» » » » Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)


Авторские права

Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Издательство «Физкультура и спорт», год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)
Рейтинг:
Название:
Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)
Издательство:
Издательство «Физкультура и спорт»
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Описание и краткое содержание "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" читать бесплатно онлайн.



Эту книгу можно назвать своеобразной популярной энциклопедией русской бани и ее близких и дальних родичей (финской сауны и других видов бань). Читатель найдет ответы на многие вопросы о применении бани в целях оздоровления.

Для массового читателя.


Библиотечка «Физкультура и здоровье» предназначена тем, кто занимается физической культурой или хочет приобщиться к ней.


А. В. ГАЛИЦКИЙ, заслуженный работник культуры РСФСР, удостоен на III Всесоюзном конкурсе на лучшую спортивную книгу первой премии Госкомиздата СССР






Обычно же римляне покупали воду у водоносов или сами набирали ее у ближайших фонтанов. Но несмотря на строгости с распределением воды в частные дома (была даже учреждена государственная должность прокуратора вод), кое-кто шел на всякие хитрые уловки. Промышляли так называемые сверлильщики — водяные воры. За довольно солидную мзду они тайком просверливали в общем водопроводе отверстие и делали под землей незаметный отвод в тот или иной дом. Говорили, что таких тайных водопроводов было больше, нежели официально разрешенных.

Правда, строительством водопроводов занимались еще до эпохи Рима — в древнейших государствах Средней и Передней Азии, в Египте.

В феодальной Западной Европе водопроводы стали появляться в XII–XIII веках в виде открытых лотков: вода из ключей текла по деревянным или каменным трубам. На Руси такие водопроводы появились раньше, еще в XI веке. Так, на территории княжеской усадьбы, так называемого Ярославова дворища археологи раскопали самотечный водопровод Из ключей — они бьют и поныне — вода по трубам, изготовленным из толстых сосновых бревен, шла в усадьбу. Колена труб мастерили так: бревно распиливали вдоль, затем выдалбливали и наглухо вновь соединяли, а затем обертывали, словно изоляционным материалом, берестой. Новгородский водопровод — древнейший в Европе. Скажем, в Париже первый самотечный водопровод построен в конце XII века, в Лондоне — в XIII веке, а в Нюрнберге (Германия) — и того позже — в XV веке.

«Как будто кругом пожар»

«Наши бани, — говорил Сенека, — накаляются так, как будто кругом пожар». Чтобы создать в небольших банях сухой жар, топили древесным углем. А если хотели более влажную атмосферу, пускали в ход обыкновенные дрова. Древнеримские авторы упоминают о бездымных дровах для бани. Приготовляли такие дрова различными способами. Сушили их над большим огнем, но на некотором расстоянии от него, так чтобы дрова не обугливались. Другой способ. Сняв с дерева кору, мочили его в воде, а затем высушивали. Третий — самый дорогой, но, как отмечают, наиболее верный способ приготовления бездымных дров: смачивали их в отстое оливкового масла, а затем сушили на солнце.

Разные были вкусы у римских «парильщиков». Были как и в наше время, приверженцы высокой температуры. Тогда обогревали не только пол бани, но и стены — там тоже проходили выложенные черепицей обогревательные трубы. Иногда в стенах делали отверстия, из которых горячий воздух шел непосредственно в кальдарий. Собственно, тот же принцип центрального отопления, к которому мы уже давно привыкли в наших квартирах. Но весь фокус в том, что по трубам шла не вода, а горячий воздух.

Чем же нагревали гигантские римские термы? Д. И. Менделеев как-то сказал, что топить нефтью все равно, что жечь ассигнации. Но два тысячелетия назад римляне не называли нефть ни черным золотом, ни царицей недр. Они не только топили нефтью свои термы, но и повсюду жгли ее в светильниках.

Секрет весьма продуманной подземной системы центрального отопления римских бань пока еще полностью не открыт. В общих чертах эта система выглядит так. Возле помещения бани в земле складывали круглую или четырехугольную печь со сводами. От печи в подвальное помещение бани шли подземные каналы. А отсюда — к полу. Вначале пол укладывали кирпичными плитами, затем заливали раствором песка с известью, усыпали мелким булыжником. Верх пола покрывали мраморными плитами. Благодаря такому многослойному устройству пол в бане прогревался, хотя и медленно, зато долго сохранял тепло (и не обжигал у любителей бани ног, как это подчас бывает в наших парных). В связи с этим вызывает интерес недавнее сообщение одной из швейцарских газет. Женевские специалисты предложили обогревать помещение с помощью электрических «грелок», вмонтированных в полы. Это обеспечивает идеальное распределение тепла. Отсутствие печей и радиаторов в комнатах предотвращает колебание воздуха и тем самым лучшим образом сохраняет тепло, а также уменьшает количество пыли.

