Александр Западов - Опасный дневник

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Опасный дневник"
Описание и краткое содержание "Опасный дневник" читать бесплатно онлайн.
«Опасный дневник» — повесть о Семене Андреевиче Порошине, отличном русском писателе XVIII века, одном из образованных людей своего времени. Порошин несколько лет был воспитателем наследника русского престола Павла Петровича, сына Екатерины II, вел каждодневные записи о его жизни, о его придворном окружении, о дворцовом быте, о событиях, волновавших тогда русское общество. Записки Порошина дают обширный материал для характеристики закулисной обстановки при царском дворе.
Этот дневник, о котором узнали главный воспитатель наследника Никита Панин и императрица, был признан «опасным», Порошин получил отставку и должен был немедленно покинуть столицу.
Уйдя с Порошиным в учительную комнату, великий князь, возбужденный застольными разговорами, не мог заставить себя заниматься арифметикой. Выслушав объяснения Порошина о ломаных числах, он схватил суть, но рассуждать не пожелал.
— Если бы из наших имен и отчеств, — принялся дурачиться Павел, — сделать доли, то те, у которых имена совпадают с отчеством, были бы равны целым числам, — например, Иваны Ивановичи, Степаны Степановичи. А из Павла Петровича вышла бы дробь, доля, из Семена Андреевича тоже.
— Полно, ваше высочество, — остановил ученика Порошин. — Оставим шутки!
— И арифметику тоже! У меня болит голова, — сказал мальчик. Здоровье великого князя требовало постоянного внимания воспитателей. Павел знал это и обычно возможностью отлынивать от уроков не злоупотреблял. Однако сегодня ему совсем не хотелось слушать про ломаные числа, и Порошин должен был закончить урок.
— Пойдемте в опочивальню, ваше высочество, — предложил он.
— Не надо, это не сильно, может быть, и так пройдет, — сказал Павел. — Ты знаешь, голова у меня болит на четыре манера. Есть болезни круглая, плоская, простая и ломовая. Сегодня — простая.
— Такое деление навряд ли медицине известно, — засмеялся Порошин. — Надобно будет у лейб-медика Карла Федоровича справиться на случай.
— Карл Федорович знает, я ему говорил, да он от каждой боли один рецепт выписывает — слабительные порошки. Круглая болезнь — когда голова болит в затылке. Плоская — если болит лоб. Простая — просто побаливает голова. Хуже всех ломовая, — это значит, что вся голова болит. Понял? И довольно об этом. Сегодня не бездельные разговоры мы слушали за обедом, верно? А скажи, какой обед варили для царя Петра?
— Вкус у государя был самый простой, — сказал Порошин. — Обыкновенно с утра он приказывал для себя студень приготовить и к нему щи да кашу. За стол он садился в полдень.
— В этом и я легко мог бы блаженныя памяти государю последовать, — заметил великий князь, — и весьма радовался, если б дозволили. Желаю, — подумав, прибавил он, — чтобы мог последовать и во всем том, за что он Великим наименован.
— Это исполниться может, природа вашему высочеству даровала к тому способности. Надобно лишь учиться и слушаться добрых советов, — не упустил случая преподать наставление Порошин.
Павел, припрыгивая, побежал в столовую, и Порошин, сложив тетради и книги, последовал за ним.
Гости еще не разошлись, и в их кружке беседовал пришедший с той половины гофмаршал князь Николай Михайлович Голицын. Он передал приглашение государыни великому князю и его штату прийти на концерт.
Увидев Павла, Голицын церемонно взял его руку, наклонился к ней, стряхивая пудру со своего парика, и высказал удовольствие по поводу встречи с великим князем, как будто, идя на его половину, он ожидал найти там не того, к кому шел, а бабу-ягу или Кощея.
Он расспросил Павла о его играх и занятиях, выслушивая ответы с преувеличенным вниманием, и наконец осведомился, что учит великий князь из математики.
— Мы проходим дроби, — ответил мальчик.
— Отчего же дроби? Это неправильно, — сказал Голицын. — Сначала нужно тройное правило учить, а дроби после. Не так ли, Никита Иванович?
Панин собрался было что-то сказать, но Павел опередил его.
— Знать, что не нужно, — резко возразил он, — когда мне иным образом показывают. А тому человеку, кто меня учит, больше вашего сиятельства в этом случае известно, что раньше надобно показывать, что позже.
Порошин с чувством внутренней гордости выслушал ответ своего ученика. В самом деле, возможно ли тройное правило, основанное на геометрической пропорции, толковать прежде, нежели свойства и действия ломаных чисел? Натуральный порядок этого не позволяет!
«Есть русская пословица, — думал Порошин: — „Знай сверчок свой шесток“. Я никогда не вступлю в спор, сколько свечей нужно в какую комнату дворца или какое блюдо на парадном столе надо поставить с краю, какое в середину: это дело гофмаршала. Но что и когда объяснять ученику, это я знаю, и гофмаршальских советов здесь мне совсем не требуется».
Приглашение на концерт было, в сущности, приказанием явиться. Так его и поняли гости великого князя. У всех в памяти был недавний гнев императрицы, вызванный тем, что когда она отправилась в церковь, перед ней пошел только обер-камергер граф Петр Борисович Шереметев, а позади были две фрейлины. Камергеры и камер-юнкеры не явились на выход государыни, не составили ее свиту, и за это каждый из них получил нагоняй.
