Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Описание и краткое содержание "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать бесплатно онлайн.
В книге доктора экономических наук Я. Е. Чадаева показывается подготовка советской экономики к трудным испытаниям второй мировой войны, перестройка народного хозяйства страны на военный лад, создание слаженного и быстро растущего военного хозяйства, опираясь на которое СССР одержал экономическую, военную и политическую победу.
Рассчитана на преподавателей, лекторов, научных работников и широкого читателя.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
Объем работы судостроительной промышленности в начальный период Великой Отечественной войны существенно снизился вследствие приостановки строительства крупных и средних кораблей и прекращения закладки новых кораблей этого класса. Производственные мощности судостроительной промышленности частично использовались для достройки кораблей, имевших большие заделы, а главным образом для постройки подводных лодок, эсминцев, торпедных катеров, тральщиков, охотников за подводными лодками.
Военно-Морской Флот СССР в 1942 г. получил от судостроительной промышленности легкий крейсер, значительное количество боевых катеров-тральщиков, подводных лодок и т.п.
В трудных условиях блокады большие ремонтные работы вели ленинградские судостроители. В 1942 г. они отремонтировали 227 боевых кораблей, 360 катеров, 163 орудия и другие виды боевой техники и вооружения. Значительное количество кораблей ремонтировалось силами самого флота. Ленинградские судостроители в короткий срок построили для Ладожской военной флотилии 100 тендеров, несколько паромов и разборных металлических барж. Все это оказало существенную помощь в перевозках железнодорожных вагонов и платформ через Ладожское озеро.
Советский Военно-Морской Флот был обеспечен многочисленными судами и катерами для борьбы с немецко-фашистским флотом.
Коренные изменения произошли в гражданской судостроительной промышленности. Как и многие другие отрасли, судостроение полностью переключилось на обслуживание нужд войны. Речные заводы перешли на серийный выпуск морских и речных боевых кораблей и катеров. В ходе перестройки на некоторых речных заводах были внедрены судостроительные конвейеры. Выпуск продукции судостроения за время войны увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 1940 г., а на отдельных предприятиях — даже в 4—5 раз. Многие новые боевые корабли принимали активное участие в обороне Сталинграда, в освобождении Новороссийска, Керчи, Феодосии, в военных операциях на Дунае и в других бассейнах. Труженики судостроения создали большое количество переправочных средств, широко применявшихся при форсировании водных преград.
Черная и цветная металлургия
Отечественная война выдвинула перед черной металлургией в качестве важнейшей военно-хозяйственной задачи дальнейший рост выплавки металла, необходимого во всевозрастающем количестве для производства военной техники. Однако увеличить мощности металлургической промышленности было гораздо труднее, чем военной.
Если значительного расширения мощностей военной промышленности можно было достичь за счет переключения гражданских предприятий на военное производство и перевода предприятий на круглосуточную работу, то у металлургии таких возможностей не было, так как на производство металла нельзя было мобилизовать какие-либо предприятия других отраслей, а сами металлургические заводы в соответствии с их технологией непрерывного производства и в мирное время работали круглосуточно.
Существенной трудностью для металлургической промышленности был переход на выпуск специальных сортов металла для военной продукции, таких, как специальные стали, броневой лист, снарядная заготовка и др. Выпуск их требовал больше времени, чем выпуск обычного, так называемого торгового металла.
Производство металла требовало наличия взаимосвязанной и слаженной системы различных производств, огромного количества железной руды, коксующихся углей, известняка, марганца и, следовательно, создания необходимых мощностей в смежных отраслях, которые снабжали металлургические предприятия сырьем и вспомогательными материалами и развитие которых в свою очередь зависело от проведения целого комплекса работ по разведке месторождений, наращиванию мощностей в добывающих отраслях и т.д.
В первый период Отечественной войны эти трудности усугублялись потерей южной металлургической базы, дававшей до войны примерно 2/3 всей выплавки чугуна и более половины производства стали, а также резким сокращением производства металла в центральных районах в связи с приближением к ним боевых действий. Потребовалось перенести центр тяжести производства металлургической продукции в восточные районы, что повлекло за собой резкое сокращение производства металла. Между тем потребности в металле значительно увеличились, и в первую очередь военной промышленности. Коренным образом изменилась и номенклатура металла. Особенно резко возросла потребность в качественном металле, а он выпускался тогда в крайне ограниченных размерах. Поскольку качественный металл был необходим для производства самолетов и танков, предстояло в кратчайший срок значительно расширить его производство.
