа в руках скипетр с крюком и хлыст Осириса. Затем он «восходил» (khâ), надев Белую Корону, как «Царь Юга». Знак khâ означает, что царь «восходит подобно солнцу»[132] на восточном горизонте. Та же церемония проводилась на другом троне для «Восходящего Царя Севера», надевшего Красную Корону. Трон олицетворял трон Гора, а царя называли «Гором живых». Две короны на его голове образовывали единый венец, называемый Pskhent (Pa skhenti – «тот, что охватывает» голову царя).

2. Sma taui.

Царю вручалась Sma – колонна с раздвоенной верхушкой, вокруг которой был намотан папирус Севера и лилии или лотосы Юга, символизировавшие Две Земли, taui. Таким образом, получался составной знак Sma taui, означавший объединение Двух Земель. Эта колонна, украшенная двумя растениями, вставлялась в основание царского трона, так что царь обретал поддержку флоры Двух Египтов.


Рис. 33. Sma taui. Царь восседает на троне между богинями Верхнего и Нижнего Египта, он держит осирисовский посох и хлыст, попирает папирус и лотос, которые Гор и Тот (заменивший Сета) привязали к трону. Абидос


На древних памятниках боги Гор и Сет (их роли исполняли жрецы, облаченные в соответствующие маски) привязывали к основанию трона, под ногами своего преемника, лотос и папирус, произраставшие в Двух Землях, которые Геб даровал им в героические времена (рис. 33). Иногда место Сета занимал Тот.

3. Pekhrer ha inb.

С божественными символами, которые несли перед ним (рис. 35), царь «обходил вокруг Стен». Различные варианты этой сцены в более поздних памятниках показывают, что обряд этот всегда совершался в Мемфисе и регулярно повторялся на празднествах в честь местного бога, ПтахаСокара. Под «Стенами» имеются в виду Белые Стены, возведенные Менесом. Царь обходил стены, защищавшие Верхний Египет от вторжений из Дельты. Обходя стены с севера и с юга, он словно осматривал Два Египта и окружал стены магическим кругом, беря их под свою защиту. Согласно Текстам пирамид (§ 134–135), когда царь умирает и становится царем на небесах, ему говорят: «Восседая на троне Осириса со скипетром в руке, ты отдаешь приказания живущим… Ты обошел (pekhrer) владения Гора, ты обошел владения Сета».

Поскольку под «Cтенами» имелись в виду Белые Стены Мемфиса, коронационные обряды, вероятно, датируются временем возведения стен Менесом, после возвращения Дельты Shemsu-Hor Юга.


Рис. 34. Белые Стены Мемфиса


Единой монархии нужна была столица, отличная от Некхеба и Буто и расположенная в центре страны. Менес построил ее в месте, откуда легко было контролировать и Дельту, и Долину, «там, где Две Земли находятся в равновесии». Этой столицей стал Мемфис, «точка равновесия Двух Земель». В греческий период Мемфис по-прежнему оставался городом, где короновались Птолемеи, получая «царскую власть».


Что же означали эти коронационные обряды? Главным образом, они напоминали о двойном царствовании Гора и Сета, но в них присутствовала и память об Осирисе. «Восходя», царь держал в руках крюк и хлыст, которыми владел Анцти, человеческий пастырь, до того как передал их своему преемнику Осирису. Во время другого царского празднества, Сед, в ходе которого повторялись описанные выше ритуалы, Осирис выступал как прототип, которому следовали цари, его преемники.

Празднество Сед играло важную роль в жизни египетских царей. Оно повторялось несколько раз в период правления царя. Мы знаем, что подобные празднества проходили в эпоху I династии и сохранялись вплоть до правления римлян. К сожалению, хотя благодаря памятникам различных периодов нам и известны некоторые эпизоды Сед, полную картину этого празднества восстановить пока не удалось. Более того, Сед относился к той категории «мистерий», которые проводились в стенах храмов, изображения эпизодов которых встречаются на рельефах, но не сопровождаются пояснительным текстом. Геродот также хранит «религиозное молчание» о такого рода праздниках. Таким образом, толкование Сед – вопрос спорный и гипотетический. Далее я хотел бы рассказать об основных характерных чертах празднества и познакомить читателей со своим толкованием этих черт.