Концерт был удачный, музыку Моцарта нельзя не любить. Его пьесы отлично играл придворный оркестр, а дирижировал им славный в Европе музыкант Боронелло-Галуппи. Затем он сел за клавикорды, и оркестр исполнил его сочинение, посвященное императрице. Оно так понравилось ей, что последнюю часть повторяли три раза. Вообще же Екатерина музыку не любила и называла ее шумом.
За вечерним столом Павел вспоминал своих товарищей по маскараду и особенно визиря Колю Шереметева, которого вдруг неистово залюбил, как это с ним бывало. Он твердил, что этот мальчик умен, очень хорошо воспитан, и просил поскорее привезти его во дворец.
Слушая эти горячие излияния, Порошин подумал о некоторых свойствах своего воспитанника, проявлявшихся бурно и вдруг. Иногда Павел прямо влюблялся в какого-то человека, выражал желание видеть его ежедневно, говорил о нем с каждым. Но вскоре охладевал, наступала очередь нового увлечения. И нельзя сказать, что он узнавал какие-нибудь неприятные черты в том, кем только что восхищался, — нет, он остывал к нему, и все тут.
«Наверное, — размышлял Порошин, — душевная прилипчивость великого князя должна утверждаться и сохраняться истинными любви достойными свойствами того человека, который имел счастье ему полюбиться… Но для этого нужно, чтобы такой человек о расположении великого князя к себе знал, да и сам бы имел отличные качества. Словом, легче внезапно понравиться его высочеству, нежели обрести дружбу, даже и не весьма близкую».
И он с удовольствием подумал, что вот уже в продолжение двух с половиною лет он сохраняет доверенность Павла и чувствует его любовь.
С такими мыслями Порошин отправился на свою квартиру, в дом купца Краснощекова, стоявший неподалеку от дворца, на Миллионной улице, а тем временем произошло событие, которое, можно сказать, определило его дальнейшую судьбу.
Великий князь, против обыкновения, медлил с отходом ко сну, бродил по столовой, поглядывая на Панина, и эти взгляды наконец были замечены гофмейстером.
— Что-нибудь случилось неприятное, ваше высочество? — спросил он. — Нет, у меня ничего не случилось, — ответил мальчик.
— А у кого же?
— Ни у кого. Только вы дайте слово, что никому не скажете, Никита Иванович, хорошо? — Если то, что узнаю, ничем не грозит императорской фамилии, престолу и отечеству, — не скажу.
— Ничем не грозит, — поспешно сказал Павел.
— Тогда говорите, ваше высочество.
— Семен Андреевич все про нас пишет.
— Полковник Порошин?
— Он каждый день записывает, что я делал, кто у нас был и о чем разговаривали.
— Это поручила ему государыня императрица?
— Нет.
— Может быть, граф Григорий Григорьевич Орлов? — Орловых Панин опасался более всего, ибо соперничал с ними в расположении императрицы.
— Нет, нет, он пишет сам по себе.
Панин задумался.
— Зачем же он это делает, как полагаете, ваше высочество?
— Я не полагаю, а он сам сказал мне, зачем: чтобы я видел в дневнике свои дурные поступки и отучался от них, чтобы лучшие стороны моего характера развивал бы и тем готовился к восприятию моей государской должности.
— Гм, — сказал Никита Иванович, — идея вроде бы справедливая, но между записей не вмещено ли осуждение чьих-либо речей и поступков?
— Семен Андреевич на каждый предмет имеет свои замечания. Он сегодня читал мне из тетради за прошлую неделю, однако просил, чтобы я все им сказанное хранил в тайне, и я вас о том же прошу.
— Если дурного умысла нет, зачем секретничать? — спросил Панин. — Ваше высочество уверены, следственно, что и сегодняшний день будет записан и что все наши разговоры Семен Андреевич занотует?
— Всенепременно, — сказал мальчик. — Он все запоминает, а что было без него, у меня спрашивает, и очень быстро пишет, перо так и мелькает. Я видел.
— Не надо никому об этом рассказывать, ваше высочество, и пусть Семен Андреевич продолжает писать. Так, будем думать, составляются драгоценные страницы истории вашего благословенного царствования. Вы свой долг выполнили — мне, яко обер-гофмейстеру вашему, изволили доложить. Остальное теперь мое дело.
«Конечно, мое, — рассуждал Никита Иванович на пути в свои комнаты. — Мне, чаю, больше всех там достается, каждое слово небось выставлено, а я на язык смел. Попадет сей дневник ее величеству или, не дай бог, улетит за границу — Порошину головы не сносить, только и беды, а я всего на свете лишусь, братец Петр Иванович из-за меня пострадает… И зачем во дворце писатель?! Да полно, как-нибудь выкрутимся. Ты, Семен Андреевич, хитер, но и мы, благодаря бога, не глупее. Потягаемся!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Опасный дневник"
Книги похожие на "Опасный дневник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Западов - Опасный дневник"
Отзывы читателей о книге "Опасный дневник", комментарии и мнения людей о произведении.