Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Описание и краткое содержание "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать бесплатно онлайн.
В книге доктора экономических наук Я. Е. Чадаева показывается подготовка советской экономики к трудным испытаниям второй мировой войны, перестройка народного хозяйства страны на военный лад, создание слаженного и быстро растущего военного хозяйства, опираясь на которое СССР одержал экономическую, военную и политическую победу.
Рассчитана на преподавателей, лекторов, научных работников и широкого читателя.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
На первом этапе главной формой подготовки новых кадров рабочих-операционников было индивидуальное или бригадное обучение непосредственно на рабочих местах. Именно широчайшее применение этой формы производственной учебы дало возможность в короткий срок обучить миллионы новых рабочих, влившихся в социалистическую промышленность. Во втором периоде заметную роль стали играть обучение в специальных учебных цехах и другие формы профессионально-технической учебы.
Такая наиболее массовая форма подготовки новых кадров рабочих, как обучение на рабочих местах, потребовала огромного количества «учителей». Эта проблема решалась путем широкого привлечения к обучению молодежи основной массы кадровых, квалифицированных рабочих, обладавших практическим и жизненным опытом. Именно они оказали неоценимую помощь в массовой подготовке молодежи. Кадровые рабочие, занимавшиеся обучением, как правило, получали определенное вознаграждение, размеры которого устанавливались в зависимости от сроков и качества обучения.
В порядке индивидуального ученичества под руководством опытных мастеров своего дела молодые рабочие в течение нескольких месяцев осваивали сложные производственные операции, причем обучение сочеталось с выполнением производственных заданий. После того как ученики овладевали специальностью, они проходили испытания, по результатам которых квалификационная комиссия присваивала им разряды.
Наряду с индивидуальным ученичеством повсеместно получил распространение бригадный способ обучения. Особенно большое положительное значение имело создание комсомольско-молодежных бригад, которые обычно составлялись из двух-трех квалифицированных рабочих и нескольких новичков. В бригадах новички не только получали квалификацию, но и, как все члены бригады, овладевали одной-двумя дополнительными специальностями, что позволяло бригадам выполнять и перевыполнять производственную программу с меньшим числом рабочих.
Важнейшей формой повышения квалификации были целевые краткосрочные курсы для практического изучения какой-нибудь одной конкретной темы. Программа целевых курсов была рассчитана на несколько занятий, обычно в пределах 10—15 часов.
Темпы обучения новых кадров и повышения квалификации в годы войны значительно превысили довоенный уровень. Если в 1940 г. было обучено 1 950 тыс. рабочих и служащих, то в 1941—1945 гг. ежегодно обучалось новым профессиям в среднем 2 672 тыс. человек, т.е. на 37% больше. В 1940 г. повысили квалификацию 1 655 тыс. рабочих и служащих, а за военный период ежегодно — в среднем 2 556 тыс. человек, или на 55% больше. Благодаря широкому развитию индивидуально-бригадного ученичества, организации курсов и стахановских школ в 1941 г. овладели специальностью и повысили уровень профессионального мастерства 2 765 тыс. рабочих, в 1942 г. — 3 772 тыс., в 1943 г. — 5 134 тыс. рабочих. В 1941—1945 гг. без отрыва от производства было обучено 11,3 млн. человек, более 9 млн. человек повысили квалификацию10.
Эффективной мерой обеспечения потребности народного хозяйства в квалифицированных рабочих кадрах была подготовка новых кадров через школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, организованные перед войной по указанию партии. Правда, в первый год войны профтехническое образование было сопряжено с большими трудностями, так как большое количество училищ и школ трудовых резервов находилось на территории временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками районов и потребовалось быстро изыскать и приспособить для учебных занятий помещения в восточных районах страны. В результате усилий заинтересованных наркоматов и ведомств, а также местных партийных и советских органов эти трудности были преодолены и в целом по СССР учебная сеть трудовых резервов в этот труднейший период не только не сократилась, но даже несколько увеличилась.
В годы войны училища и школы Главного управления трудовых резервов планомерно готовили из городской и сельской молодежи новые кадры рабочих для промышленности, строительства и транспорта. Если в начале войны училища и школы системы трудовых резервов были вынуждены практиковать досрочные выпуски учащихся в ущерб их теоретической подготовке, то в последующие годы в результате укрепления материальной базы училищ и школ, а также пополнения их квалифицированными преподавательскими кадрами улучшилось качество подготовки учащихся.
