» » » » коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)


Авторские права

коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)
Рейтинг:
Название:
Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"

Описание и краткое содержание "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать бесплатно онлайн.



«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.

«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.

Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.

Книга содержит таблицы. — DS.

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.






Еще более трудные проблемы стояли перед советской радиопромышленностью. Радиопродукция, выпускавшаяся в довоенные годы, устарела. В связи с этим почти сразу после окончания гражданской войны был создан электровакуумный завод, специализировавшийся на производстве радиоламп — усилительных и генераторных. Завод впоследствии вошел в состав ленинградской «Светланы».

В восстановительный период были достигнуты известные успехи в торговом судостроении. В первые годы после окончания гражданской войны оно было незначительным по размерам и весьма случайным по характеру работ: здесь сочеталось судостроение, судоремонт и изготовление запасных судовых частей. Лишь начиная с 1924/25 г. судостроение приняло характер специализированного производства. Число строившихся судов увеличилось с 9 в 1924/25 г. до 40 в 1927/28 г. Загрузка заводов Ленинградского судостроительного треста по сравнению с довоенным поднялась с 10,7% в 1922/23 г. до 61% в 1926/27 г.; Дальневосточного завода — с 8,6% в 1923/24 г. до 40% в 1926/27 г.

Грузоподъемность строившихся у нас в довоенные годы морских торговых судов не превышала 5500 т. Уже в рассматриваемые годы она достигла 10 тыс. т. Главные судовые дизели, строившиеся раньше, по мощности не превышали 900 л. с. в агрегате. В эти годы началось производство дизелей мощностью в 2000 л. с.

Первые построенные в нашей стране торговые суда были признаны достойными войти в число тех наилучших 10% судов мирового флота, которые были изготовлены за все время после мировой войны814. Это достаточно характеризует их качество.

Уже на начальной стадии советского торгового судостроения отмечалась оригинальность ряда его конструкций. 95% главных и вспомогательных механизмов судов изготовлялись на советских заводах.

К восстановительному периоду относится организация новой отрасли железобетонного судостроения. В Ленинграде был построен большой плавучий док с подъемной силой 6 тыс. т. Этот док был тогда одним из величайших в мире железобетонных плавучих сооружений.

Новой отраслью советского машиностроения являлось автомобилестроение, носившее до того кустарный характер. В 1922 г. существовало четыре предприятия, которые могли быть приспособлены к этому производству: АМО (ныне завод им. Лихачева), Ярославский завод (б. Лебедева), «Автомотор» (б. Ильина, Москва) и фабрика автопринадлежностей (Москва). Период подготовительных работ продолжался с 1922 по 1924 г.; для начала на заводе АМО был организован серийный восстановительный ремонт грузовых машин. Опираясь на накопленный опыт, АМО в 1924 г. приступил к выпуску полуторатонных грузовиков. В 1925/26 г. Ярославский завод прекратил ремонт автомобилей и приступил к выпуску трехтонных грузовых машин. Производство осуществлялось в кооперации с АМО, который поставлял моторы, тяжелые поковки и стальное литье. На заводе «Автомотор» было организовано производство легковых машин типа НАМИ, являвшихся оригинальной советской малолитражной конструкцией; в 1926/27 г. были изготовлены три опытные машины, показавшие при испытании полную пригодность для эксплуатации.

В восстановительный период в стране было организовано тракторостроение. Первоначально делались попытки привлечь к этому производству несколько заводов. Но единственным заводом, который сумел преодолеть все трудности, был «Красный путиловец» (ныне — Кировский завод). Он начал производить тракторы в 1924 г.; до начала 1927 г. было выпущено 600 тракторов. Благодаря собственной металлургической базе и высококвалифицированному техническому персоналу, заводу удалось овладеть производством в короткое время. Путиловские тракторы впервые дали возможность приступить к переводу сельского хозяйства на новую техническую базу крупного производства.

Первые тракторы «Красного путиловца» марки «ФП» — фордзоны путиловские, почти не отличались от американских фордзонов, составлявших тогда 90% всего импорта тракторов. Этим, помимо создания собственного тракторостроения, обеспечивалась база для производства запасных частей к ввезенным ранее фордовским машинам.

В области сельскохозяйственного машиностроения наибольшего внимания заслуживает налаживание производства машин, которые до того привозились из-за границы. Это прежде всего освоение производства тракторных плугов на заводе «Октябрьская революция» в Одессе (оно находилось в то время еще в стадии опытов). Было налажено производство сноповязалок на Люберецком заводе. Украинские заводы «Серп и молот» и «Красная звезда» наладили выпуск сложных молотилок, предназначенных для работы от тракторов. Производство триеров было организовано на заводе «Мельстрой» в Воронеже, молочных сепараторов — на пермском заводе им. Дзержинского.

