Мария Творогова - О воспитании. Записки матери
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О воспитании. Записки матери"
Описание и краткое содержание "О воспитании. Записки матери" читать бесплатно онлайн.
Книга, в которой делится своим опытом воспитания — от бытового до мировоззренческого — мать троих детей. Книга может быть полезна другим родителям (особенно родителям первого ребенка) или тем, кто только планирует ими стать.
Если Вы хотите приучить ребенка к чтению, прежде всего Вы должны иметь эту привычку сами. Если он не видит в доме книг, если не видит читающих взрослых, вряд ли Вас ждёт успех.
Второй важный принцип — сделать всё, чтобы ребёнок относился к чтению, как к интересному занятию, как к удовольствию, к отдыху, к желанному развлечению, а не как к тягостной обязанности. Лучше, если не Вы предлагаете малышу: «Давай почитаем!», а он обращается к Вам с такой просьбой.
Ну, а приучать ребёнка к чтению надо с самого раннего возраста, как только он согласен будет сидеть рядом с Вами и рассматривать книжку. Мой сын, например, готов был это делать уже в полтора года, а младшая дочь — года в три. Важно и здесь не быть слишком настойчивыми и не превращать чтение в обязательное занятие вопреки желаниям ребенка. Книги должны доставлять радость. Если ребенок не может усидеть за книгой — не заставляйте его; значит, ещё не пришло время.
Для первого знакомства с книгой вполне подходит обыкновенный букварь. Там много ярких картинок, которые можно рассматривать, называть, запоминать. Попутно ничего не стоит выучить с ребёнком и буквы. Помню, как моя младшая дочь года в два — два с половиной ходила в обнимку с «букаиком», как она его называла, и с чувством говорила: «Это моя любимая книжечка, я эту книжечку очень люблю». Сейчас издаются специальные книги такого рода для малышей, но и школьный букварь вполне подходит.
Не стоит, наверное, говорить о том, что чтение должно быть ежедневным, если ребенок готов слушать. Это занятие вполне подходит для подготовки ко сну маленького ребёнка. Я, например, никогда не умела сама рассказывать сказки, хотя и понимала, что это было бы неплохо. Но чтение вполне заменяло устный рассказ. Не удивляйтесь и не возражайте, когда ребенок просит Вас читать ему каждый день одно и то же. Это не значит, что он остановился в своем развитии. Просто он так устроен, ему это нужно для душевного спокойствия. Мы со всеми моими детьми, с каждым в своё время, столько раз перечитывали сказки Чуковского, что я невольно выучила их наизусть и могла «читать», не заглядывая в книгу, а занимаясь своими делами. Ребёнок в это время сидел рядом и переворачивал страницы, причём делал это исключительно вовремя, потому что тоже знал книжку наизусть. Но наряду со старыми знакомыми книжками Ваш малыш с удовольствием будет рассматривать и читать также и новые.
Кстати сказать, книжки очень удобны, когда надо занять ребенка во время долгого ожидания, например, в поликлинике или в поезде.
Я уже писала о том, что если ребенок научился бегло читать, это не значит, что теперь он всегда должен читать сам. Мне кажется, здесь кроется одна из причин нелюбви к книгам многих современных детей: как только ребёнок осваивает азы чтения, родители тут же пытаются вменить ему это нелёгкое дело в ежедневную обязанность. Не отказывайтесь от совместного чтения, не обвиняйте ребенка в лени. Ему действительно трудно, примерно так же, как Вам прочитать на иностранном языке целую книгу, даже если Вы этот язык неплохо знаете. Малыш так часто встречает в тексте незнакомые слова. Кроме того, не имея навыков чтения, он часто ошибается, например, пропускает буквы или неправильно ставит ударения, что лишает его возможности узнать и понять даже знакомое слово. При этом смысл прочитанного может просто теряться, и тогда чтение становится для него скучным и бессмысленным делом. А вокруг так много куда более доступных источников информации: телевидение, радио, видеоролики в Интернете и др. Кроме того, он ценит общение с Вами, хотя и вряд ли это осознаёт. Вы можете что-то объяснить, обсудить с ребенком во время совместного чтения, это ему необходимо. Не заставляйте ребёнка садиться за книгу, никаких обязательных «полстранички в день». Продолжайте ему читать, как раньше; можно лишь иногда, не слишком часто, когда он попросит ему почитать, сослаться на занятость и предложить почитать самому, но опять же без настойчивости и упреков в лени. Поверьте, рано или поздно он отберет у Вас книгу и скажет, что будет читать сам. У меня с младшей дочерью именно так и было, она стала читать сама лет в шесть. А вот сына, моего старшего ребёнка, я всячески поощряла к тому, чтобы он начал читать, хоть и догадывалась, что делаю это слишком навязчиво: свою роль сыграло родительское тщеславие. В результате он сам всерьёз взялся за книги довольно поздно — в конце первого класса. Помню даже этот момент: я привела его из школы и пошла на кухню; возвращаюсь звать его обедать, а он сидит в кресле и читает сказки. Я очень обрадовалась, но сделала вид, что ничего особенного не произошло, решила, что похвалы в данном случае не пойдут на пользу, а могут произвести обратное действие. Даже пожурила его за то, что он до сих пор не переоделся. Старшая же дочь буквально научилась читать сама. Не помню, чтобы я специально с ней занималась, но она с раннего возраста всегда была вместе с братом (они погодки), слушала те же книжки, рассматривала те же картинки — и в один прекрасный день я обнаружила, что она умеет читать, причём довольно бегло.
