коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Описание и краткое содержание "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать бесплатно онлайн.
«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.
«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.
Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
Еще более трудные проблемы стояли перед советской радиопромышленностью. Радиопродукция, выпускавшаяся в довоенные годы, устарела. В связи с этим почти сразу после окончания гражданской войны был создан электровакуумный завод, специализировавшийся на производстве радиоламп — усилительных и генераторных. Завод впоследствии вошел в состав ленинградской «Светланы».
В восстановительный период были достигнуты известные успехи в торговом судостроении. В первые годы после окончания гражданской войны оно было незначительным по размерам и весьма случайным по характеру работ: здесь сочеталось судостроение, судоремонт и изготовление запасных судовых частей. Лишь начиная с 1924/25 г. судостроение приняло характер специализированного производства. Число строившихся судов увеличилось с 9 в 1924/25 г. до 40 в 1927/28 г. Загрузка заводов Ленинградского судостроительного треста по сравнению с довоенным поднялась с 10,7% в 1922/23 г. до 61% в 1926/27 г.; Дальневосточного завода — с 8,6% в 1923/24 г. до 40% в 1926/27 г.
Грузоподъемность строившихся у нас в довоенные годы морских торговых судов не превышала 5500 т. Уже в рассматриваемые годы она достигла 10 тыс. т. Главные судовые дизели, строившиеся раньше, по мощности не превышали 900 л. с. в агрегате. В эти годы началось производство дизелей мощностью в 2000 л. с.
Первые построенные в нашей стране торговые суда были признаны достойными войти в число тех наилучших 10% судов мирового флота, которые были изготовлены за все время после мировой войны814. Это достаточно характеризует их качество.
Уже на начальной стадии советского торгового судостроения отмечалась оригинальность ряда его конструкций. 95% главных и вспомогательных механизмов судов изготовлялись на советских заводах.
К восстановительному периоду относится организация новой отрасли железобетонного судостроения. В Ленинграде был построен большой плавучий док с подъемной силой 6 тыс. т. Этот док был тогда одним из величайших в мире железобетонных плавучих сооружений.
Новой отраслью советского машиностроения являлось автомобилестроение, носившее до того кустарный характер. В 1922 г. существовало четыре предприятия, которые могли быть приспособлены к этому производству: АМО (ныне завод им. Лихачева), Ярославский завод (б. Лебедева), «Автомотор» (б. Ильина, Москва) и фабрика автопринадлежностей (Москва). Период подготовительных работ продолжался с 1922 по 1924 г.; для начала на заводе АМО был организован серийный восстановительный ремонт грузовых машин. Опираясь на накопленный опыт, АМО в 1924 г. приступил к выпуску полуторатонных грузовиков. В 1925/26 г. Ярославский завод прекратил ремонт автомобилей и приступил к выпуску трехтонных грузовых машин. Производство осуществлялось в кооперации с АМО, который поставлял моторы, тяжелые поковки и стальное литье. На заводе «Автомотор» было организовано производство легковых машин типа НАМИ, являвшихся оригинальной советской малолитражной конструкцией; в 1926/27 г. были изготовлены три опытные машины, показавшие при испытании полную пригодность для эксплуатации.
В восстановительный период в стране было организовано тракторостроение. Первоначально делались попытки привлечь к этому производству несколько заводов. Но единственным заводом, который сумел преодолеть все трудности, был «Красный путиловец» (ныне — Кировский завод). Он начал производить тракторы в 1924 г.; до начала 1927 г. было выпущено 600 тракторов. Благодаря собственной металлургической базе и высококвалифицированному техническому персоналу, заводу удалось овладеть производством в короткое время. Путиловские тракторы впервые дали возможность приступить к переводу сельского хозяйства на новую техническую базу крупного производства.
Первые тракторы «Красного путиловца» марки «ФП» — фордзоны путиловские, почти не отличались от американских фордзонов, составлявших тогда 90% всего импорта тракторов. Этим, помимо создания собственного тракторостроения, обеспечивалась база для производства запасных частей к ввезенным ранее фордовским машинам.
В области сельскохозяйственного машиностроения наибольшего внимания заслуживает налаживание производства машин, которые до того привозились из-за границы. Это прежде всего освоение производства тракторных плугов на заводе «Октябрьская революция» в Одессе (оно находилось в то время еще в стадии опытов). Было налажено производство сноповязалок на Люберецком заводе. Украинские заводы «Серп и молот» и «Красная звезда» наладили выпуск сложных молотилок, предназначенных для работы от тракторов. Производство триеров было организовано на заводе «Мельстрой» в Воронеже, молочных сепараторов — на пермском заводе им. Дзержинского.
