» » » » Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко


Авторские права

Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко
Рейтинг:
Название:
Оборона полуострова Ханко
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-4834-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оборона полуострова Ханко"

Описание и краткое содержание "Оборона полуострова Ханко" читать бесплатно онлайн.



В суровую осень первого года Великой Отечественной войны, когда армиям фашистской Германии удалось прорваться к Ленинграду, когда бои шли на подступах к Москве, в глубоком тылу противника, на далеких рубежах Балтики 164 дня стойко и самоотверженно отбивал все атаки врага гарнизон небольшой советской военно-морской базы Ханко. Моряки, пехотинцы и летчики Красного Гангута (так назывался раньше полуостров Ханко) не отдали врагу ни одной пяди своей территории, более того, дерзкими десантами выбили фашистов с нескольких островов, имевших большое тактическое значение.

Операция по эвакуации гарнизона Ханко, проведенная с 22 октября по 3 декабря, стала одной из крупных и сложных, а главное — успешных операций, проведенных в 1941 г. Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ).






Третьим взрывом корпус в районе 112–116 шп разорвало на две части. Носовая с тремя котельными отделениями затонула сразу, носовой торпедный аппарат сбросило за борт. На плаву осталась кормовая часть по носовую машину включительно. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться.

Т-205 «Гафель» около 0.20 5 ноября ошвартовался к корме «Сметливого» и начал снимать людей; три катера МО-210, 307, 407 подбирали людей из воды. В течение 25 минут на БТЩ были пересажены все уцелевшие люди, и «Гафель» в 0.50 отошел.

После снятия людей на эсминце были осмотрены все помещения, людей нигде не оставалось. Предварительно были сняты и выброшены за борт стреляющие приспособления орудий и открыты кингстоны 5-го и 6-го артиллерийских погребов. К этому моменту кормовая половина корабля начала быстро погружаться в воду. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и ушла под воду. На эсминце погибло около половины его экипажа и 233 пассажира из 560.

В период обстрела батареи Макилуото БТЩ продолжали следовать рекомендованными курсами и отстали от «Сурового». Прошло более часа после окончания обстрела, пока нарушенный походный порядок был восстановлен. Пройдя около 30 миль под прикрытием лишь одного паравана «Суровый», около 1.30 в 7 милях северо-восточнее о-ва Кери вступил в кильватер Т-206 «Верп». На шедшем впереди Т-207 вообще на было трала, а Т-211 «Рым», пытаясь догнать отряд, потерял оба паравана от взрывов минных защитников и присоединился к отряду только в районе острова Вайндло.

В 01.30 5 ноября на курсе 77,5° (Кери — Вайндло) батареи на м. Юминда открыли огонь с дистанции 100–110 кб по «Суровому» фугасными снарядами и шрапнелью. Залпы ложились на перелетах, попаданий не было. В 02.40 батарея прекратила огонь, сделав около 25 залпов. Путь между островами Кери — Вайндло корабли прошли курсом параллельно оси фарватера, но в 10 кб южнее ее. Этот путь был чист от мин.

В 7.15 5 ноября отряд в составе эсминца «Суровый», трех БТЩ (Т-207, Т-206, Т-211) и катера МО-309 прибыл на Гогланд.

На борту «Гафеля», принявшего в Ханко 249 пассажиров, оказалось теперь еще около 350 человек (80 из экипажа Сметливого, 270 из гарнизона Ханко) — всего около 620 человек при норме — 160. Корабль осел, его остойчивость существенно снизилась. Юго-западный ветер усилился до 4 баллов, до Гогланда оставалось пройти 100 миль, не имея при этом уверенности в надежности показаний магнитного компаса. Идти дальше с таким количеством людей в штормовом море было опасно, и командир и комиссар тральщика решили вернуться с катерами МО в Ханко, до которого надо было пройти 50 миль.

Из-за нестыковки радиосвязи (у Ханко был четырехзначный шифр, у кораблей ОВРа главной базы — трехзначный) корабли, подойдя к Ханко в 3.48, четыре часа простояли на якоре, поскольку не знали точно своего места. Только в 7.57 подошла канонерская лодка «Лайне», после того как «Гафель» был обнаружен постами СНИС ВМБ Ханко.

Рано утром 5 ноября начальник штаба ВМБ Ханко доложил С. И. Кабанову, что получено извещение от командира отряда капитана 2-го ранга В. П. Нарыкова о возвращении на Ханко одного тральщика и трех катеров, и их ждали. В тумане появились силуэты, корабли были настолько перегружены, что стало трудно их распознать. Торчали только мачты и труба БТЩ, все остальное покрыто людьми. Корабли вошли в гавань, ошвартовались, началась разгрузка. Люди сходили на берег мокрые и измученные. Вернулись 570 гангутцев и 80 человек команды «Сметливого». На Ханко Т-205 задержался до 22 ноября.

Днем 5 ноября над Ханко появились четыре самолета противника. Хотя рейд был пустынным, в воздухе находился советский истребитель. Начался воздушный бой. Поднялась еще тройка истребителей. В результате капитан В. Ф. Голубев и старший лейтенант Г. Д. Цоколаев сбили по «спитфайеру». Это были 53-й и 54-й по счету самолеты, сбитые ханковскими летчиками.

