» » » » Вера Бокова - Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола


Авторские права

Вера Бокова - Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола

Здесь можно скачать бесплатно "Вера Бокова - Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносов, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Бокова - Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола
Рейтинг:
Название:
Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола
Автор:
Издательство:
Ломоносов
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-91678-042-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола"

Описание и краткое содержание "Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола" читать бесплатно онлайн.



Родиться в царской семье, по мнению многих, — везение. Но везение это оборачивалось в самом юном возрасте тяжким грузом обязанностей. Что значит быть наследником престола и авансом, с самого раннего возраста, ощущать ответственность, которая в будущем ляжет на плечи? Как воспитывать того, кто через несколько лет получит в свои руки неограниченную власть и будет вершить судьбы мира? Как жили сыновья и дочери царей, с кем дружили, во что играли, что читали и как привыкали к своим многотрудным обязанностям, как складывались их взаимоотношения с родителями и воспитателями, в каких придворных празднествах и церемониалах участвовали? Книга Веры Боковой посвящена и самим царственным отпрыскам, и тем, кто выполнял особую миссию — растил их, учил и пестовал.






Николай I подарил дочерям двухэтажный домик, который поставили в «детском зале». «Этот домик мы любили больше всех остальных игрушек, — вспоминала Ольга Николаевна, — это было наше царство, в котором мы, сестры, могли укрываться с подругами. Туда я пряталась, если хотела быть одна».

Помимо подвижных игр дети рано начинали заниматься физическим трудом. Это считалось полезным и для физического развития, и как средство отдыха от напряженной умственной работы. Соответствовало это и традиции: со времен Петра I принято было, чтобы русские государи знали хотя бы одно ремесло, чаще всего токарное дело, а со времен Павла I активно занимались садоводством.

У каждого ребенка был свой маленький садик, в котором выращивались разные овощи или цветы. Дети традиционно (часто вместе с родителями) подметали парковые дорожки, убирали палую листву, чистили снег, подрезали ветви деревьев. В Царском Селе на Детском острове Александр Николаевич (Александр II) и его товарищи сами построили домик в четыре комнаты с салоном, причем великие княжны усердно помогали: таскали кирпичи и прокладывали дорожки через кустарник.

Очень любил физическую работу Николай II. Даже находясь после революции под арестом, он работал в огороде с такой энергией, что один из солдат сказал: «Ведь если ему дать кусок земли и чтобы он сам на нем работал, так скоро опять себе всю Россию заработает».

Имелись во дворце и свои праздничные традиции.

Дни рождения детей отмечались торжественной церковной службой и званым ужином. К ним приходили гости-ровесники, которых поили чаем со всевозможными лакомствами и развлекали каким-нибудь занятным представлением — выступлением фокусников или чревовещателей, кукольным театром, дрессированными животными и т. п. Именинники получали подарки: к примеру, великий князь Михаил Александрович на пятнадцатилетие получил велосипед, маленький фотоаппарат, духовое ружье, лук, нож, кофейную чашку и пр. Вечерами устраивались фейерверки и иллюминации.

Начиная с Николая I, при дворе обязательно устраивались детские елки. Готовились к ним заранее, в первую очередь подготавливая подарки. На всякий праздник их раздаривались тысячи — и в Россию, и за рубеж, — и найти что-нибудь по-настоящему оригинальное было не так-то просто.

По этикету, никто из императорской семьи, пребывая в России, не должен был заходить в магазины (за границей было можно). Владельцы магазинов присылали товары прямо во дворец — из года в год одни и те же. О новинках ничего известно не было (да приличные магазины и не публиковали подобной рекламы); вообще газеты в детские приносить было запрещено. Поэтому из года в год челяди, придворным и родственникам дарились в основном вещи из фарфора, стекла и серебра, а родителям дети часто изготавливали подарки сами: вышивали что-нибудь, клеили или выпиливали лобзиком.

Карманных денег у детей не было; цен они не знали, и если они что-нибудь покупали, это оплачивалось из казны.

Родители дарили детям игрушки, книги, садовые инструменты.

После рождественской службы устраивался семейный обед, а затем двери банкетного зала распахивались — и все «оказывались в волшебном царстве». Весь зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими разноцветными свечами и увешанными золотыми и серебряны ми игрушками и золочеными фруктами. Шесть елок ставилось для семьи, остальные — для родственников и придворных. Возле каждой елки был накрытый белой скатертью столик, уставленный подарками. Около полуночи детей уводили в детские.

Через три дня елки разбирали. Ставили стремянки, и царские дети, вооруженные ножницами, срезали с елки лакомства и украшения; все это раздавали слугам, которые приходили сюда со своими семьями. Радовались все — и дарители, и одариваемые.

В пост не было никаких развлечений, прерывались даже уроки танцев, не устраивалось ни балов, ни концертов. Начиная с Вербного воскресенья, дети посещали церковь утром и вечером. Для заутрени девочки надевали русское придворное платье: на голову усыпанный жемчугом кокошник, шитая вуаль до талии, сарафан из серебряной парчи и кремовая атласная юбка.

