Журнал «Если» - «Если», 2001 № 02

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 2001 № 02"
Описание и краткое содержание "«Если», 2001 № 02" читать бесплатно онлайн.
Олег ДИВОВ. ПРЕДАТЕЛЬ
Здесь все и вся скрыто под личиной: орки, драконы, эльфийские кони. И только боевой маг с открытым забралом противостоит всякой нечисти.
Мишель САГАРА. ПРИЗРАЧНЫЙ ЛЕС
«У них», оказывается, тоже бывает вечная зима, но по другим причинам.
Лоуренс УОТТ-ЭВАНС. НОЧНОЙ ПОЛЕТ
Предупреждение легкомысленным девицам: не стоит убегать из дома с колдунами.
Брайан ОЛДИСС. ТЕМНОЕ СООБЩЕСТВО
Включив старый компьютер, герой получает послание от тех, кого уж нет.
Любовь Лунина, Евгений ЛУКИН. ЗАКЛЯТИЕ
Последний рассказ соавторов, не опубликованный в центральных изданиях.
Уильям САНДЕРС. ДЖЕСС И НЕТЕРУ
Правый пилот выходит невредимым из невероятных переделок, а помогает ему в этом дух его деда-индейца.
Расселл Уильям ЭСПЛУНД. ДИББУК В БУТЫЛКЕ
Фермер-неудачник находит в дупле дерева бутылку…
Маргарет БОЛЛ. ДЕНЬ КАРЬЕРЫ
Позволяй после этого женщинам делать карьеру!
Джерри ОЛШЕН. ЛУННОЕ ДЕРЕВО
Под его сенью старого хиппи настигает любовь.
ВИДЕОДРОМ
Первое поражение Шварценеггера. Как украсть Рождество? Новые фильмы.
Владислав ГОНЧАРОВ. РОЖДЕНИЕ ИГРЫ
…в литературе и на природе.
Дмитрий БАЙКАЛОВ, Андрей СИНИЦЫН. ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ?
Российские премии: от «Аэлиты» до «Урании».
Владислав КРАПИВИН. СЛЕД РЕБЯЧЬИХ САНДАЛИЙ
Все-таки фантастика произрастает из реальности… Или наоборот?
Евгений ХАРИТОНОВ. МАСТЕР ПРОВОКАЦИЙ
Литературный портрет Олега Дивова.
Дмитрий Володихин. ГИБРИД УКРОПА И ШТОПОРА
…попытался создать очередной творец славяно-киевской фэнтези.
РЕЦЕНЗИИ
Улов есть, по по большей части не вполне съедобен.
КУРСОР
Фантастическая жизнь не дает отдохнуть.
ВЕРНИСАЖ
Представляем любимого иллюстратора В.Крапивина.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Рассказ нового победителя нашего конкурса.
ФАНТАРИУМ
Читатели предлагают, размышляют, спрашивают.
ПЕРСОНАЛИИ
Авторы номера: дебютанты и ветераны.
Снятый популярным мангакой Кацухиро Отомо по мотивам его одноименной манги, этот двухчасовой апокалиптический фильм в одночасье изменил все представления о том, как надо снимать аниме. «Оборудованный» чудовищно сложным и запутанным сюжетом, этот фильм потряс все основы. В фэнской среде сложилось мнение, что человек, понявший сюжет этого фильма с одного просмотра, либо гений, либо полный псих. С технической точки зрения «Акира» также стал несомненным шагом вперед. Скажем, это было первое аниме с частотой кадров 24 к/с, тогда как промышленный стандарт и сейчас — 12. В производстве фильма впервые широко использовались компьютеры, правда пока лишь для второстепенных нужд, вроде синхронизации звука и видео.
Видеосектор продолжал развиваться с не меньшей скоростью. Коротко коснемся основных тенденций и остановимся на наиболее характерных представителях каждого направления.
В частности, несмотря на бум научной фантастики, представленной в том числе и самыми передовыми жанрами вроде киберпанка, в середине 80-х в аниме-фантастике, как и в фантастике вообще, наметился некоторый отход от классической НФ, постепенно вытесняемой фэнтези, мистикой и хоррором. Характерным примером этого стали многочисленные мистические OVA вроде «Синдзюку — город чудовищ» и «Принцесса-вампир Мию».
