Константин Банников - Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии"
Описание и краткое содержание "Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии" читать бесплатно онлайн.
…Круг этих людей замкнут и постоянен. Они одеты в одинаковую форму, вместо имен им присвоены номера. Перемещение их тел в пространстве, перемена функций и даже поз регламентированы общим распорядком, регулярными построениями и тотальным контролем. Эта человеческая масса изолирована от гражданского общества, но внутри нее ни один из индивидов не имеет возможности уединения. Они вынуждены вместе и по команде работать, есть, спать, справлять «естественные надобности», мыться, читать, одним словом, вместе быть.
Что происходит внутри этой массы человеческого «концентрата»? Как взаимодействуют между собой ее отдельные человеческие «атомы»? В какие структуры они выстраиваются и как в них функционируют? Что движет их самоорганизацией?…
Данная монография Банникова — это первое научное социально-антропологическое исследование, очень важное для понимания феномена армейской дедовщины. Свободный стиль изложения делает монографию доступной широкой аудитории читателей, всем тем, кто интересуется глубинными социокультурными процессами, протекающими в армии и других обществах закрытого типа. Как отмечает И. С. Кон, это «самая известная отечественная работа» на эту тему.
На данной архетипической основе в армии начинается регенерация культурных норм, которая, тем не менее, не может принять совершенный вид потому, что армейские традиции остаются культурным субстратом: составляя среду ресоциализации десоциализированных неофитов, они не являются средой первичной социализации личностей.
Все это говорит о том, что в сознании человека заложены механизмы самосохранения культуры, которые проявляются в архетипах бессознательного, как системный принцип организации познавательной активности. В формировании неуставного права представлена не столько реставрация традиционных правовых систем, сколько кристаллизация новых, однако на основе базовых принципов информационной активности, обеспечивающих саму возможность системообразования.
Среди этих принципов выделю два, которые представляются фундаментальными:
1. Принцип системного порядка. Обуславливает возможность восприятия мира как объема информации.
2. Принцип информационной ассиметрии. Обуславливает концентрацию информационных объемов в поле символа, то есть преобразует информацию о вещи в бесконечной многомерности ее смысловых значений.
Первичная социальная стабилизация осуществляется в алгоритмах элементарной психической стабилизации, которые остаются неизменными.{152} Видимо, в силу своего семиотического постоянства, а также коммуникативного и системообразующего потенциала, элементарные психические процессы сохраняют резерв возможностей для регенерации культурных связей, даже в ситуации распада культурной традиции. И мы видим результаты этого процесса, протекающего параллельно с процессами ресоциализации. Мы видим рождение новых правил, новых традиций, новых обычаев, нового фольклора, изобразительных канонов. И мы видим, как в этих новых формах мировосприятия проявляются черты, хорошо знакомые этнографу по предмету его работы с архаическими и традиционными культурами, — те, которые в обществах цивилизационной культуры представлены в рудиментарных формах и требуют реконструкции.
Доминантные отношения в армии представляют собой лишь один аспект ее глубокого антропологического кризиса, предельно обостряя проблему прав человека, как права на культуру.
Действующие сегодня официальные системы правового контроля в армии подчинены задаче сокрытия реальной картины преступлений против личности. (Вспомним хотя бы институт «служебных расследований».) Поэтому невозможно получить точную статистику убийств и самоубийств в армии на почве статусных отношений, то есть по причинам, связанным с трансформацией сознания в процессе десоциализации личности. Проблема даже не в статистике. Уже из опыта наших собственных наблюдений и материалов независимых экспертов и очевидцев можно сказать, что именно эти причины лежат в основе подавляющего большинства преступлений против личности в армии. Это обстоятельство выводит проблему антропологических метаморфоз в российской армии на уровень проблем глобальной безопасности, поскольку столь глубокие процессы трансформации и архаизации сознания людей уже стали исторической закономерностью, и это в воинских формированиях, вооруженных самым современным оружием.
