Мария Творогова - О воспитании. Записки матери
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О воспитании. Записки матери"
Описание и краткое содержание "О воспитании. Записки матери" читать бесплатно онлайн.
Книга, в которой делится своим опытом воспитания — от бытового до мировоззренческого — мать троих детей. Книга может быть полезна другим родителям (особенно родителям первого ребенка) или тем, кто только планирует ими стать.
Подобные ситуации складываются иногда во время болезни: когда ребёнку плохо, он часто предпочитает, чтобы рядом была именно мать.
Когда ребёнок становится старше и перестаёт бояться чужих, возникает другая проблема: как он должен вести себя при посторонних, в общественных местах или в гостях? На этот счёт есть разные мнения. Некоторые родители стараются всеми силами добиться, чтобы ребёнок вёл себя “прилично”: не бегал, не кричал, даже не разговаривал. Нужно ли говорить, что достичь этого удаётся далеко не всегда. Есть и родители, которые позволяют делать детям почти всё, что им взбредёт в голову, нисколько не заботясь о спокойствии окружающих.
Я по этому поводу думаю следующее. Родители должны понимать, что чужие люди не обязаны разделять их любовь и снисходительность к ребёнку. Может быть, матери не в тягость слушать болтовню своего малыша, но это не значит, что посторонние с ней в этом солидарны. Большинство взрослых относятся к детям доброжелательно, но не все; а озорной, активный ребёнок способен вывести из себя кого угодно, с этим следует считаться. Как только ребёнок вырастает настолько, что может в какой-то мере отвечать за своё поведение, ему надо постепенно объяснять, что его свобода кончается там, где начинается свобода других людей. Когда двух-трёхлетний малыш везёт на верёвочке машинку и “гудит”, требуя, чтобы Вы ушли с дороги, Вы улыбнётесь и отойдёте, как только поймёте, чего от Вас хотят. Но когда так поступает семилетний ребёнок, мне кажется, Вы вправе быть недовольной: в семь лет уже пора понимать, что окружающие вовсе не горят желанием расступаться на его пути. А объяснять это малышу должны родители.
Однако маленькому ребёнку трудно понять желания и потребности других людей. Он эгоцентричен; ему невозможно объяснить, что он может кому-то мешать своими действиями. Кроме того, большинство малышей просто физиологически не могут долго сидеть спокойно, так уж они устроены. Взрослые тоже не могут долго находиться в одной позе; во время вынужденной неподвижности они не слишком заметно и не слишком часто, но тоже понемногу меняют положение рук и ног, наклон головы, изгиб позвоночника и т. п. У детей же эта потребность выражена гораздо сильнее, а необходимость отказаться от движения они понимают гораздо хуже.
Поэтому мне кажется, что нельзя слишком часто требовать от ребёнка, чтобы он просто “посидел тихо” (хотя полностью таких ситуаций избежать невозможно, да и не нужно). Во-первых, это для него слишком трудно, во-вторых, это приучает его расточительно относиться ко времени, попросту “убивать время”, а в-третьих, как я уже сказала, просьба не мешать — это, в общем-то, проявление неуважения.
Что же делать, например, в ситуации ожидания? Часто такая проблема встаёт в транспорте или в детской поликлинике.
Я думаю, что если есть возможность, надо разрешить ребёнку немного подвигаться, но под вашим контролем, так, чтобы он никому не мешал. А кроме того, родители должны заранее рассчитывать, что путешествие, скажем, на дачу с ребёнком потребует от них дополнительных затрат сил и внимания. Ребёнка невозможно просто усадить на место и забыть о нём до конца поездки, он всё равно о себе напомнит. Можно смотреть вместе с ним в окно и обсуждать увиденное, но это ребёнку скоро надоест. Имеет смысл заранее припасти что-то, чем можно малыша занять. Это может быть книжка, игрушка, карандаш и бумага для рисования, а то и всё вместе, если дорога долгая. В общем, родителям должно быть известно, чем можно хотя бы на время “выключить” ребёнка. Меня всегда спасала книжка, особенно новая или подзабытая. Иногда тут хорошо срабатывает фактор сюрприза: взять, например, игрушку в тайне от ребёнка, а потом в нужный момент достать. Ребёнка постарше можно занять какой-нибудь простой игрой, вроде крестиков и ноликов. Полезно также уметь складывать несколько несложных фигур оригами, это может очень выручить в трудную минуту, когда, кроме листка бумаги из блокнота, ничего нет под рукой.
При этом ребёнок должен постепенно привыкать к правилам поведения в обществе и понемногу расставаться с детским эгоцентризмом. Нелишне иногда напоминать ему, что кругом находятся посторонние люди, которые, скорее всего, не разделяют его интересов и не желают, чтобы их беспокоили. Он должен учиться видеть себя со стороны, глазами окружающих. “Учиться” в данном случае означает, что взрослые не должны забывать его этому учить.