«Я не помню, чтобы мы чувствовали усталость, — рассказывала Ольга Александровна, — зато хорошо помню, с каким нетерпением мы ждали, затаив дыхание, первый торжествующий возглас „Христос Воскресе!“, который затем подхватывали императорские хоры». По пути в банкетный зал «мы ежеминутно останавливались, чтобы похристосоваться с дворецкими, лакеями, солдатами, служанками и всеми, кто нам встречался».

На другой день государь и императрица становились в конце одного из залов, а все прочие обитатели дворца подходили к ним христосоваться и получали яйцо — фарфоровое, яшмовое или из малахита. Детей-певчих из церковного хора лакеи поднимали и ставили на стул, чтобы царю не приходилось наклоняться.

Одной из главных фигур детства при дворе были гувернантки, объединявшие функции обучения и воспитания. Гувернантки занимались и с мальчиками, пока те не достигали семи-восьми лет, и особенно с девочками, которых сопровождали от младенчества до замужества (нередко и позднее, потому что многие гувернантки оставались при своих воспитанницах и в их взрослой жизни).

Помимо жалованья гувернантка получала придворный статус (подразумевавший в торжественных случаях традиционную придворную форму — «русское платье» синего бархата с золотым шитьем), придворный выезд и ложу в театре.

Подбор гувернанток, как и другой дворцовой челяди, был довольно случайным и не всегда удовлетворительным. К примеру, Ю. Ф. Баранова — сначала старшая воспитательница при детях Николая I, потом гувернантка его старшей дочери Марии Николаевны, как свидетельствовала великая княгиня Ольга Николаевна, «не имела и тени авторитета. Очень добрая, очень боязливая, в частной жизни обремененная заботами о большой семье, на службе, кроме воспитания Мэри, еще и ответственная за наши расходы и раздачу пожертвований, она не умела следить за порядком в нашей классной. Каждую минуту открывалась дверь для гостя или лакея, приносившего какую-либо весть, и Мэри пользовалась этим нарушением, чтобы сейчас же вместо работы предаться каким-нибудь играм. Этому недостатку строгости и дисциплины можно, вероятно, приписать то обстоятельство, что Мэри и позднее не имела определенного чувства долга. Мадам Барановой не хватало чуткости, чтобы вести ее. Она только выходила из себя, держала длинные речи, которые Мэри в большинстве случаев прерывала каким-нибудь замечанием».

Большинство гувернанток были одиноки, почти никуда не выезжали из дворца и всю свою привязанность переносили на воспитанниц. Те платили им взаимностью, и когда приходилось разлучаться, это приносило много горя обеим сторонам.

Довольно часто гувернантки или воспитатели оказывались в конфликтных или даже откровенно враждебных отношениях между собой, и это наэлектризовывало атмосферу детской половины, изрядно нервировало и остальной штат, и самих царственных детей.

Во время уроков, которые близким по возрасту детям давали одни и те же учителя, гувернантки девочек по очереди присутствовали на занятиях — как для соблюдения порядка, так и для того, чтобы быть в курсе того, что проходят воспитанницы, и потом помочь им при подготовке уроков.

Годы учебы великих князей проходили под знаком строгой дисциплины и неукоснительно соблюдаемого распорядка. Подъем в шесть часов; вставать немедленно. За лишние «поспать пять минуточек» полагалось наказание. Затем, стоя на коленях, читали молитву перед иконами; далее холодная ванна.

Первые уроки — гимнастика или фехтование. С восьми утра до одиннадцати и с двух до шести — уроки. По традиции, великие князья не могли обучаться ни в казенных, ни в частных заведениях, поэтому учились дома, но уже с середины XIX века учебная программа мальчиков в основном соответствовала той, что была в ходу в закрытых военно-учебных заведениях, а девочек — в институтах благородных девиц. Использовались и соответствующие учебники. В начале XX века это были «Немецкая грамматика» А. Шульца, русская грамматика А. Пыльнева, арифметический задачник В. Евтушевского, учебник французского языка П.Шанселя и П. Глезера, география Г. Иванова и пр.

Учились восемь лет. Изучали Закон Божий, историю церкви, русскую и европейскую словесность, русскую и всемирную историю, географию, математику, три языка (французский, английский и немецкий), танцы. Танцевали, как правило, братья с сестрами. Как вспоминала великая княжна Ольга Александровна, перед уроком «мы с Мишей должны были сделать друг другу реверанс и поклониться. Мы оба чувствовали себя такими дураками и готовы были провалиться сквозь землю от смущения, тем более что знали: вопреки нашим протестам, казаки, дежурившие возле бальной комнаты, подсматривают за нами в замочные скважины. После уроков они всегда встречали нас широкими улыбками, что еще больше увеличивало наше смущение».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола"

Книги похожие на "Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Бокова

Вера Бокова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Бокова - Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола"

Отзывы читателей о книге "Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.