Проблема обеспечения металлом военной промышленности сильно обострилась в период падения производства всех видов промышленной продукции. Во втором полугодии 1941 и первом квартале 1942 г. уровень производства черных металлов был самым низким. Снижение уровня производства черных металлов в это время было вызвано главным образом сокращением производственных мощностей черной металлургии в связи с перебазированием предприятий на восток, серьезной перестройкой сортамента металла применительно к нуждам войны, а также неудовлетворительным материальным обеспечением, особенно топливом, из-за снижения объема железнодорожных перевозок сырья для металлургических предприятий. Кроме того, предприятия черной металлургии крайне нуждались в марганце. Без ферромарганца, который является основным раскислителем, невозможно производство стали. Между тем Никопольский марганцевый рудник был временно оккупирован фашистами, а доставки марганцевой руды с рудников треста «Чиатурмарганец» в Грузии были затруднены военными действиями.
ЦК ВКП(б), ГКО и СНК СССР приняли ряд чрезвычайных мер по оказанию помощи предприятиям черной металлургии. ГКО утвердил специальный план строительства и наращивания мощностей черной металлургии. Осуществлялись мероприятия, направленные на улучшение материально-технического снабжения предприятий и строек черной металлургии и создание необходимых запасов топлива и сырья для металлургической промышленности. Изыскивались внутренние резервы и потенциальные возможности для увеличения выпуска металла. Главное внимание сосредоточивалось на увеличении производства металлургической продукции в восточных районах путем эффективного использования созданной здесь до войны второй металлургической базы и ввода новых производственных мощностей за счет использования эвакуированного оборудования и интенсивного строительства новых предприятий.
В результате принятых мер предприятия черной металлургии прошли критическую стадию: с марта 1942 г. сокращение выпуска металла было приостановлено. Во втором полугодии 1942 г. по сравнению с первым выплавка чугуна увеличилась на 9%, стали — на 4, производство проката — на 7%. Если в январе 1942 г. из 10 металлургических заводов Урала и Сибири государственный план выполнил лишь один завод, то в мае и июне — уже 9 заводов. С августа 1942 г. металлургические заводы восточных районов обеспечили дальнейшее увеличение выплавки металла.
Однако черная металлургия в целом не выполнила годового задания, хотя и дала прирост продукции. В 1942 г. выпуск стали составил лишь 8 млн. т. Между тем гитлеровская Германия в тот год получила 32 млн. т стали.
Острую нехватку металла испытывали предприятия всех наркоматов. Они были вынуждены заменить дефицитные виды проката менее дефицитными. Например, вместо стальных отливок и поковок стали применяться детали из ковкого чугуна. Чугуном заменялась даже бронза, разумеется в допустимых пределах.
Но и в дальнейшем металлургическая промышленность продолжала испытывать трудности вследствие крайне недостаточного снабжения топливом, электроэнергией и обеспечения трудовыми ресурсами. Порой дело доходило до остановки предприятий. Например, в конце 1942 и начале 1943 г. из-за отсутствия топлива, электроэнергии, перебоев в снабжении железной и марганцевой рудами остановился ряд доменных, мартеновских печей и прокатных станов на заводах восточных районов. На таком крупнейшем металлургическом комбинате, как Магнитогорский, доменные и коксовые печи были переведены на тихий ход, из 19 мартеновских печей работало только 11, из 10 прокатных станов — 4. На Челябинском ферросплавном заводе из 17 печей действовало только 5. Доменные печи Новотагильского комбината, Ашинского и Саткинского металлургических заводов работали тихим ходом. Мартеновские печи и прокатные станы стояли и на ряде других заводов34.
Многие металлургические предприятия к концу 1942 г. имели огромную задолженность потребителям металла. Например, Магнитогорский металлургический комбинат недодал стране в 1942 г. 120 тыс. т стали. Комбинат не справился и с планом первого квартала 1943 г. Кузнецкий металлургический комбинат также недодавал потребителям выделенный им по плану металл. Главная причина отставаний состояла в срыве доставки предприятиям черной металлургии руды, дров, лесных материалов из-за неудовлетворительной работы транспорта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Книги похожие на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.