Макс Дворжак - История искусства как история духа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История искусства как история духа"
Описание и краткое содержание "История искусства как история духа" читать бесплатно онлайн.
Книга выдающегося австрийского искусствоведа Макса Дворжака (1874-1921) — классическое исследование средневекового европейского искусства, не утратившее своего значения и по сей день. Автор рассматривает средневековую культуру как целостный феномен, уделяя много внимания философским и историко-социологическнм аспектам искусства Средневековья. Среди глав книги: «Живопись катакомб: начала христианского искусства, «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи», «Питер Брейгель старший» и др. Книга впервые издается в полном составе.
В настоящем издании раскрыты все купюры сделанные в публикации 1934 года, исправлены различные неточности перевода (носящие частично сознательно идеологический характер), стилистика старого перевода практически не подверглась изменениям, в известном смысле текст 1934 года стал сам по себе историческим документом; заново переведены две статьи, пропущенные в старом издании. Также мы сознательно отказались от предисловия и комментариев, в частности, фактического характера. Ценность этой книги совсем в другом - в попытке попять причины и ход развития искусства.
А. Лепорк
Список иллюстраций
Камера в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме (по Вильперту).
Три отрока в пещи огненной. Катакомбы Присцилла, Рим (по Вильперту).
Орант. Катакомбы св. Каликста в Риме (по Вильперту).
Смерть Деворы и Рахили. Венский Генезис (fol. XIII, 26).
Призвание апостолов-рыбаков. Мозаика, Равенна, церковь Сан Аполлинаре Нуово.
Богоматерь. Амьен, собор.
Иоанн из Распятия. Леттнер собора в Наумбурге..
Свв. Дитрих и Ремигий. Западный фасад собора в Реймсе.
Евангелист Иоанн. Западный фасад собора в Реймсе.
Проповедь Христа. Псалтирь Королевы Марии (fol. 214); Лондон, Британский музей.
Встреча Марии и Елизаветы. Северный портал собора в Шартре.
Пророк Иона. Хор св. Георгия собора в Бамберге.
Джотто. Оплакивание Христа (фрагмент). Падуя, Капелла дель Арена.
Карл V Анжуйский. Париж, Лувр.
Ян ван Эйк. Тимофей (портрет Тимотео да Милето). Лондон, Национальная галерея.
Христос на кресте с Марией и Иоанном. Гравюра на дереве, первая пол. XV в. (Sсhr. 402).
Коронование Марии из алтаря Имгоффа. Нюрнберг церковь св. Лоренца.
Благовещение из алтаря Тухера. Нюрнберг, церковь Богоматери.
Г. Плейденвурф. Портрет каноника Шёнборна (ныне определен как портрет графа Левенштайна). Нюрнберг, Германский Национальный музей.
Г. Плейденвурф. Распятие. Мюнхен, Старая Пинакотека.
Мастер E. S. Мадонна с купаемым младенцем. Гравюра на меди.
Шонгауэр. Христос на троне. Гравюра (В. 70).
Шонгауэр. Мадонна с попугаем. Гравюра (В. 29).
Шонгауэр. Поклонение волхвов. Гравюра (В. 6).
Рогир ван дер Вейден. Средняя часть алтаря Колумбы (фрагмент). Мюнхен, Старая Пинакотека.
Гертген тот Синт-Янс. Поклонение волхвов. Прага, Национальная галерея.
Шонгауэр. Рождество. Гравюра (В. 4).
Шонгауэр. Искушение св. Антония. Гравюра (В. 471).
Шонгауэр. Смерть Марии. Гравюра (В. 331).
Шонгауэр. Несение креста. Гравюра (В. 21).
Шонгауэр. Иоанн Креститель. Гравюра (В. 54).
«Танец смерти» из «Хроники» Шеделя. Гравюра на дереве.
Дюрер. Вавилонская блудница. Гравюра на дереве.
Питер Брейгель Ст. Воскресение Христа. Гравюра (Bastelaer 114).
Питер Брейгель Ст. Мудрые и неразумные девы. Гравюра (Bastelaer 113).
Питер Брейгель Ст. Детские игры. Вена, Художественно-исторический музей.
Питер Брейгель Ст. Морские корабли. Гравюра (Bastelaer 105).
Питер Брейгель Ст. Поклонение волхвов. Лондон, Национальная галерея.
Питер Брейгель Ст. Калеки. Париж, Лувр.
Питер Брейгель Ст. Слепые. Неаполь, музей Каподимонте.
Питер Брейгель Ст. Крестьянская свадьба. Вена, Художественно-исторический музей.
Питер Брейгель Ст. Крестьянский танец. Вена, Художественно-исторический музей.
Эль Греко. Погребение графа Оргаса. Толедо, церковь Сан Томе.
Микеланджело. Христос на кресте с Марией и Иоанном. Оксфорд, музей Ашмолеан.
Тинторетто. Вознесение Христа. Венеция, Скуола ди Сан Рокко.
Жак Белланж. Три Марии у гроба. Гравюра.
Эль Греко. Моление о чаше. Будапешт, музей изящных искусств (б. собр. барона Херцога).