Тем не менее «твердая» НФ не сдавала позиций, классические жанры вроде меха-шоу, меха-сэнтая, космической оперы и т. п. прирастали новыми ветвями. Появлялись новые сериалы и полнометражные фильмы в двух столпах космического аниме, Макроссе и Гандаме. В 1988 году военно-космическое аниме дошло до логического завершения главной своей тенденции, стремления к морально-этической относительности: вышел OVA-сериал Нобору Исигуро «Легенда о галактических героях» («Гинга Эйюу Дэнсэцу») по мотивам одноименного цикла романов Есики Танаки. В этом сериале была полностью отвергнута концепция «нашей» стороны и обе противоборствующие космические империи изображались строго объективно и беспристрастно.
Параллельно классическим для фантастики жанрам и направлениям расцвел и вполне своеобразный и нехарактерный для западной фантастики побег: бытовая фантасмагория. Первым представителем этого направления, в чем-то близкого «реалистической фантастике», были уже упоминавшиеся «Эти несносные инопланетяне».
К концу 80-х японская анимация находилась на пике. Бесчисленные студии, талантливые молодые режиссеры, выросшие на аниме, знающие его от А до 91 и потому прекрасно понимающие, что и как надо снимать, чтобы получить сердца и кошельки зрителей, работали на полную мощность. Но главным успехом этого периода, стало то, что японская анимация наконец вышла за пределы Японии. Карл Масек, основатель и руководитель компании Harmony Gold, почитаемый и ненавидимый в фэндоме, сыграл в истории аниме не меньшую роль, чем Тэдзука и Миядзаки. Выведенный им на экраны США «Макросс», пусть даже в таком искалеченном, как «Робо-тех», виде, показал неяпонскому зрителю, что «есть такая партия». Кинофантастика made in Hollywood, ориентированная на блокбастерность, на нечеловеческие масштабы и бешеные бюджеты, а также классическая западная анимация впервые столкнулись с серьезным и опасным конкурентом.
ЭРА «УНИСЕКѻ 90-х в Японии начался очередной бум западной культуры, а это означало, разумеется, появление новых тенденций и в аниме.
Одним из этих веяний стала эмансипация. В японской культуре, традиционно очень патриархальной, начали происходить серьезные изменения в роли женщины, что не могло не отразиться и в аниме. Скажем, в классическом жанре седзе-аниме, маха-седзе, начала размываться собственно магическая, фантастическая составляющая. Началась постепенная миграция жанра к вполне канонической «мыльной опере», также возникшей и в аниме-варианте. Представителями этой тенденции могут служить «Ленточка Химэ-тян» («Химэ-тян но риббон») по мотивам манги Мэгуми Мидзусавы и популярный сериал Дзуничи Сато и Кунихико Икухары «Прекрасная воительница Сэйлор Мун» (1992–1997), неоднократно показанный даже по нашему телевидению. Этот сериал, впервые остановившийся на подробном объяснении мира «девушек-волшебниц» и скрестивший маха-седзе с сэнтаем, стал, пожалуй, самым известным аниме за пределами Японии.
Половая граница между мужской и женской целевыми аудиториями начала неумолимо таять. Многие значительные работы 90-х рассчитаны на восприятие обоими полами, в частности начинавшийся как пародия на «Звездные войны» «Тэнчи лишний!», и романтическая мелодрама о любви студента-инженера и явившейся к нему на вызов богини из службы помощи людям «О! Моя Богиня!», в которой также появилась тема предназначения, так популярная в современной фантастике, и множество других фильмов. Одной из характерных особенностей было то, что парни, как правило, занимали в них весьма пассивную позицию, тогда как девушки были куда более решительны и энергичны.
Вышеупомянутая тенденция к росту количества и качества фэнтези-аниме реализуется во множестве произведений, от пышной и пафосной «Летописи войн Лодосса», как будто вышедшей из типографий издательства TSR, через романтическую «Летопись войн Арислана», базировавшуюся на еще одной книжной серии Есики Танаки, и комедии «Рубаки», до совершенно лишенного всяких тормозов капустника в «Полудраконе».