Рис. 35. Эпизоды коронации или празднество Сед. Царь (Тутмос III), облаченный в осирисовские одежды, перед ним – символы Упуата и Хонсу. Сет-Нубти и Гор, цари-предки, направляют его лук


Несколько церемоний, на первый взгляд отличных друг от друга и имеющих разное происхождение, по-видимому, были объединены в один ритуал. Он включал в себя по меньшей мере три характерных эпизода: повторение коронационных обрядов; церемония, в которой принимали участие супруга и дети царя; праздник в честь Осириса, представленного его символом, стволом без ветвей или колонной джед.

1. В день празднества Сед царь повторяет свое вступление на престол. Он выполняет свои «восходы» в двух зданиях, в каждом из которых стоит трон – трон Юга и трон Севера. Словесный знак Сед имеет в качестве детерминатива эту двойную постройку с двумя тронами (рис. 36). Здесь царь принимает Две Короны, крюк и хлыст. После двух восшествий на престол наступает черед «Объединения Двух Земель», а затем «Процессии вокруг [Белых] Стен». Но есть в царском одеянии одна деталь, характерная именно для празднества Сед, – царь облачается в мантию, спадающую с плеч до колен, в мантии имеются два разреза для рук, в которых царь держит крюк и хлыст. Когда он восседает на троне, мантия покрывает его словно пелена или саван. Подобное облачение носится лишь царем во время Сед и во время коронации, а также Осирисом – значение этого факта мы вскоре поймем.

С какой целью повторялись коронационные обряды? Первые обряды посвящения со временем утрачивали свою сакральную силу, поэтому желательно было повторять их через определенные периоды времени. Длительность этих периодов могла определяться в зависимости от возраста царя[133], поскольку с царским титулом обновлялась сама жизнь царя – он получал от Сед новую молодость. Эта молодость, физическое и царское «обновление», является одним из бесспорных результатов празднества Сед, о которых говорят древние памятники.


Рис. 36. Восхождение царей Верхнего и Нижнего Египта в Двойной зал празднества Сед. Символ Сокола с двумя руками вручает царю хлыст Осириса и эмблемы празднества Сед и долгой жизни. Аменофис III, Лувр


Празднество Сед даровало царю «миллионы лет» (рис. 36). Бог вечности, держащий в руках молодые побеги, символ лет, тесно ассоциируется с «празднеством Сед». Храмы, построенные для празднования Сед царя, назывались «зданиями миллионов лет». Затем боги говорят царю: «С этим празднеством Сед я дарую тебе годы». Они обращаются к Сети I со следующими лестными словами: «Для тебя мы объединили Две Земли, которые ты попираешь своими сандалиями. Для тебя мы соединили лотос и папирус. Восходя как царь Юга и царь Севера… ты восседаешь на своем троне, когда ты появляешься на твоем возвышении во время празднества Сед… Ты обновлен и начинаешь все сызнова, ты становишься молодым, подобно юному Богу Луны. Подобно ему, ты взрослеешь от срока к сроку, как Нун в начале творения мира. Ты возрождаешься с каждым празднеством Сед. Вся жизнь в твоих ноздрях, ибо ты – царь всей земли на вечные времена». Этот фрагмент объясняет эпитет, которым часто награждали царя, – «Тот, кто повторяет свое рождение», uhem mesut. Однако «возрождение» было непродолжительным. Начиная с I династии царь, проведя первое празднество Сед, повторял его два, три или четыре раза. Частота зависела от продолжительности жизни царя, словно он, по мере взросления, все чаще нуждался в погружении в купель юности.

2. Эпизод с царицей и детьми царя являлся неотъемлемой частью празднества Сед, однако из-за отсутствия пояснений его трудно истолковать. Г-н Ньюберри считает его свадебным эпизодом. Как правило, восшествие на престол зависело от брака претендента с принцессой крови, которая передавала ему свои права наследницы. Есть предположение, что именно этот факт нашел свое отражение в празднестве Сед. Более того, в Солебе (XVIII династия) и Бубастисе (XXIII династия) есть тексты, в которых царь объявляет, что, проводя Сед, он, помимо защиты Египта, дарует особое покровительство жрицам храма Амона. Царица была верховной жрицей Амона и одновременно супругой и жрицей бога. В ходе празднества, на котором царь обретал молодость и долголетие, царица и дети царя, по всей видимости, олицетворяли прежнее и будущее права наследования короны соответственно. Впрочем, свидетельства столь противоречивы, что трудно сказать по этому поводу что-то определенное.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нил и египетская цивилизация"

Книги похожие на "Нил и египетская цивилизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Морэ

Александр Морэ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Морэ - Нил и египетская цивилизация"

Отзывы читателей о книге "Нил и египетская цивилизация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.