Вагаршак Тер-Ваганян - Хачатур Абовян

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хачатур Абовян"
Описание и краткое содержание "Хачатур Абовян" читать бесплатно онлайн.
Хачатур Аветикович Абовян армянский писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф.
Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803). Выдающийся немецкий писатель, поэт, критик и историк культуры. Окончил богословский факультет Кенигсбергского университета. Был преподавателем в Риге, стараниями Гете был приглашен в Веймар на должность придворного проповедника. Его «Фрагменты по немецкой литературе» и «Критические речи» имели огромное значение. Из длинного ряда его работ укажем на «Мысли по философии истории человечества», которые Назарянц намеревался переводить на армянский язык. Судя по письмам Назарянца, он и Абовян читали Гердера.
Герцен Александр Иванович (1812–1870). Крупнейший русский публицист и политический деятель, основатель русской политической эмиграции и вольной русской печати, родоначальник русского мелкобуржуазного социализма и один из авторов теоретических положений народничества последовавших лет. Герцен и его кружок, действовавший одновременно с Белинским, увлекались утопическим социализмом Сен-Симона и Фурье, под влиянием Белинского изучали Гегеля и левогегельянцев и примкнули к материализму Фейербаха. В его и его кружка развитии Шиллер играл важную роль, о чем Герцен свидетельствует неоднократно.
Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832). Великий немецкий писатель. В своих «Дневниках» Абовян с большой грустью отмечает дату смерти Гете. Наряду с Шиллером, Гете оказал на Абовяна колоссальное влияние, особенно его «Вертер» и «Гец фон Берлихинген». Любовь к великому поэту Абовян настойчиво внушал своим питомцам.
Греческая война за освобождение 1823–1825 годов была лишь звеном в цепи освободительных партизанских войн и восстаний, охвативших Грецию, начиная с конца XVIII века. Начавшаяся в 1823 году с особой силой, партизанская война привлекла сочувствие широких слоев европейской общественности. Этот порыв симпатий нашел многочисленное отражение в литературе и публицистике. Байрон даже организовал целый отряд в помощь восставшим и сам пал жертвой, участвуя в обороне Миссолунги. Но греки были еще слабы, к тому же их раздирала борьба партий, защищавших различные ориентации. Поэтому туркам удалось подавить восстание в 1826 году взятием Миссолунги.
Дидро Дени (1713–1734). Знаменитый французский материалист, писатель и философ, основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии». Дидро — один из подлинных идейных подготовителей Великой французской революции.
Дпир — дьякон, низший церковный чин в армяне-грегорианской церковной иерархии.
Ерицян Александр (1841–1902). Реакционный армянский историк и археолог, родился в Тифлисе, получил среднее образование. Поступил на казенную службу, позже перешел на работу в Кавказской археологической комиссии. Редактор реакционного журнала «Вачаракан» («Купец») и сотрудник всех армянских реакционно-поповских газет и журналов. В 1886 г. оставил казенную службу и занялся исключительно литературой. Его работа на армянском языке: «Армянский католикосат и кавказские армяне XIX века» (т. I и II), 1890 и 1892 гг. — осталась незаконченной. Его же «Семидесятилетие Нерсесян-училища» и др.
Ефрем Католикос Дзорагехци (1750–1835). Архиепископ астраханский, был избран в католикосы в 1800 г. Правление его совпало с русской экспансией на юг и расцветом в связи с этим движения в пользу русских. Ефрем был неприкрытым руссофилом, был тесно связан с Нерсесом Аштаракским и находился под его влиянием. Сардар в последние годы притеснял материально монастырь и под конец потребовал, чтобы католикос съездил в Шуши (тогда уже русская провинция) и собрал среди богатых армян деньги для выплаты сардару. Прибыв в Шушу, Ефрем отказался ехать обратно, несмотря на старания Нерсеса. Он подал в отставку. Когда русские взяли Эчмиадзин, приехал туда (1828) по предложению Паскевича. Последний всячески добивался отсрочки выборов католикоса, чтобы устранить кандидатуру Нерсеса. Наконец подходящий случай помог, Нерсеса назначили в Кишинев, а католикосом избрали Иоанна при живом еще Ефреме (1830). Ефрем был слабохарактерный старик, который до известной степени выполнял роль прикрытия для бесцеремонного хозяйничания разных как монастырских, так и светских групп — чиновных и военных авантюристов, вроде генерала Бебутова, который легко добивался назначения своих людей по епархии, руками коих Николай превращал армянские области в аванпост своих агрессий. Не потому Паскевич противился избранию Нерсеса, что последний мог в этом направлении чем-либо чинить ему препятствия, а потому, что Иоанн, преемник Ефрема, был более пригоден, не требовал даже соблюдения внешнего приличия, в отличие от строптивого и более или менее самостоятельного Нерсеса.