5 ноября в 18.00 отряд (эсминец и три БТЩ) с присоединившимися к нему на Гогланде торпедными катерами № 14, 54, 124, 134 вышел в Кронштадт, куда прибыл в 5.00 6 ноября. Не задерживаясь в Кронштадте, корабли пошли далее, и в 5.24 легли на створ ленинградских маяков. В это время по впереди идущим тральщикам был открыт огонь с южного берега. Эсминец «Суровый» повернул на обратный курс и стал на якорь на Большом рейде. Т-207, Т-206, Т-211 прошли в Ленинград. В 7.00 6 ноября тральщики ошвартовались у военной набережной и высадили доставленные войска.

«Суровый» перешел в Ленинград в ночь с 6 на 7 ноября, подвергнувшись, на переходе Морским каналом, безрезультатному обстрелу с южного берега. Отряд доставил 1263 бойца с личным оружием и боезапасом, почти в три раза меньше, чем первый отряд.

После возвращения на Ханко части бойцов, отправленных со вторым отрядом кораблей, общий счет вывезенных составил почти 6 тысяч — немного.

Прерванный поход отряда М. З. Москаленко

Наступали холода — нужно было торопиться с эвакуацией гангутцев. В Кронштадте формируется третий отряд в составе лидера «Ленинград», минного заградителя «Урал», санитарного транспорта «Андрей Жданов», эсминца «Стойкий», пяти БТЩ (Т-204, Т-207, Т-211, Т-215, Т-218) и четырех «малых охотников» (в том числе МО-306, 402, 409) под командованием контр-адмирала М. З. Москаленко — командира линейного корабля «Октябрьская Революция» и полкового комиссара В. В. Смирнова.

Несколько странный выбор командира отряда М. З. Москаленко. До марта 1941 г. он служил на Черноморском флоте и вряд ли успел узнать особенности балтийского театра. Командуя линкором, с начала войны совершил всего одно плавание из Таллина в Кронштадт в сопровождении всей эскадры. В дальнейшем корабль с помощью буксиров перемещался из кронштадской гавани на рейд и обратно, а затем перешел в Ленинград. М. З. Москаленко не имел опыта командования отрядами разнотипных кораблей в боевой обстановке.

Лидер эсминцев «Ленинград», построенный в 1936 г., был первенцем крупного советского кораблестроения. Он был крупнее эсминцев и лучше вооружен. «Ленинград», развивающий скорость до 40 узлов, был самым быстроходным кораблем Балтийского флота. Поврежденный 12 октября попаданием немецкого 203-мм снаряда, он стоял в ремонте у стенки завода «Судомех» (№ 196).

2 ноября лидер «Ленинград» закончил ремонт. В полночь он отошел от стенки завода, буксиры привели его в Гутуевский ковш. В 7.20 лидер открыл огонь по живой силе противника в районе деревни Мал. Виттолово на дистанции 120 кб. В тот же день в 19.20 лидер вышел из Ленинграда в Кронштадт, вслед за кораблями второго отряда, направлявшимися на Ханко. 21.20 лидер стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде. На следующий день второй отряд ушел в море, а «Ленинград» остался в Кронштадте.

«Урал» и «А. Жданов» имели схожие тактико-технические характеристики. В 1926–1929 гг. на Северной верфи Ленинграда были построены шесть однотипных грузопассажирских рефрижераторных теплоходов, в том числе «Феликс Дзержинский» и «Андрей Жданов». «Феликс Дзержинский» в 1939 г. был передан в состав военно-морского флота, переоборудован в минный заградитель и переименован в «Урал». «Андрей Жданов» после начала войны был мобилизован и переоборудован в санитарный транспорт для перевозки 700 раненых. Недостатками «Урала» и «А. Жданова» были малая скорость (12,5 узла) и наличие всего одного гребного винта, что затрудняло маневрирование. Кроме того, на них отсутствовали параваны-охранители.

«Урал» до 5 ноября стоял на Неве у набережной Жореса. В этот день в 17.00 была получена телефонограмма от командующего КБФ с приказом: «Пройти мосты, стать на якорь ниже моста Лейтенанта Шмидта и ждать указаний. С вами пойдет теплоход „Жданов“». В 17.37 на корабль прибыл командир минзага капитан 1-го ранга И. Г. Карпов, буквально сбежавший из госпиталя, и вступил в командование. 6 ноября в 6.05 корабль снялся с якоря и швартовов и с помощью четырех буксиров двинулся вниз по Неве. Пройдя три моста, в 12.05 он встал на якорь у завода «Судомех». На «Урале» был значительно сокращенный экипаж (часть команды в конце октября направили в пехотные части на Невскую Дубровку).

7 ноября Сталин и Шапошников подписали директиву Ставки ВГК Военному Совету Ленинградского фронта (копия наркому ВМФ) о выводе войск с Ханко. Она была краткой: «Требуем от вас вывоза всех войск сухопутных и морских и материальной части с Ханко, пока Финский залив еще не замерз». В тот же день корабли отряда получили приказ командующего КБФ на участие в перевозке войск с Ханко.

В 16.50 7 ноября к борту «Урала» был подведен плавкран и рабочие приступили к срезанию стенег. Спустя два часа работы были закончены, срезано по 11 м на каждой мачте. Стеньги были срезаны и у «А. Жданова», одновременно на корабли установили УКВ-радиостанции. В 21.02 «Урал» снялся со швартовов и якоря, развернулся с помощью двух буксиров и в 21.54 пошел вниз по Неве. По Морскому каналу «Урал» шел вместе с транспортом «А. Жданов», преодолевая молодой лед. 8 ноября в 1.30 минзаг и транспорт стали на якорь на кронштадтском рейде.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оборона полуострова Ханко"

Книги похожие на "Оборона полуострова Ханко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Чернышев

Александр Чернышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко"

Отзывы читателей о книге "Оборона полуострова Ханко", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.