Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Описание и краткое содержание "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать бесплатно онлайн.
В книге доктора экономических наук Я. Е. Чадаева показывается подготовка советской экономики к трудным испытаниям второй мировой войны, перестройка народного хозяйства страны на военный лад, создание слаженного и быстро растущего военного хозяйства, опираясь на которое СССР одержал экономическую, военную и политическую победу.
Рассчитана на преподавателей, лекторов, научных работников и широкого читателя.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
Хотя в годы Отечественной войны нефтяная промышленность в целом еще не достигла довоенного объема буровых работ, широкое распространение, особенно на востоке страны, получил новый вид бурения — турбинный. Этот способ стал применяться в Баку, Грозном, Дагестане, Краснокамске, Башкирии и Куйбышевской области. Турбинный способ доказал свое значительное преимущество перед роторным, вращательным способом бурения, так как обеспечивал непрерывный рост скорости бурения. В области техники самого бурения новым достижением явилось внедрение направленного бурения турбобуром, освоенное впервые на нефтепромыслах Пермской области в 1943 г.
За последние три года войны значительно повысилась роль восточных районов в обеспечении народного хозяйства и армии горючим. Удельный вес восточных районов в общесоюзной добыче нефти в 1943 г. составил 23,8%, в 1944 г. — 25,5, в 1945 г. — 28,3%.
Хотя в 1944 г. наметился некоторый перелом в работе нефтяной промышленности в целом и она несколько увеличила добычу нефти по сравнению с 1943 г., но все главные отрасли тяжелой индустрии СССР на завершающем этапе войны развивались более ускоренными темпами, чем нефтяная промышленность. Вследствие огромных трудностей военного времени добыча нефти росла медленно. К 1944 г. в стране было добыто 18,2 млн. т нефти, в 1945 г. — 19,4 млн. т против 17,9 млн. т в 1943 г. Даже в 1945 г. нефтяная промышленность достигла только 62% довоенного уровня.
В годы войны добыча нефти по укрупненным районам характеризуется следующими данными (млн. т)50:
1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. Всего по СССР 31,1 33,0 22,0 17,9 18,2 19,4 в % к 1940 г. 100 106,0 70,6 57,7 58,6 62,4 Прифронтовые районы (УССР, Северный Кавказ, АзССР) 27,2 28,7 17,8 13,5 13,4 13,7 в % к 1940 г. 100 105,3 65,3 49,7 49,3 50,2 Районы, удаленные от фронта 3,9 4,3 4,2 4,4 4,8 5,7 в % к 1940 г. 100 110,3 107,0 113,4 123,2 146,5К числу центральных проблем военной экономики относилась и проблема обеспечения горючим и маслами самолетов, танков, самоходных пушек, автомашин, тракторов, кораблей, подводных лодок. Поэтому партия и правительство постоянно уделяли внимание работе нефтеперерабатывающей промышленности. За годы войны в этой отрасли был осуществлен ряд важных мероприятий.
Прежде всего коренной перестройке подвергся процесс переработки нефти. В связи с огромным ростом выпуска моторов, потребовавшим большого количества высокооктанового топлива, нефтеперерабатывающая промышленность перешла на производство так называемых базовых бензинов, стала разрабатывать и осуществлять наряду с другими методами очистку бензинов от серы. Проводилась также большая работа по сортировке нефти и внедрению синтетических методов выработки высокооктановых бензинов. Эти меры позволили уже в первый период войны полностью удовлетворить возросшие потребности авиации в нужных ей бензинах.
Первостепенным делом было обеспечение потребностей авиации и моторизованных наземных войск в маслах. Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечила дополнительную выработку авиационных масел из парафинистых нефтей Эмбенского района, а также значительно расширила производство масел за счет сортировки масляных нефтей и применения разработанной в военное время рецептуры по очистке смеси нефтей различных месторождений. Внедрение более совершенных технологических схем на действовавших предприятиях и пуск в эксплуатацию новых нефтеперегонных установок в восточных районах обеспечили увеличение отбора светлых продуктов из нефтей.
На протяжении всей войны производство авиационного бензина было выше довоенных размеров, а производство автомобильного бензина сократилось. По сравнению с довоенным периодом снизилось также производство всех остальных видов жидкого топлива: керосина, дизельного топлива, моторного топлива и топливного мазута.
Во время Отечественной войны высокими темпами развивалась газовая промышленность. До войны главной базой добычи природных газов была Азербайджанская ССР, доля которой в общесоюзной добыче составляла 78%. В 1940 г. проводились работы по развитию использования природных газов на Кавказе, увеличению их добычи в районах Волги, Урала, Средней Азии. В Поволжье промышленное использование газовых месторождений началось с вводом в эксплуатацию Елшанского месторождения в районе Саратова и с пуском газопровода Елшанск — Саратов.
В военные годы был построен газопровод Бугуруслан — Куйбышев и строился газопровод Саратов — Москва.
Хотя в целом по СССР добыча природных газов за годы войны несколько уменьшилась (главным образом вследствие сокращения в 2,6 раза добычи в Азербайджанской ССР), на Урале она возросла к концу войны в 8,8 раза. До войны в Поволжье газ не добывался, а в 1945 г. его доля составила 22% общей добычи газа в стране.
Природные газы сыграли большую роль в снабжении топливом саратовских и куйбышевских предприятий. Не только промышленность, но и значительная часть коммунального хозяйства, особенно г. Саратова, снабжалась во время войны природным газом, что дало большой экономический эффект. В 1944 г. в Куйбышевской и Челябинской областях благодаря развитию добычи природных газов в Бугурусланском районе газ стали получать более 140 промышленных предприятий, что позволило заменить сотни тысяч тонн дальнепривозного карагандинского угля.
За годы войны произошли качественные изменения в топливном балансе страны. Это видно из следующей динамики и структуры добычи топлива в 1940—1945 гг.51:
1940 г. 1945 г. 1945 г. в % к 1940 г. Структура снижения добычи условного топлива Добыча В % к итогу Добыча В % к итогу Уголь, млн. т 165,9 59,1 149,3 62,2 90,0 48,35 Нефть (включая газовый концентрат), млн. т 31,1 18,7 19,4 15,0 62,4 31,85 Природный газ (включая газ попутной добычи), млрд. куб. м 3,2 1,9 3,3 2,3 103,1 0,35 Торф, млн. т 33,2 5,7 22,4 4,9 67,5 8,3 Сланцы, млн. т 1,7 0,3 1,4 0,2 82,4 0,35 Дрова, млн. плотных куб. м 128,2 14,3 106,8 15,2 83,3 10,8 Всего топлива, млн. тут 237,7 100 185 100 77,8 100Если в структуре предвоенного топливного баланса уголь и нефть составляли 77,8%, а дрова, торф и сланцы — 20,3%, то в первые годы войны это соотношение ухудшилось.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Книги похожие на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.