Post Scriptum:
Гуманитарный кризис армии — это синдром. Это антропологический синдром армии, в которой все ее солдаты хотят на дембель. Аббревиатура ДМБ, покрывающая скалы, заборы, коровники, вагоны, дома на пространстве 1/6 земли — от Чукотки до Балтики, — истинно метафизический знак. Это знак освобождения. Времени от пространства, вещи от смысла, стран от границ, специалиста от специальности, человека от общества. А еще — это знак растерянности большой армии в эпоху виртуализации военно-политических технологий и глобализации информационных потоков, армии, сыгравшей первую роль на сцене прошлого века…и уставшей.
Комментарии
1
Банников, 1999; Bannikov, 2000.
2
Curtis, 1975; Barker, 1993; Violence Culture, 1996; Hatty, 2000; Антропология насилия, 2001.
3
Гольц, 2002: 8.
4
Бродский, 1999: 20–21.
5
Довлатов, 1998.
6
1994: 4–5.
7
1999.
8
Клейн, 1990.
9
Cloward, 1960; Yochelson, Samenow, 1984.
10
Briedis, 1975.
11
Sholnich, 1969.
12
Blau, 1960; Sociology of Deviant Behavior, 1967; Sotherland, Cressey, 1966; Dominance Relations, 1991.
13
Gennep, 1960; Turner, 1957, 1968, 1977.
14
Goffman, 1967, 1971.
15
Арутюнов, 1989.
16
Попов, 1996: 12–13.
17
Кабо, 1990: 111.
18
Бочаров, 1996: 154.
19
Бедановский, Марзеева, 1999.
20
Бедановский, Марзеева, 1999.
21
Turner, 1957, 1977.
22
Полевые материалы автора, далее — ПМА, Новосибирск, 1990 г.
23
Turner, 1977.
24
Померанц, 1995: 469.
25
Фуко, 1999: 242.
26
Тэрнер, 1983: 169.
27
Фромм, 1994: 165.
28
Левинсон, 1999.
29
Turner, 1957.
30
Schultz, Lavenda, 1994: 140.
31
Лекомцева, 1979: 22.
32
Bandura, 1973: 29.
33
Тендрякова, 1992: 35.
34
Лурье, 1994.
35
Ван Геннеп, 1998.
36
Тэрнер, 1983: 169.
37
Bataille, 1965. Цит. по: Жирар, 2000: 266.
38
Кондратьева, 2000.
39
Банников, 2000.
40
Яковлев, 1999.
41
Яковлев, 1999.
42
Асмолов, 1996: 422.
43
Асмолов, 1996: 422.
44
Левинсон, 1999.
45
Ходорыч, 2002: 23–30.
46
Аристотель, 1984: 98.
47
Культура жизнеобеспечения, 1983.
48
Губерман, 1991.
49
Фуко, 1996: 226.
50
Фуко, 1996: 212.
51
Фуко, 1996: 213.
52
Асмолов, 1996: 389.
53
Юнг, 1998: 331.
54
Юнг, 1998: 299.
55
Асмолов, 1996: 380.
56
Лотман, 2000: 258.
57
Лотман, 2000: 241.
58
Леонтьев, 1967: 79.
59
Выготский, 1956: 520.
60
Асмолов, 1996: 389.
61
Лотман, 2000: 141.
62
Левинсон, 1999.
63
Клейн, 1990: 103.
64
Кардинале, 2000: 12.
65
Абрамян, 1983: 74.
66
Абрамян, 1983: 74–75.
67
Абрамян, 1983: 74.
68
Козлова, 1999: 33
69
Терентьев, 2000: 3.
70
Калинина, 1999: 9.
71
Калинина, 1999: 9.
72
Яковлев, 1999b.
73
Приложение I.3.
74
Лотман, 2000: 100.
75
Бутовская, 1999: 61.
76
Юнг, 1998: 299.
77
Юнг, 1998: 399.
78
Тэрнер, 1983.
79
Жирар, 2000: 118–119.
80
Жирар, 2000: 118–119.
81
Жирар, 2000: 101.
82
Жирар, 2000: 133.
83
Журинский, 1971: 98.
84
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии"
Книги похожие на "Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Банников - Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии"
Отзывы читателей о книге "Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии", комментарии и мнения людей о произведении.