С переходом к социалистической индустриализации перед советской страной встала задача создания всесторонне развитого машиностроения, способного удовлетворить потребности народного хозяйства в новой технике.

5. Легкая промышленность

К концу иностранной интервенции и гражданской войны объем производства легкой промышленности резко сократился. Валовая продукция цензовой текстильной промышленности — крупнейшей отрасли легкой промышленности — в 1920 г. составляла 9,4%, крупной обувной промышленности — 33,5% от уровня 1913 г.815

По отдельным видам изделий уменьшение производства достигало громадных размеров. Так, выработка хлопчатобумажной пряжи сократилась в 1920 г. до 5%, а тканей до 4,5% от уровня 1913 г. Обуви производилось в 3,2 раза, льняной пряжи — в 4 и шерстяной пряжи — в 6 раз меньше, чем до революции816. В. И. Ленин говорил о выпускавшейся в то время на Ивановских фабриках продукции: «Вы можете представить многомиллионную Россию и эти 117 миллионов аршин мануфактуры. Это — нищета»817. Упадок производства легкой промышленности был связан с хозяйственной разрухой, недостатком сырья, топлива, продовольствия, сокращением численности рабочей силы. Основные отрасли легкой промышленности в дореволюционной России полностью зависели от привозного и заграничного сырья и материалов. В годы гражданской войны и интервенции районы производства были отрезаны от сырьевых баз, полностью прекратился импорт сырья и оборудования.

К началу восстановительного периода предприятия легкой промышленности в большинстве своем бездействовали, а производственные мощности действующих фабрик использовались в незначительной мере. Среди отраслей легкой промышленности в наиболее тяжелом положении находились крупные хлопчатобумажные фабрики, которые нуждались в значительных количествах топлива, сырья, а также рабочих. В 1920 г. действовавшее оборудование исчислялось 484,6 тыс. прядильных веретен и 19,4 тыс. ткацких станков, что составляло соответственно 7,15% и 10,2% уровня 1912 г. Загрузка же предприятий не превышала 8% довоенного уровня818.

В относительно лучшем положении оказалась льняная промышленность с ее небольшими фабриками, которые в меньшей степени страдали от топливного голода и лучше обеспечивались сырьем. К началу нэпа льняная промышленность работала на уровне 1/3 довоенных мощностей. Шерстяная промышленность, в основном удовлетворявшая военные нужды, работала с большей нагрузкой и меньшими перебоями, чем остальные отрасли текстильной промышленности.

В итоге выпуск хлопчатобумажной пряжи в 1920 г. сократился до 13,5 тыс. т против 271 тыс. т в 1913 г., шерстяной — до 8 тыс. т против 46,5 тыс. т и льняной — до 13,1 тыс. т против 53,3 тыс. т. Текстильная промышленность в том же 1920 г. по оценочным данным выработала примерно 125—135 млн. пог. м тканей по сравнению с 2848 млн. пог. м в 1913 г., обувная промышленность выпустила 2,6 млн. пар кожаной обуви по сравнению с 8,4 млн. пар в 1913 г.819

Одна из главных причин такого падения объема производства — резкое сокращение численности рабочих. Больше всего это коснулось текстильной промышленности с ее крупными предприятиями. В 1920 г. в этой отрасли насчитывалось 240 тыс. рабочих против 709 тыс. в 1913 г.820 Хозяйственная разруха и голод вызвали резкое падение производительности труда, которая в текстильной промышленности в 1920 г. по сравнению с 1913 г. снизилась примерно в 3 раза, в кожевенно-обувной промышленности — примерно в 5,8 раза821.

Необходимо отметить, что производственные основные фонды легкой промышленности в основном сохранились в пределах 92%, в том числе по машинам и оборудованию — в пределах 90%, хотя они и находились в запущенном состоянии. Сохранность оборудования явилась важнейшей материальной предпосылкой быстрых темпов восстановления легкой промышленности в последующие годы.

Процесс восстановления не мог сразу охватить все предприятия легкой промышленности, так как для этого не хватало материальных ресурсов. Поэтому восстановление началось с концентрации производства, сосредоточения его на технически более оснащенных и географически более выгодно расположенных предприятиях. Именно эти предприятия в первую очередь обеспечивались материальными и денежными ресурсами, необходимыми для налаживания нормальной производственной деятельности. Вместе с тем в первые годы этого периода временно бездействовала часть мелких предприятий легкой промышленности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"

Книги похожие на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора коллектив авторов

коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.