С переходом к социалистической индустриализации перед советской страной встала задача создания всесторонне развитого машиностроения, способного удовлетворить потребности народного хозяйства в новой технике.
5. Легкая промышленность
К концу иностранной интервенции и гражданской войны объем производства легкой промышленности резко сократился. Валовая продукция цензовой текстильной промышленности — крупнейшей отрасли легкой промышленности — в 1920 г. составляла 9,4%, крупной обувной промышленности — 33,5% от уровня 1913 г.815
По отдельным видам изделий уменьшение производства достигало громадных размеров. Так, выработка хлопчатобумажной пряжи сократилась в 1920 г. до 5%, а тканей до 4,5% от уровня 1913 г. Обуви производилось в 3,2 раза, льняной пряжи — в 4 и шерстяной пряжи — в 6 раз меньше, чем до революции816. В. И. Ленин говорил о выпускавшейся в то время на Ивановских фабриках продукции: «Вы можете представить многомиллионную Россию и эти 117 миллионов аршин мануфактуры. Это — нищета»817. Упадок производства легкой промышленности был связан с хозяйственной разрухой, недостатком сырья, топлива, продовольствия, сокращением численности рабочей силы. Основные отрасли легкой промышленности в дореволюционной России полностью зависели от привозного и заграничного сырья и материалов. В годы гражданской войны и интервенции районы производства были отрезаны от сырьевых баз, полностью прекратился импорт сырья и оборудования.
К началу восстановительного периода предприятия легкой промышленности в большинстве своем бездействовали, а производственные мощности действующих фабрик использовались в незначительной мере. Среди отраслей легкой промышленности в наиболее тяжелом положении находились крупные хлопчатобумажные фабрики, которые нуждались в значительных количествах топлива, сырья, а также рабочих. В 1920 г. действовавшее оборудование исчислялось 484,6 тыс. прядильных веретен и 19,4 тыс. ткацких станков, что составляло соответственно 7,15% и 10,2% уровня 1912 г. Загрузка же предприятий не превышала 8% довоенного уровня818.
В относительно лучшем положении оказалась льняная промышленность с ее небольшими фабриками, которые в меньшей степени страдали от топливного голода и лучше обеспечивались сырьем. К началу нэпа льняная промышленность работала на уровне 1/3 довоенных мощностей. Шерстяная промышленность, в основном удовлетворявшая военные нужды, работала с большей нагрузкой и меньшими перебоями, чем остальные отрасли текстильной промышленности.
В итоге выпуск хлопчатобумажной пряжи в 1920 г. сократился до 13,5 тыс. т против 271 тыс. т в 1913 г., шерстяной — до 8 тыс. т против 46,5 тыс. т и льняной — до 13,1 тыс. т против 53,3 тыс. т. Текстильная промышленность в том же 1920 г. по оценочным данным выработала примерно 125—135 млн. пог. м тканей по сравнению с 2848 млн. пог. м в 1913 г., обувная промышленность выпустила 2,6 млн. пар кожаной обуви по сравнению с 8,4 млн. пар в 1913 г.819
Одна из главных причин такого падения объема производства — резкое сокращение численности рабочих. Больше всего это коснулось текстильной промышленности с ее крупными предприятиями. В 1920 г. в этой отрасли насчитывалось 240 тыс. рабочих против 709 тыс. в 1913 г.820 Хозяйственная разруха и голод вызвали резкое падение производительности труда, которая в текстильной промышленности в 1920 г. по сравнению с 1913 г. снизилась примерно в 3 раза, в кожевенно-обувной промышленности — примерно в 5,8 раза821.
Необходимо отметить, что производственные основные фонды легкой промышленности в основном сохранились в пределах 92%, в том числе по машинам и оборудованию — в пределах 90%, хотя они и находились в запущенном состоянии. Сохранность оборудования явилась важнейшей материальной предпосылкой быстрых темпов восстановления легкой промышленности в последующие годы.
Процесс восстановления не мог сразу охватить все предприятия легкой промышленности, так как для этого не хватало материальных ресурсов. Поэтому восстановление началось с концентрации производства, сосредоточения его на технически более оснащенных и географически более выгодно расположенных предприятиях. Именно эти предприятия в первую очередь обеспечивались материальными и денежными ресурсами, необходимыми для налаживания нормальной производственной деятельности. Вместе с тем в первые годы этого периода временно бездействовала часть мелких предприятий легкой промышленности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Книги похожие на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.