» » » » Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)


Авторские права

Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Издательство «Физкультура и спорт», год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)
Рейтинг:
Название:
Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)
Издательство:
Издательство «Физкультура и спорт»
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Описание и краткое содержание "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" читать бесплатно онлайн.



Эту книгу можно назвать своеобразной популярной энциклопедией русской бани и ее близких и дальних родичей (финской сауны и других видов бань). Читатель найдет ответы на многие вопросы о применении бани в целях оздоровления.

Для массового читателя.


Библиотечка «Физкультура и здоровье» предназначена тем, кто занимается физической культурой или хочет приобщиться к ней.


А. В. ГАЛИЦКИЙ, заслуженный работник культуры РСФСР, удостоен на III Всесоюзном конкурсе на лучшую спортивную книгу первой премии Госкомиздата СССР






После бани Лев Николаевич любил поплавать. В Ясной Поляне были устроены две купальни. Летом 1887 года в Ясную Поляну приехал Цезарь Ломброзо — всемирно известный психиатр, основатель учения о преступных типах. Толстой горячо спорил с ним, доказывая, что преступниками не рождаются, а становятся в силу социальных условий. Впоследствии Лев Николаевич так рассказывал об этой встрече: «Ах какой милый старикашка! Маленький, шустренький. Старается молодиться, даже кажется бородка подкрашена, а сам слабенький. Позвал я его купаться… Спрашиваю: “Любите плавать?” Он так бодро говорит: “Конечно, с удовольствием готов”. Ну, я поплыл, он за мной. Вдруг слышу, он отстал и что-то булькает. Оглянулся, а мой старикашка обессилел совсем и уже пузыри пускает. Ну, я его вытащил… Очень симпатичный старичок. И как это к нему не идут его жестокие рассуждения…»

Но, как выясняется, «старикашка» был на восемь лет моложе Толстого.

Вот строки из дневника Толстого: «Ехал верхом. Гимнастика. Баня». «Был на гимнастике. После нее и бани посвежел». «Ванна оживила».

И. Я. Гинцбург — автор многих скульптурных изображений Толстого — подолгу жил в Ясной Поляне. Однажды Лев Николаевич пригласил его поплавать. «В купальне, — вспоминает Гинцбург, — мы застали Репина. Быстро раздевшись, Толстой прыгнул в воду. “Как он плавает, точно двадцатилетний юноша!” — восхищался Репин, уже вышедший из воды и принявшийся обтираться полотенцем. “Что вы делаете!” — воскликнул Толстой, появившийся в купальне с другой стороны. — Вы портите все купанье. Надо обсушиваться на солнце, на воздухе. А вы тряпкой обтираете все то, что дала прелестная вода».

«— Эй, ты, фигура! — крикнул толстый, белотелый господин, завидев в тумане высокого и тощего человека с жиденькой бородкой и с большим медным крестом на груди. — Поддай пару!

— Я, ваше благородие, не банщик, а цирюльник-с. Не мое дело пару поддавать. Не прикажете ли кровососные баночки поставить?»

Так начинается рассказ А. П. Чехова «В бане», впервые напечатанный в 1885 году в журнале «Осколки».

Впоследствии писатель включил этот рассказ в собрание сочинений. В этой юмореске есть персонаж — Никодим Егорыч Потычкин. Вот Потычкин взбирается в парной на верхнюю полку: «Никодим Егорыч был гол, как и всякий голый человек, но на его лысой голове была фуражка».

Любопытная деталь. Нынешние любители парной как известно, надевают лыжную шапочку или старую фетровую шляпу. И этому есть, так сказать, научное обоснование: избежать прилива крови к голове.

На двери квартиры где жил великий писатель, висела табличка «Доктор А. П. Чехов». «Медицина — моя законная жена, — полушутливо-полусерьезно говорил Антон Павлович, — а литература — любовница».

В письмах Чехова своим друзьям и знакомым много разнообразных медицинских советов. Но главное, на что он обращал внимание, — это на психологическую настройку на здоровье. Подчеркивал, что здоровый дух создает здоровое тело и что воображаемые болезни неизлечимы.

— Вовсе не думать или думать пореже о недугах, — пишет А. П. Чехов издателю Н. А. Лейкину. — Ведь стоит только обратить внимание на свое сердце, прислушаться к нему, чтобы пульс стал быстрее на 10–15 ударов.