Ну а чем мылись древние римляне? Ведь, скажем, греки еще не знали, что такое мыло. Во всяком случае, в таком весьма достоверном бытоописании жизни эллинов, как поэмы Гомера, мы узнаем, что для мытья тела пользовались… песком. Но это был особый, очень мелкий песок. Его специально доставляли в Элладу из Египта, с берегов Нила. А сами египтяне? Как они умывались? Оказывается, мыло им заменяла паста из пчелиного воска, которую они перемешивали с водой.

Римляне усовершенствовали способы изготовления мыла, стремясь сделать его более доступным (как у нас говорят, предметом ширпотреба). В ход пошла древесная зола и сода. Как сообщает Плиний Старший, римляне переняли у финикийцев изготовление мыла из козьего сала и буковой золы.

Как ни тщились римские гигиенисты, им не удалось сделать мыло таким доступным, как в наши дни. Прекрасно понимая, что чистота — залог здоровья, они тем не менее даже в мыслях не допускали, что мылом можно стирать белье. Это было непозволительной роскошью даже для весьма состоятельных людей. Мыло ценилось наравне с самыми дорогостоящими лекарствами и косметическими снадобьями. Скажем, перед бритьем почти никто и не помышлял намылить лицо, как это делают сейчас, а только обильно смачивали его водой. А так как бритвы изготовлялись из железа и наточить их как следует не представлялось возможным, эта ежедневная процедура превращалась в экзекуцию. Например, Марциал горько сетовал что лицо у него всегда в шрамах — не от сражений, а от тупой бритвы и отсутствия мыла.

Некоторые историки утверждают, что впервые более или менее полноценное мыло, близкое по своему составу к такому, каким мы моемся сейчас, появилось у древних кельтов, которые жили на территории нынешней Франции. В связи с этим интересно отметить, что промышленное производство мыла впервые было начато именно французами, в Марселе в IX веке. Но мыловарение в больших масштабах стало развиваться значительно позже, после разработки промышленного способа получения соды. Так, твердое мыло впервые стали выпускать в Италии в 1424 году.

Но вообще-то в некоторых странах люди и не пытались искать «секреты» изготовления мыла. Прекрасные моющие средства им даровала сама природа. Испанские конкистадоры-завоеватели были весьма удивлены, что инки пользуются мыльным деревом — квилайя. Стоит кору этого дерева опустить в воду, слегка взболтать, как образуется обильная пена. Эта пена прекрасно отмывает, и поскольку в таком натуральном мыле нет щелочи, оно ни в малейшей степени не раздражает кожу. Издавна пользуются «природным» мылом в Восточной Азии. Там тоже растет мыльное дерево (кстати, его можно увидеть в Батумском ботаническом саду). На дереве растут плоды, несколько напоминающие по виду вишни. Эти плоды кипятят, и в результате образуется нежная эмульсия, мыться которой, как мне рассказали в Батуми, одно удовольствие.

На Руси варили мыло с давних времен. И в домашних условиях, и в специальных мастерских. До наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло». Потому что для изготовления мыла использовали говяжье, баранье, свиное сало. Правда, добавляли растительные масла, например льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так называли производство мыла. Далеко за пределы нашей страны шла слава о валдайских и костромских мастерах мыловарения.

Так как же все-таки при таком дефиците мыла римляне отстирывали белье? Оказывается, при помощи различных глин (кстати сказать в горных селениях Грузии женщины и поныне предпочитают мыть голову местными глинами, волосы прекрасно отмываются, приобретают блеск) и растений, таких, как, например, мыльный корень. Этот способ жители Риме заимствовали у греков.

Стирка белья считалась весьма трудоемким занятием, требующим не только основательного умения, но и физической силы. Поэтому в роли прачек в основном выступали мужчины. Ведь стиральная доска и так называемый валик, несколько облегчившие стирку, появились лишь в XVI веке.

А как римляне гладили белье? По описанию Плиния Старшего, «утюгами» служили массивные плоские камни. Их разогревали на специальных жаровнях. А вообще-то «утюгами», как выяснили археологи, пользовались еще в каменном веке. Такие утюги найдены у нас на Урале. Каменные, они по форме удивительно напоминают современные. Ученые предполагают, что в эпоху неолита люди с помощью таких «утюгов» прилаживали одежду, сшитую из звериных шкур.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

посвящена добрым традициям русской бани, читатель узнает, как испокон веков в ней черпали здоровье и радость

Мовь, влазня, баня

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Книги похожие на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Галицкий

Алексей Галицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Отзывы читателей о книге "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.