Эль Греко. Снятие пятой печати. Нью-Йорк, музей Метрополитен. (Б. собрание Суолага, Париж).
Содержание
Живопись катакомб.
Начала христианского искусства5
Идеализм и натурализм в
готической скульптуре и живописи 51
Введение53
Идеалистические основы62
Новое отношение к природе114
Новое отношение к искусству 134
Шонгауэр и нидерландская живопись 177
« Апокалипсис» Дюрера225
Исторические предпосылки
нидерландского романтизма 239
Питер Брейгель Старший253
Эль Греко и маньеризм 299
От редактора319
Список иллюстраций327
Сноски
1
Die Malereien der Katakomben Roms / Herausgegeben von I. Wilpert. Freiburg, 1903.
2
Wulff. Die altchristliche Kunst. («Handbuch der Kunstwissenschaft»). Berlin, 1911.
3
Поручения души (лат.).
4
А. Riegl. Die spätromische Kunstindustrie nach den Funden in Österreich — Ungarn im Zusammenhange mit der Gesamtentwicklung der bildenden Künste bei den mitelmeer Völkern. Wien. 1901.
5
*Hugo Koch. Die altchristliche Bilderfrage nach den literarischen Quellen. (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments. Neue Folge. 10 Heft). Göttingen, 1917.
6
«Эти древние жили многообразно в мире "картинок", однако они ими не обладали», говорит Кох (Koch. Op. cit. S. 24, an. 1). С искусствоведческой точки зрения это непредставимое допущение.
7
Prudentius, contra Symmachum II, 45 ff. Migne Р. L. 60, 183. Это не пустые бабьи сказки — картина передает историю, которая, изложенная в книгах, являет истинную достоверность древнейших времен (лат.).
8
Пустые сны вещей (лат.).
9
Ср.: Dehio. Kunsthistorische Aufsätze. München, 1914. S. 6.
10
W. Worringer. Formprobleme der Gotik. München, 1911
11
Также и недавно появившаяся обстоятельная книга A. Pelizzari о средневековых трактатах об искусстве (I trattati attorno le arti figurative in Italia I. Dall' antichità classica al sec. XIU. Napoli 1915) страдает подобной односторонностью. Ценна несколько многословная попытка Л. Пелицари доказать, что в алхимических, естественнонаучных и технических сочинениях и «книгах рецептов» непрерывно передавались и сохранялись остатки античной практической литературы об искусстве. Но значение этих трудов для искусства средних веков и его исследования при этом сильно переоценивается. Эти сочинения дают мало для оценки живого и постоянного развития взглядов на искусство и становятся лишь тогда важными, когда они, начиная с XIV века, в связи с возрастающим освобождением от средневековой трансцендентной обусловленности искусства во все большей и большей степени соединяются с художественно теоретическими правилами и рассуждениями.
12
В церковной и средневековой литературе можно найти нескончаемые примеры для этой принципиальной перемены в восприятии искусства. Лучше всего, пожалуй, она выражена в известных стихах, которыми аббат Сюжер украсил бронзовые двери Сен-Дени (Didron. Iconographie Chrétienne, 9).
13
В зародыше (букв. — в яйце; лат.). **Гуманитарные дисциплины (лат.).
14
Разрозненные члены (лат.).
15
*Наиболее остро, удачно и поучительно для искусствоведов эти всеобщие предпосылки сформулированы в: Troeltsch Е. Die Soziallehren der christlichen Kirchen u. Gruppen. Tübingen, 1912. В связи со сказанным и с последующим изложением ср. особ. S. 181 и далее.
16
Ср.: Troeltsch E. Op. cit. S. 182 ff.
17
Государство, град Божий (греч., лат.).
18
Конечно, неслучайно, что ее начала уходят в древнехристианское время, когда новые духовные потребности возымели следствием стремление к дематериализации зданий.
19
"Ср.: Dehio, op. cit. S. 44.
20
В самой страстной форме выражено это уже у Тертуллиана («De idolatria liber» с. III, Migne, Р. L. 1,740): «At ubi artifices statuarum et imaginum et omnis generis simulacrorum diabolus saeculo intulit, rude illud negotium humanae calamitatis, et nomen de idolis consecutum est, et perfectum. Exinde jam caput facta est idolatriae ars omnis, quae idolum quomodo edit». (Но где дьявол насадил искусников, создающих статуи, изображения и всякого рода подобия — сей грубый труд погибели человеческой, там и само имя, и дело пошло от идолов. Потому и основа идолопоклонства — всякое искусство, которое каким-либо образом творит идолов (лат.).). Если же на это возразить, что художники должны жить своей работой, то тем самым можно было бы извинить и fures balneanos et ipsos latrones (банных воров и самих грабителей (лат.)). Новая позитивная программа была ярче всего выражена св. Августином: «Non in aliqua mole corporea suspicanda est pulchritudo» (Не следует искать красоту в какой-либо телесной громаде (лат.)) (Epist., ad Consentium, с. 4 п. 20 Migne, P. L. 33, 462).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История искусства как история духа"
Книги похожие на "История искусства как история духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макс Дворжак - История искусства как история духа"
Отзывы читателей о книге "История искусства как история духа", комментарии и мнения людей о произведении.