коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Описание и краткое содержание "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать бесплатно онлайн.
«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.
«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.
Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
С начала развертывания внешнего товарооборота и в особенности с момента предоставления права выхода на внешний рынок кооперации и некоторым хозяйственным и местным органам участились случаи нарушения монополии внешней торговли. Они выражались в попытках самостоятельного заключения сделок с заграничными торговыми фирмами, без ведома и контроля Наркомвнешторга. Так, например, Транспортное потребительское общество в нарушение декрета о монополии внешней торговли самостоятельно закупило в 1922 г. в Крыму импортные грузы, за что виновные были привлечены к ответственности. Командированный в Берлин представитель треста Моссукно купил там партию красок без ведома Советского Торгпредства. Отменив эту невыгодную и незаконную сделку, Торгпредство приобрело нужные краски по цене на 32% дешевле. В постановлении Наркомвнешторга об импортно-экспортных операциях отмечалось, что ряд центральных и местных советских хозяйственных органов: государственные тресты, объединения кустарной и легкой промышленности и потребительской кооперации совершают индивидуальные торговые сделки с иностранными фирмами, нарушая принцип монополии внешней торговли, развивая ажиотаж и спекуляцию. В связи с этим всем организациям и частным лицам предписывалось прекратить торговые сделки помимо Наркомвнешторга и его местных органов1139. Коммунистическая партия и Советское правительство твердо и последовательно проводили ленинскую политику развития внешней торговли на основе государственной монополии.
Переход к новой экономической политике и интересы развития внешнеторгового оборота требовали изменения организационных форм и перестройки аппарата внешней торговли. Эта перестройка должна была обеспечить выполнение больших задач, возлагаемых Советским государством на внешнюю торговлю, наилучшим образом удовлетворить потребности государственной промышленности, транспорта, сельского хозяйства в необходимых товарах, рационально использовать экспортные ресурсы страны.
Перестройка организационных форм внешней торговли проводилась по следующим линиям: дифференцирования (разделения) функций регулирования и торгово-оперативной на две самостоятельные функции; предоставления советским хозяйственным органам и кооперации права самостоятельного выхода на заграничный рынок; создания экономической заинтересованности хозяйственных органов в экспортно-импортных операциях.
В апреле — мае 1922 г. в составе Наркомвнешторга была создана специальная Государственная торговая экспортно-импортная контора (Госторг), в задачу которой входило осуществление всей чисто торговой (оперативно-коммерческой) деятельности, раньше осуществляемой отдельным управлением НКВТ и Торгпредствами. Госторг осуществлял свою торговую деятельность на началах хозяйственного расчета; ему предоставлялось право ведения самостоятельных активных операций; заготовки и реализации экспортных товаров, закупки и реализации импортных товаров, выполнение посреднических, т.е. комиссионных, операций, создание своих представительств, отделений и контор как на территории СССР, так и за границей. Вместе с некоторыми государственными организациями и предприятиями, допущенными к торговле с заграницей, Госторг являлся основной экспортно-импортной организацией. В целях соблюдения принципа государственной монополии внешней торговли многочисленными организациями, которым было предоставлено право самостоятельной торговли с заграницей, в Наркомвнешторге было создано Управление по организации и регулированию внешней торговли. В ведение этого управления входило объединение всей работы по надзору за законностью, целесообразностью и необходимостью внешнеторговых операций.
Противники монополии внешней торговли пытались использовать разделение функций Наркомвнешторга на функцию регулирования и контроля, с одной стороны, и функцию торгово-оперативную — с другой, для того чтобы умалить роль Наркомвнешторга, оставив за ним только задачи контроля; они предлагали всю торгово-оперативную работу передать торговым органам и обществам, синдикатам и трестам ВСНХ. Это была очередная попытка атаковать с тыла монополию внешней торговли, ибо лишение Наркомвнешторга оперативных функций означало бы низведение его к роли министерства торговли капиталистической страны, которое не оказывает сколько-нибудь глубокого влияния на работу торговых органов и предприятий, на экономику, а ограничивается изданием тех или иных циркуляров, правил и изменением таможенных тарифов.
Умаление роли Наркомвнешторга ослабило бы планирование внешней торговли, привело бы к разрозненным выступлениям советских торговых организаций на внешнем рынке. Уже в то время было ясно, что Советская страна могла добиться, например, возобновления хлебного экспорта и завоевания прежних рынков только благодаря монополии внешней торговли, благодаря единству действий на внешнем рынке всех советских внешнеторговых организаций. Низведение Наркомвнешторга только к роли контрольного и регулирующего органа повело бы к возобновлению конкуренции при заготовках экспортных товаров на нашем внутреннем рынке, ослабило бы позиции Советской страны на мировом рынке, которому мог противостоять только мощный государственный орган с руководящими контрольно-регулирующими и оперативными функциями, выступающий в качестве единственного представителя советского народного хозяйства.
В восстановительный период в организации внешней торговли использовались некоторые элементы государственного капитализма, которые имели подсобное значение и не нарушали принципов монополии внешней торговли. В целях привлечения иностранного капитала к заготовкам экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и для ввоза в страну предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и для внутреннего товарооборота, создавались смешанные акционерные общества с капиталами советских хозяйственных и кооперативных организаций, а также иностранных комиссионеров торговых организаций. В 1923 г. насчитывалось 24 таких смешанных общества. Среди них были акционерные общества и товарищества, организованные государством и допускавшие прием в них представителей частного капитала — Кожсырье, Льноторг, Хлебопродукт, Хлебоэкспорт. Были также специальные общества, включавшие советские государственные учреждения и представителей иностранного капитала (Русско-германское торговое общество, Руссголландолес, Двинолес-Лимитед, Русско-персидское общество, Проденско-американское общество по обмену продуктами и др.). Для участия во внешней торговле было допущено небольшое количество частных предприятий. Удельный вес отдельных организаций во внешней торговле СССР характеризуется следующими данными за 1924/25 г. (в %)1140.
Экспорт Импорт Государственные учреждения и предприятия (в том же числе и тресты) 47,3 86,6 Государственные акционерные общества 31,6 6,4 Кооперация 12,5 3,8 Смешанные общества с иностранным капиталом 5,5 1,3 Иностранные фирмы 1,1 1,3 Частные предприятия 0,7 0,3 Прочие 1,3 0,3 Итого 100,0 100,0Таким образом, решающую роль в экспорте и импорте играли государственные организации и кооперация, т.е. социалистический сектор хозяйства; на долю государственно-капиталистических и частных предприятий приходилось около 9% экспорта и менее 4% импорта.
Организационная перестройка внешней торговли шла по линии усиления роли и значения торговых представительств СССР за границей как органов Наркомвнешторга, осуществляющего монополию внешней торговли. В декрете правительства от 16 октября 1922 г. устанавливалось, что НКВТ «осуществляет свою деятельность за границей через посредство Торговых представительств РСФСР, образующих непременную составную часть полномочного представительства РСФСР в каждой отдельной стране. Все коммерческие оперативные органы, а также отдельные представители Народных комиссариатов, ведомств и учреждений, направляющиеся за границу для осуществления торговых операций, действуют под непосредственным руководством и контролем торговых представителей в данной стране»1141. Торговые представительства имели право налагать запрет на все противоречащие существующим правительственным законам торговые сделки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Книги похожие на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.