Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Оборона полуострова Ханко"
Описание и краткое содержание "Оборона полуострова Ханко" читать бесплатно онлайн.
В суровую осень первого года Великой Отечественной войны, когда армиям фашистской Германии удалось прорваться к Ленинграду, когда бои шли на подступах к Москве, в глубоком тылу противника, на далеких рубежах Балтики 164 дня стойко и самоотверженно отбивал все атаки врага гарнизон небольшой советской военно-морской базы Ханко. Моряки, пехотинцы и летчики Красного Гангута (так назывался раньше полуостров Ханко) не отдали врагу ни одной пяди своей территории, более того, дерзкими десантами выбили фашистов с нескольких островов, имевших большое тактическое значение.
Операция по эвакуации гарнизона Ханко, проведенная с 22 октября по 3 декабря, стала одной из крупных и сложных, а главное — успешных операций, проведенных в 1941 г. Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ).
Были выделены 100 саперов 42-го отдельного саперного батальона и 50 подрывников из состава своих частей. Эти группы были созданы для минирования дорог и объектов, которые нельзя было взорвать или минировать до отхода частей прикрытия.
Днем 30 ноября на турбоэлектроход грузились части из состава вторых эшелонов и некоторые подразделения береговой артиллерии. Погрузка на транспорты личного состава продолжалась и в течение следующего дня, одновременно в трюмы грузили продовольствие и боезапас. Тральщики Т-205, Т-218 и «Ударник» 30 ноября и 1 декабря перевозили из гавани на «И. Сталин» мешки с мукой.
На транспорт № 538 погрузили 8 танков Т-26, две бронемашины, 8 45-мм орудий, 8 76-мм полевых орудий, 4 76-мм зенитки, три зенитных пулемета М-4.
Грузились так, чтобы на Ханко не осталось ни одного человека, и врагу не досталось ничего ценного. Так, на Т-215 погружено три ящика щеток для коллекторов электромоторов подводных лодок, два гребных винта для подводных лодок, на Т-205 «Гафель» погрузили 900 кг олова, 850 кг баббита и даже 765 м серого драпа.
Транспортные возможности кораблей и судов пришлось намного превысить. Погрузка была предельно плотной, никакими нормами, разработанными в мирное время, не измерить. В перегрузке кораблей и судов был свой риск, но иного выхода не оставалось.
Чтобы ничего не досталось врагу, корабли пополняли запасы топлива, продовольствия. «Стойкий» принял с нефтеналивной баржи 45 т мазута. «Славный» подошел к острову Руссаре и, встав на якорь, перегрузил с острова оставшийся боезапас береговых батарей. Канлодки «Волга» и «Лайне» погрузили оставшийся в базе уголь.
Почти все катера ОХРа, буксир ПХ-3, малые и несамоходные плавсредства базы были затоплены, а их команды перешли на борт «Лайне». Только катера ОР-9 и ОР-10 вышли с Ханко с отрядом П. В. Шевцова. Был подорван поврежденный авиацией 25 сентября и находившийся на отмели транспорт «Хильде».
1 декабря началось уничтожение самых мощных батарей базы — железнодорожных № 9 и № 17. Стволы забили металлическими предметами, стравили давление в компрессорах и накатниках. После этого производился выстрел. Ствол пушки разрывался, противооткатные приспособления ломались. Четырехосные тележки транспортеров были сброшены в воду. Но уничтожить железнодорожные батареи оказалось не так просто. Лафеты и транспортеры при взрывах мало пострадали.
Финны, захватившие орудия, сумели ввести их в строй. Они заменили сломанные детали компрессоров и накатников, подняли из воды и отремонтировали тележки. У финнов имелись и запасные орудийные 305-мм стволы, и станки русского производства. В 1920 г. русская эскадра под Андреевским флагом прибыла в свой последний порт — Бизерту. Флагманом эскадры был линейный корабль «Генерал Алексеев» (бывший «Воля», бывший «Император Александр III»). В сентябре 1924 г. русская эскадра была расформирована, корабли перешли в ведение командира французской бизертской ВМБ. В 1936 г. линкор начали разделывать на металл. Орудия главного и противоминного калибров были сняты, законсервированы и сданы на хранение в арсенал. После начала войны между СССР и Финляндией правительство Франции передало Финляндии все 12 305-мм орудий, снятых с русского линкора.
Восстановленная батарея успела пострелять по советским войскам на Карельском перешейке. После выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. батарея была возвращена Советскому Союзу. Она получила новый номер — 294 и продолжала свою службу. В 2001 г. один из транспортеров батареи был установлен в Москве на Поклонной горе.
Финны восстановили и 180-мм транспортеры, но плохо, и они не участвовали в боевых действиях. В конце 1944 г. они также были возвращены.
В ночь с 1 на 2 декабря началась эвакуация 5-го оборонительного района. Он располагался на островах Хорсен, Старкерн, Гуннхольм, Эльмхольм и еще трех маленьких островках. Отряд моряков, составлявший гарнизон 5-го района, насчитывал около 450 человек. К 5 часам утра 2 декабря около 420 человек было отправлено на Ханко. На всех семи островах оставалось лишь 30 краснофлотцев и сержантов, хорошо вооруженных и неоднократно проверенных в боях.
В ту же ночь был полностью ликвидирован 30-й артиллерийский дивизион. Его орудия разрезали автогеном и сбрасывали в море. Личный состав дивизиона сосредоточился на полуострове.