Мистика и хоррор становились все более запутанными сюжетно и красивыми графически, порой сливаясь с историческими фильмами, как в «Истории ниндзя Дзюбея» («Манускрипт ниндзя»). Другой классический жанр фантастического аниме, киберпанк, напротив, несколько утратил свои количественные позиции, обретя взамен великолепную графику и сложный сюжет.
В сюжетном плане в 90-х годах наметилось разделение всей массы аниме на три главных потока: романтический, приключенческий и экзистенциальный. Именно к этим направлениям относятся лучшие картины 90-х. На самом деле эти направления, скорее, условны, и провести между ними четкую границу вряд ли возможно, но они весьма удобны для иллюстрации тенденций и путей развития. В приключенческом направлении главными вехами стали уже упомянутая фэнтези-комедия «Рубаки» по мотивам книжной серии Хадзимэ Кандзака о похождениях юной и самоуверенной волшебницы Лины Инвере и НФ-сериал студии КСЕБЕК «Космический крейсер «Надесико» (1996), ставший тем, чем должен был стать «Макросс» — абсолютной пародией на все военнокосмическое аниме разом, со всеми его штампами и каноническими сюжетными ходами. В полнометражном аниме ярчайшими представителями приключенческой линии очередной «экологический» фильм Миядзаки «Принцесса Чудовищ», историко-мифическая драма о противостоянии волшебного леса и поселка сталеваров в средневековой Японии, и роскошный, совершенно кинематографический киберпанк-триллер Мамору Осии «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell»). Между прочим, создавая свою знаменитую «Матрицу», братья Вачовские вдохновлялись именно этим фильмом, полностью позаимствовав его эстетику, а кое-где решившись и на откровенные цитаты.
Романтическая, а точнее романтико-приключенческая, линия, продолжающая славные традиции Дюма и Сабатини, также пышно расцвела. В основном расстарался неутомимый Седзи Кавамори, который в 1995–1997 гг снял целых три сериала, два из которых принадлежат вселенной Макросса — доводящий до полного абсурда идею о влиянии музыки на общество «Макросе 7»; невероятно цельный и красивый OVA-сериал о любви, дружбе и музыке «Макросе Плюс»; и третий, действующий в совершенно самостоятельной вселенной — «Видение Эскафлона». «Эскафлон», пожалуй, самый долгий в разработке аниме-сериал (он снимался с 91-го по 96-й годы), тем не менее стал явлением. Красивая графика, решенная в барочно-ренессансном стиле, сложный, интригующий сюжет и запутанная любовная линия ставят его даже выше «Плюса».
Но главной новинкой в сюжетножанровом пространстве аниме, разумеется, следует считать проникший и сюда экзистенциализм. В таком массовом и коммерческом искусстве, как аниме, он не выродился в жанр абсурда, как в Европе, но, наоборот, принес туда сюжетную глубину и идейную наполненность. Событием 90-х следует считать лучшее, по моему мнению, аниме всех времен — сериал Хидэаки Анно «Евангелие нового века» («СинСэйки Евангелион», 1995). Эту масштабную сагу об обретении самого себя и поисках смысла жизни критики охарактеризовали так: «Если бы за всю историю аниме не было создано других достойных вещей, то факт существования этого произведения оправдал бы все остальное». Одной из особенностей сериала является его многогранность. Любители битв найдут в нем все для удовлетворения своих вкусов; ценители тонкой психологической игры смогут часами трактовать нюансы поведения героев по Фрейду, Юнгу и девице Ленорман; эстеты же насладятся красивой графикой. Но на фоне этого светила не кажется тусклой и еще одна звезда: сравнительно небольшой, всего тринадцать эпизодов, но весьма глубокий сериал «Серийные эксперименты Лэйн». К сожалению, эта история о Сети, людях и их сложном взаимодействии мало известна нашему зрителю, иначе бы она изрядно потеснила с постамента властителей виртуальных дум и «Матрицу», и даже «Лабиринт отражений»…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 2001 № 02"
Книги похожие на "«Если», 2001 № 02" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал «Если» - «Если», 2001 № 02"
Отзывы читателей о книге "«Если», 2001 № 02", комментарии и мнения людей о произведении.