В 1941—1945 гг. через школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища было подготовлено 2 475 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе в ремесленных, железнодорожных и горнопромышленных училищах — 685 тыс. человек, в училищах механизации сельского хозяйства и ремесленных училищах по механизации сельского хозяйства — 1 790 тыс. человек11. В условиях войны система профтехнического образования в значительной мере способствовала решению проблемы воспроизводства квалифицированной рабочей силы.
Таким образом, благодаря принятым партией и правительством мерам было на деле обеспечено расширенное воспроизводство квалифицированных рабочих кадров.
В 1944—1945 гг. были освобождены от мобилизации в Красную Армию все военнообязанные, участвовавшие в восстановлении шахт и добыче угля; рабочие, имевшие квалификацию третьего разряда и выше; инженерно-технические работники и служащие, занятые в производстве и на строительстве тракторных заводов, предприятий тракторного оборудования и на других важных объектах. Кроме того, из армии была демобилизована часть офицерского состава из числа инженерно-технических работников, занятых ранее в угольной, станкостроительной, тракторной промышленности, на железнодорожном транспорте и в ряде других отраслей народного хозяйства.
В 1945 г. численность рабочих в особо важных отраслях сократилась по сравнению с довоенным периодом незначительно, а в некоторых отраслях даже превысила довоенный уровень. Например, в угольной промышленности в 1945 г. было занято 495 тыс. рабочих против 189 тыс. в 1942 г. и 407,8 тыс. в 1940 г. На предприятиях Наркомата черной металлургии численность рабочих составляла в 1940 г. 447,8 тыс., а в 1945 г. — 397,5 тыс.12
В целом в народном хозяйстве СССР численность рабочих и служащих в 1945 г. составила более 87% уровня 1940 г. Абсолютная среднегодовая численность рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве, составила в 1945 г. 27,3 млн. человек против 31,2 млн. человек в 1940 г.13
В СССР военная экономика была обеспечена трудовыми ресурсами благодаря планомерному проведению мероприятий по мобилизации, подготовке и перераспределению трудовых ресурсов между отраслями народного хозяйства, а также восточными и западными экономическими районами с использованием баланса трудовых ресурсов.
В годы войны значительно повысился по сравнению с довоенным уровнем удельный вес рабочих и служащих, занятых в материальном производстве, и сократилась доля рабочих и служащих, занятых в нематериальной сфере, что явилось естественным результатом принятых партией и правительством мер по перераспределению трудовых ресурсов в пользу важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивавших победу над врагом.
Существенные изменения произошли в территориальном размещении рабочих и служащих. По сравнению с довоенным периодом значительно выросла численность рабочих и служащих в районах Урала и Западной Сибири, несколько увеличилось их количество в Узбекской, Казахской и Киргизской ССР. Однако в Украинской и Белорусской ССР, в районах Северо-Запада, на Северном Кавказе и в республиках Прибалтики численность рабочих и служащих снизилась.
Крупнейшей экономической проблемой, которую предстояло решить в годы войны, явилась задача повышения производительности труда. Эта проблема была успешно решена, несмотря на огромные трудности, которые в наибольшей степени сказались в первый период войны. Главные из них заключались в притоке в промышленность новых, необученных рабочих кадров, в сложности перестройки производства на военный лад и освоения новых изделий, в недостатке средств механизации производства, в перебоях в материально-техническом снабжении промышленности и обеспечении ее электроэнергией.
В начальный период войны в связи с перестройкой промышленности на военный лад и приходом на предприятия большого количества неквалифицированных рабочих прирост продукции происходил главным образом за счет массового применения сверхурочных работ и отмены отпусков. Вследствие снижения уровня квалификации рабочих, ухудшения состояния оборудования, перебоев в материально-техническом снабжении предприятий в промышленности в целом, и особенно в добывающей и легкой, во втором полугодии 1941 г. производительность труда снизилась по сравнению с довоенным уровнем.
Производительность труда сдерживалась также тем, что в годы войны промышленность недостаточно обеспечивалась новой техникой, так как предприятия, выпускавшие в мирные годы высокопроизводительное оборудование, были переключены на производство военной продукции. В промышленности, строительстве и на транспорте из-за недостатка средств механизации возрос удельный вес ручного труда, сократилось применение комплексной механизации и автоматизации производства. Поэтому для повышения производительности труда использовались главным образом такие факторы, которые не требовали широкого внедрения новой техники и больших капитальных вложений: улучшение организации труда, совершенствование технологии, внедрение новой, прогрессивной оснастки, приспособлений, инструмента.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Книги похожие на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.