Если Вы собираетесь в гости и решили взять с собой ребёнка, то стоит подумать о том, что он там будет делать, так ли ему интересен этот визит, как Вам. Есть ли там другие дети, есть ли там игрушки. Если нет, и Вы чувствуете, что ребёнку решительно нечем будет заняться, а брать его с собой по какой-то причине всё же необходимо, надо позаботиться о его занятиях в гостях, например, взять с собой несколько игрушек. Это, кстати, одно из проявлений уважения к ребёнку: он не должен чувствовать себя ненужной вещью, которую некуда деть. Он может понимать, что его ведут в гости только лишь потому, что не с кем его оставить, но должен видеть, что его интересы при этом тоже учли. Если же Вы не подумали о том, чтобы найти ребёнку какое-нибудь спокойное занятие, не слишком сердитесь на него, если он как-то набедокурит в гостях: надо же ему чем-то заниматься.
В книге Б. Спока “Ребёнок и уход за ним” есть следующая рекомендация: если в гостях ребёнок плохо себя ведёт, не делать ему замечания, а подождать, пока его остановят хозяева; это, по мнению автора, будет более действенно. При всём моём огромном уважении к автору этой книги не могу не заметить, что, на мой взгляд, такая тактика родителей неприемлема, по крайней мере для нашей культуры. У нас не принято делать замечания гостям, ни маленьким, ни взрослым, и хозяева, несомненно, достаточно долго будут терпеть шалости такого “гостя” и ждать от родителей, что они его остановят. Если родители будут ждать того же от хозяев, то ребёнок же, почувствовав безнаказанность, будет всё более “входить в раж”, и дело может кончиться тем, что такому семейству просто откажут от дома.
Теперь поговорим непосредственно об общении ребёнка с посторонними людьми. Не каждый малыш, оказавшись в непривычном обществе, ведёт себя адекватно. Маленькие дети часто проявляют стеснительность, не хотят общаться с чужими, или необоснованную агрессивность, чаще по отношению к сверстникам, но бывает, что и ко взрослым (помню малыша лет трёх, который в ответ на предложенную незнакомой для него тётей конфету крикнул: “Вон отсюда!”, чем насмешил эту самую тётю и чрезвычайно смутил свою маму). Это в основном касается детей в возрасте двух-четырёх лет; взрослые, как правило, не помнят себя такими маленькими и поэтому не понимают, почему ребёнок так себя ведёт. Думаю, что причиной такого поведения является просто отсутствие опыта общения, который приобретается с возрастом. Однако поскольку дело касается посторонних людей, невозможно ждать, пока ребёнок на примере старших и на своём опыте самостоятельно поймёт, какое поведение приемлемо в обществе. Надо и на словах объяснять ему, как можно себя вести, а как — нельзя. Хорошо известно, что с раннего возраста надо приучать ребёнка к вежливости и доброжелательности в разговоре, учить его умению выслушать собеседника, не перебивая его, и прочим навыкам учтивой, как раньше говорили, беседы. В основном он будет этому учиться, глядя на окружающих его взрослых, но беда в том, что часто не все взрослые умеют разговаривать так, как Вам бы хотелось научить ребёнка. Помню, что я в детстве, если мне что-то не нравилось, совершенно не считала нужным скрывать раздражение, хотя мои родители никогда так себя не вели. Видимо, меня “вдохновлял” пример других взрослых.
Если Вы решили отдать ребёнка в детсад или ясли, то контакты с посторонними начинаются сразу, как только он туда попадает. С одной стороны, это хорошо — ребёнок приобретает опыт общения как со сверстниками, так и с чужими взрослыми. С другой стороны... Но о “прелестях” детсадовской жизни известно всем, я не буду об этом говорить. На мой взгляд, если есть возможность до трёх лет не отдавать ребёнка в ясли, то лучше эту возможность использовать. Большинство детей в этом возрасте с одной стороны плохо переносят отрыв от дома, а с другой — ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Часто бывает, что отец или мать, приведя ребёнка в ясли, вынуждены уходить под отчаянные вопли малыша, удерживаемого воспитательницей. Это тяжело и для родителей, не говоря уж о том, насколько пагубно для детской нервной системы и психики.
В идеале, я считаю, примерно с двух лет можно приучать ребёнка находиться в обществе посторонних, но делать это надо постепенно и деликатно. Вначале контакты с чужими для ребёнка людьми (это могут быть Ваши друзья, родственники, врач, библиотекарь) лучше осуществлять в присутствии и под руководством родителей или других близких людей; так ребёнок чувствует себя увереннее в незнакомой ситуации. Но это зависит, конечно, и от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые прекрасно чувствуют себя в любом возрасте в любом обществе, сами подходят познакомиться с гостями, показывают им свои игрушки, приглашают поиграть. Но некоторых детей и в школе тяготит необходимость общаться с посторонними. Тут важно почувствовать, как будет лучше для ребёнка; это удаётся, к сожалению, далеко не всегда и не всем, не говоря уже о внешних обстоятельствах и необходимостях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О воспитании. Записки матери"
Книги похожие на "О воспитании. Записки матери" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Творогова - О воспитании. Записки матери"
Отзывы читателей о книге "О воспитании. Записки матери", комментарии и мнения людей о произведении.