Жуковский Василий Андреевич (1783–1852). Знаменитый русский поэт и переводчик, лучший представитель сентиментализма и романтизма в допушкинскую эпоху русской литературы. В своих «Дневниках» Абовян упоминает про теплую встречу с Жуковским, который проездом из Италии через Швейцарию очутился в Дерпте и передал привет от Монблана, увидавшему вершину Арарата.
Иоанн Корбеци (1761–1842). Преемник Ефрема, был избран из среды монастырских «местоблюстителей». Национал-клерикальный историк так характеризует его: «Весьма ограниченных знаний, он имел все необходимые Паскевичу качества: был врагом Нерсеса, был властолюбив, давно мечтал быть католикосом, корыстолюбив, питал большую страсть к золоту и серебру, был готов на подобострастие к власть имущим и никогда бы не осмелился перечить им» (А. Ерицян, т. I, стр. 526). Под прямым давлением Паскевича и его ставленников, при выборе 1831 года, его избрали преемником Ефрема.
Карапет. Архиепископ, глава тифлисской епархии, реакционнейший мракобес, ставленник католикоса Иоанна. Распорядился сжечь учебник Абовяна, уже отпечатанный, на том основании, что он составлен на новом армянском языке.
Карбонарии — в переводе «угольщики» — члены мистической буржуазно-революционной организации. Своеобразное превращение на итальянской почве масонства, ставившее себе целью борьбу за объединение и освобождение Италии из-под ига Франции, а затем — Австрии. Они играли решающую роль в революции 1820–1821 года (против Австрии) как и в неудавшемся восстании 1831 года, когда им удалось поднять на восстание против Австрии — Модену, Парму и Романью. Карбонарии понадеялись на французскую помощь, но Франция не помогла и австрийцы легко, опираясь на остальную Италию, подавили восстание.
Крылов Иван Андреевич (1768–1844). Знаменитый русский баснописец, журналист и драматург. Его басни переведены на многие языки. Белинский считал его единственным истинным и великим баснописцем. Абовян перевел многие из басен Крылова на армянский язык и очень высоко ставил его талант. В 1846 г. он предпринял сбор на сооружение памятника «к блаженной памяти бессмертного нашего баснописца-гения», как писал он в своем отчете.
Лафонтен Жан (1621–1695). Виднейший французский баснописец. Басня, подвергшаяся в средние века деградации, была возрождена им как подлинно художественный жанр и средство проповеди буржуазного воззрения. Влияние Лафонтена на всю мировую литературу было колоссально.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716). Математик (изобрел дифференциальное и интегральное исчисления), философ, физик (впервые сформулировал закон сохранения энергии). Один из самых всеобъемлющих умов своей эпохи. Писал по вопросам права, политики, был в дипломатических миссиях. Глубоко верующий человек, он делает попытки примирить философию с откровением. Целью его философской деятельности явилось стремление преодолеть дуализм системы Декарта. В теории познания Лейбниц — рационалист.
Лео. Псевдоним мелкобуржуазного армянского историка, публициста и писателя Аракела Бабаханяна. Родился в Шуше в 1860 г. в семье портного. Учился в епархиальной школе и в казенном уездном училище. Литературную деятельность начал рано: с 1878 г. стал писать в разных газетах. Только в 1893 г. он вырвался из шушинской обстановки в Баку, а с 1895 г. был приглашен в редакцию органа армянских либералов «Мшака». Политически колебался между буржуазным либерализмом и воинственным национал-демократизмом. После первой революции оказался в редакции дашнакского «Оризона». После большевистской революции в Армении, в своих «Воспоминаниях» подверг резкой критике политику авантюр партии Дашнакцутюн. Литературных работ у него на много томов. Главные из них: «Дочь мелика» — роман, «Ст. Назарян» тт. I и II, «Григор Арцруни», «История Армении» т. I, «Воспоминания», т. I, и т. д.
Лессинг Готфрид Эфраим (1729–1781). Крупнейший немецкий писатель-драматург, критик, самая значительная фигура в немецком просветительском движении. Французский путешественник, в числе прочих любимых Абовяном авторов, упоминает Лессинга. Это вполне понятно. Как создатель буржуазной драмы, как гуманист и один из крупнейших носителей национально-демократического сознания, Лессинг должен был более всего прийтись по душе Абовяну.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хачатур Абовян"
Книги похожие на "Хачатур Абовян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вагаршак Тер-Ваганян - Хачатур Абовян"
Отзывы читателей о книге "Хачатур Абовян", комментарии и мнения людей о произведении.