В ночь на 2 декабря с большинства островов отошли части сектора береговой обороны, лишь на островах Деден, Меден, Хесте-Бюссе, Руссаре оставались небольшие группы прикрытия. Днем 2 декабря скрытно и быстро начали отходить части с переднего края обороны полуострова, оставляя прикрытие из автоматчиков, усиленных артиллерией, танками и танкетками. Артиллерия и противовоздушная оборона до 16 часов находилась в боевой готовности, но с сокращенными расчетами. Оставшиеся подрывали материальную часть и направлялись к пунктам погрузки.
Во второй половине дня 2 декабря была уничтожена материальная часть оставшейся артиллерии. Сначала все батареи — береговые 29-го дивизиона, 10-я железнодорожная, полевые и зенитные — открыли огонь по заранее намеченным целям. Стоял сплошной грохот. Расстреляв боезапас, артиллеристы взрывали установки. К 16 часам батареи были ликвидированы: все взорвано или утоплено. Наступила тишина. Финны также не стреляли. Начался отход прикрытия, завершалось минирование дорог, дотов, дзотов и зданий. В части дзотов были оставлены пулеметы, которые могли, без обслуживания бойцами, вести огонь короткими очередями в течение получаса. Для этого их зарядили несколькими скрепленными лентами и соединили с простейшими устройствами, сооруженными из патефонов и автомобильных аккумуляторов.
К этому часу командование, политотдел, штабы и тылы покинули свои КП и прибыли на остров Густавстверн, где был организован последний командный пункт. Группы прикрытия начали отходить с переднего края в 16 часов 2 декабря. К 18 часам в порт прибыли последние танки и автомашины с группами прикрытия. В порт на катерах прибыли оставшиеся моряки 5-го района, снятые с островов. Люди поднялись на корабли, а технику сбросили в воду.
Последними отходили саперы и подрывники, минировавшие дорогу и устанавливавшие «сюрпризы». Отдельные части противника, видимо, обнаружив отход наших гарнизонов, начали занимать острова и вести пулеметный обстрел отходящих войск.
Противник в течение суток 2 декабря периодически вел обстрел рейда и гавани Ханко, был подбит один «малый охотник». Эсминцы вынуждены были менять места стоянок.
В то время как шла погрузка, Т-205 «Гафель» получил приказ снять оставшиеся войска с Осмуссара. В 17.55 1 декабря он вышел из Ханко и 21.18 стал на якорь к северо-западу от Осмуссара. Два катера КМ переправили с острова на тральщик 350 человек. В 1.35 2 декабря Т-205 снялся с якоря и в 4.58 вернулся на рейд Ханко. На острове осталась подрывная партия — 17 человек.
Т-218 в очередной раз вошел в гавань, на него поднялись 480 бойцов и командиров. Тральщик подошел к «И. Сталину» чтобы высадить на него людей, но турбоэлектроход был уже перегружен и больше не мог принять. На «И. Сталина» была погружена половина всех защитников Ханко, оставшихся к концу обороны. Т-218 стал на якорь, к нему подошел «Шпиль» (Т-207) и взял 120 человек. «Славный» принял 659 человек, «Стойкий» — около 500. Т-217 принял 215 человек.
На Ханко в день оставления базы находилась авиационная эскадрилья в составе 8 самолетов-истребителей И-16. Ее задача — прикрыть стоянку кораблей и в 14.30 2 декабря вылететь на восток с расчетом прибытия на аэродром Бычье поле в Кронштадте засветло.
Над Кронштадтом стоял туман, задержавший вылет, но обстановка не позволяла далее откладывать перебазирования, и в 15.00 самолеты, оборудованные дополнительными баками для горючего, взлетели. Самолеты шли на бреющем. Над морем стояла низкая облачность, ориентироваться было очень трудно. Для обеспечения посадки вокруг острова Котлин были расставлены прожекторы, с направленными вертикально вверх лучами. На посадку заходили, когда горючее было уже на исходе. Из восьми самолетов шесть приземлились благополучно. Летчик Старухин, у которого закончилось горючее, врезался в лед, самолет и летчик погибли. Г. Цоколаев потеряв ориентировку, сел без горючего на Ораниенбаумском плацдарме в расположении наших частей.
Корабли тихоходного отряда завершали подготовку к выходу. На тральщике «Ударник» отремонтировали главные механизмы. Корабль принял 180 бойцов. Канонерская лодка «Волга» приняла 585 красноармейцев и командиров, 35 пулеметов М-1, 200 тыс. патронов и 1 тыс. мин и в 15.00 вышла на рейд, приготовилась к обратному переходу. Остальные корабли отряда также приняли войска и вышли на рейд, приготовившись к обратному переходу. Транспорт «Майя» завершил погрузку.
Первым в путь в 17.55 2 декабря отправился отряд тихоходов капитан-лейтенанта П. В. Шевцова, который перенес флаг с «Вирсайтиса» на БТЩ-210 «Гак». Состав отряда: транспорт 538 «Майя», Т-210, канонерские лодки «Волга» и «Лайне», СКР «Вирсайтис», ТЩ «Ударник», МО-405 и МО-406 и два катера КМ. Одновременно вышли четыре буксира военного порта Ханко (ПХ-1, ПХ-2, ПХ-4 и И-17) и буксир ОВРа ОР-1. По первоначальному плану отряд Шевцова должен был выйти на сутки раньше отряда Дрозда, осуществляя предварительное траление, но вышел только на 3,5 часа раньше. В 18.30 отряд прошел исходную точку и взял курс на Гогланд.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Оборона полуострова Ханко"
Книги похожие на "Оборона полуострова Ханко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко"
Отзывы читателей о книге "Оборона полуострова Ханко", комментарии и мнения людей о произведении.