Теперь поговорим немного о выборе книг, которому родители тоже должны уделять достаточно внимания.
Во времена моего детства учителя и многие (в том числе и мои) родители полагали, что детям следует читать в основном только детские книги, а также кое-что проверенное из классики. Считалось вредным для ребёнка читать произведения, которые, как полагали взрослые, он ещё не понимает. Особенно опасались тех книг, где есть какие-то эротические сцены. Считалось, что таким образом можно «испортить ребёнка». В седьмом или восьмом классе, помню, были неприятности у моих одноклассниц, про которых каким-то образом стало известно, что они читают рассказы Мопассана. Девчонки рьяно отстаивали право читать книжки по своему выбору, а учителя пытались объяснить, что Мопассана им читать ещё рано, причём привлекали к этим спорам и родителей. Почему-то взрослых раздражал именно Мопассан.
Поэтому я тогда очень удивилась, когда одна из подруг сказала мне, что родители разрешают ей читать всё. «Они считают, что книги, до которых я не доросла, я и сама не захочу читать, что ничего в них не пойму и мне будет неинтересно», — говорила она. Теперь я отчасти согласна с этой точкой зрения, но всё же думаю, что детское чтение должно быть под контролем. Не для того, чтобы отбирать у ребёнка книги, которые ему «рано читать», а для того, чтобы по возможности уберечь его от действительно дурной литературы, которую не стоит читать ни в каком возрасте. Правда, такие книги обычно отсутствуют как в детских библиотеках, так и в домашних библиотеках интеллигентных семей. Родители должны быть в курсе интересов ребёнка, должны иметь возможность посоветовать ему хорошие книги. И, конечно, стоит обсуждать с ним книги, которые производят на него впечатление; это поможет избежать многих нежелательных эффектов от не совсем подходящих книг. Для этого, помнится, мне пришлось прочитать немало детских книжек, за которые я по собственной инициативе вряд ли взялась бы.
Выбирая для ребёнка подходящие книги, надо также иметь в виду, что не только для всякого возраста есть подходящие книги, но и для всякой книжки есть свой подходящий возраст. То есть, грубо говоря, если ребёнок не познакомился с «Курочкой-рябой» в два года, то вряд ли он захочет читать эту сказку в семь лет. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребёнок прочёл классические детские книги или, скажем, любимые книжки Вашего детства, постарайтесь не упустить для этого подходящее время.
До сих пор речь шла о художественной литературе. Когда Ваш ребёнок подрастёт и начнёт проявлять любознательность, которая может быть удовлетворена с помощью научно-популярной или научной литературы, ему очень пригодятся навыки чтения, которые он приобрёл раньше, научившись читать простенькие детские книжки.
По поводу научно-популярной литературы, думаю, вообще не может быть двух мнений — читать или не читать. Разумеется, читать. Но и здесь надо первое время подбирать для ребёнка хорошие книжки, соответствующие его уровню и интересам, а также тем направлениям науки, которыми Вы хотите его заинтересовать. Не должно быть только никакого принуждения, чтобы не произвести эффект, обратный желаемому.
Весьма полезны для приучения ребенка к чтению детские библиотеки. Старших детей я записала в библиотеку, лишь когда они научились сами читать, а потом оказалось, что можно было это сделать гораздо раньше. Одна библиотекарша говорила мне, что самого маленького читателя привозят в коляске. Младшую дочь я записала в библиотеку года в два. Пользы от походов в библиотеку масса.
Во-первых, ребенок приучается общаться с незнакомыми людьми (с библиотекарем). Библиотека — это второе общественное учреждение, которое посещает домашний ребенок. Первое — это поликлиника. Но в поликлинике его никто ни о чем не спрашивает, врач обычно разговаривает только с родителями, а в библиотеке к нему относятся с уважением, как к настоящему читателю, и он учится принимать это уважение с достоинством и отвечать на него тоже уважением к собеседнику, учится поведению и дисциплине в общественном месте.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О воспитании. Записки матери"
Книги похожие на "О воспитании. Записки матери" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Творогова - О воспитании. Записки матери"
Отзывы читателей о книге "О воспитании. Записки матери", комментарии и мнения людей о произведении.