Чехов верил в целительность гимнастики и был одним из организаторов гимнастического общества. Рекомендовал прогулки купания, вольный воздух. Любил ходить в Сандуновские бани и не раз упоминал в своих произведениях и письмах эту процедуру. «Должно быть располнел, — пишет О. Л. Книппер-Чеховой, — и тебе будет совестно, что у тебя такой толстый муж». Ей же: «Как приеду, тотчас же в баню, потом лягу и укроюсь своим бухарским одеялом». И снова жене: «Осенью начну строить баню». «Русский мужик никогда не был религиозен, а черта он давным давно в баню на полок упрятал», — читаем мы в одном из писем.

По всему белу свету

«Такие люди, — говорил Максим Горький о Шаляпине, — являются для того чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ». Царь-бас, как называли Федора Шаляпина, во всем был самобытен.

— Это у меня с детства! — говорил артист о своей любви к русской бане.

«Любил я с отцом, — вспоминает Федор Иванович, — ходить в баню. Там мылись и парились мы часами, до устали до изнеможения. А потом когда ушел я из дому, помню, в какой бы город я ни приезжал первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».

В своих воспоминаниях «Страницы из моей жизни» Ф И Шаляпин пишет: «Я и теперь обожаю ходить в баню, но баня в провинции — это вещь удивительная! Особенно осенью, когда воздух прозрачен свеж, немножко пахнет вкусным грибным сырьем и теми самыми вениками, которыми бережливые люди парились, а теперь несут под мышками домой. В темные осенние вечера скудно освещенные керосиновыми фонарями, приятно видеть, как идут по улице чисто вымытые люди и от них вздымается парок, приятно знать, что дома они будут пить чай с вареньем. Я тем более любил ходить в баню, что после нее у нас обязательно пили чай с вареньем…»

В одной из художественных биографий Ф. И. Шаляпина подробно рассказывается о его приверженности к банному жару. Живо представляешь, как Шаляпин входит в банный зал, зажав в руках большую мочалку и огромный березовый веник. Постоянный банщик Шаляпина, сухой старый Дормидонт, бежит навстречу с двумя большими шайками: «Пожалуйста Федор Иванович!» И сразу же, поднявшись на цыпочки обдает его раз за разом одной и другой шайками воды и, спросив — «Не горячо?» — хватает с пола друг за дружкой еще добрый десяток заранее заготовленных шаек. «Хорошо!.. — наслаждается Шаляпин. — Превосходно!.. Дуй, Дормидонт, дальше!..»

Далее Шаляпин с большой охотой проделывает все банные процедуры. С покряхтыванием с восторженными восклицаниями «обрабатывает» свое тело жесткими ударами шелестящего березового веника… Из серых облаков пара доносится голос Шаляпина: «Веник — всему начальству главный! Баня — мать родная!.. И-э-э-х ты! Люблю братцы баньку!». Потом на мотив «Волга, Волга, мать родная» он поет: «Баня баня, мать родная», и остальные компаньоны по бане подтягивают ему…

А вот другое воспоминание очевидца. Выходя из парной, Шаляпин хохотал, резвился, плескался водой. После бани тут же, в предбаннике, любил пить хлебный квас.

— Эх, квас, дорогой моему сердцу квас! — восклицал Федор Иванович… — Он для меня милее всяких клико, редереров и прочих шампаней.

Последние годы Шаляпина прошли на чужбине. Но с родиной, по которой Федор Иванович все время тосковал его связывали тысячи нитей. В письме в Москву к своему многолетнему другу артисту-конферансье Александру Менделевичу Шаляпин писал: «Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Жаль мне что долго еще придется шляться по чужим людям по чужим землям. Утомительно, тяжко и чувствую себя как бы на каторжных работах. О веселых днях не приходится и думать единственное развлечение turkish bad, что в переводе на русский значит турецкая баня — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

…В старину когда начинала работать парная банщик ходил по улицам и зазывал народ: «В баню! В баню!»

«Русский крестьянин, — отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, — значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи».

Рассказывая о русской бане хочется снова вернуться к трактату Антонио Нуньеса Риберо Санчеса. Санчес пишет о российских банях как о драгоценнейшем благе, которое может послужить для «крепости и здравия тела» не только в России. Так, собственно и получилось. Русские бани стали распространяться во всем мире. Так например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же, по мнению Санчеса, превосходство русских бань? Антонио Нуньес Риберо пишет, что хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато «россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти». Но самое главное преимущество, подчеркивает Санчес, состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. «Сие возобновление паров чинится через всякие пять минут. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в Российских совсем отвращены».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Книги похожие на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Галицкий

Алексей Галицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Отзывы читателей о книге "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.