Израиль Левин - Грозные годы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Грозные годы"
Описание и краткое содержание "Грозные годы" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Воспоминания бывшего директора Саратовского авиационного завода И. С. Левина знакомят читателя с героической работой коллектива саратовских авиастроителей в годы Великой Отечественной войны, рассказывают о выполнении ими важнейших заданий Родины — выпуске боевых истребителей Як-1 и Як-3.
Мастер Феклунов:
«Поток облегчает труд мастера и рабочих. Каждый имеет определенное задание и рабочее место. Из шести человек бригады уже в первые десять дней высвобожден один рабочий, количество выпускаемых агрегатов не уменьшилось».
Не все, однако, шло в соответствии с разработанными планами и сроками. То задерживалось изготовление конвейерных линий, средств механизации, то останавливались конвейерные линии и загорались красные лампочки в диспетчерском пункте и в кабинете директора из-за неподачи деталей, комплектующих изделий, обнаруженных дефектов. Не все руководители цехов сразу осознали преимущество новой организации производства. Словом, было всякое. Но все трудности, недостатки, ошибки постепенно устранялись. Новое, прогрессивное прочно вошло в жизнь завода. В организации потоков и конвейеров была большая заслуга главных инженеров Г. Н. Пивоварова и сменившего его В. В. Бойцова.
В марте 1944 года коллегия наркомата заслушала мой доклад. Проведенная работа получила положительную оценку. Коллегия отметила:
«На заводе смонтированы и пущены в эксплуатацию конвейерные линии в цехах окончательной сборки, агрегатно-сборочные, поточные линии в заготовительных цехах, внедрено электроавтоматическое управление пульсирующими конвейерными линиями». [139]
Собравшийся в начале 1945 года партийно-хозяйственный актив в своем решении так оценил проделанную коллективом работу:
«За счет внедрения поточных конвейерных методов труда на заводе высвободились резервы, которые помогли параллельно с выпуском Як-1 освоить новый самолет Як-3. В результате перехода на поток упорядочилось производство, повысилась культура работы, резко увеличилась производительность труда, снизилась трудоемкость, высвобождено 600 квалифицированных рабочих».
* * *
В апреле 1944 года завод отправил на фронт первые эскадрильи истребителей Як-3. В мае их выпуск составил 21,6 процента от общего выпуска самолетов, в июне — 52,7, в июле — 98,1 процента.
По указанию ЦК ВКП(б) для обмена опытом среди работников авиационной промышленности на заводе студией «Сибтехфильм» был снят фильм «Поточные методы организации производства — истребитель на потоке». В четырех частях фильма показана организация производства и наши товарищи, чьими руками изготовлялись грозные истребители.
С появлением первых самолетов Як-3 на фронте они сразу же получили высокую оценку летного состава. Их полюбили летчики за простоту и легкость управления, маневренность, скорость, огневую мощь. На завод пришло много писем с фронта. Вот одно из них:
«Передаем вам свой горячий фронтовой привет от боевого коллектива гвардии подполковника Ковалева. Весь личный состав части выражает вам глубокую благодарность за врученные нам ваши боевые истребители Як-3. Благодаря их отличным качествам и высокому умению наших советских воинов, они стали грозным оружием против немецких захватчиков…..В первом бою 14 июня мы показали противнику свои преимущества не количеством, а способностью советского воина и качеством боевого самолета. Бой был неравный, противника было больше в 7–8 раз. Из этого неравного боя мы вышли победителями, уничтожены 7 немецких самолетов. Через день был еще один бой, в котором противник был вдвое сильнее нас. Из этого боя мы также вышли победителями, уничтожив 15 самолетов противника. Враг изведал мощь нового самолета Як-3, изготовленного вашими [140] руками, позорно удирает с поля боя. Мы очень довольны качеством нового самолета и гордимся вами, тружениками тыла. Одержанные нами здесь победы с помощью Як-3 — это и ваша победа над врагом.
От души благодарим ваш коллектив за изготовленные истребители Як-3.
В процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки, которые отражаются на боевой работе. Надеемся, что впредь у нас с вами будет хорошая, деловая связь, которая будет направлена на дальнейшее улучшение и усовершенствование самолета Як-3 и повышение его боевых качеств».
Следует 12 подписей.
В своей книге «Записки конструктора» А. С. Яковлев приводит два письма, присланные ему с фронта:
«Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц, летает на Як-3. За этот месяц он провел шесть воздушных боев и сбил десять самолетов противника… Однажды на восемь наших истребителей налетело тридцать «фокке-вульфов». В этом бою Ершов плоскостью своего «яка» отрубил хвост одному «фоккеру», а другой сбил пулеметно-пушечным огнем.
На следующий день он летел вдвоем, взлетело шестнадцать «фокке-вульфов», в завершающем воздушном бою он сбил три истребителя».
«На подступах к Берлину небо наше. Посылаю Вам карточку одной рядовой пары — тт. Величко и Андриенко, которые за 7 минут воздушного боя на Як-3 («яшках») из восьми «фоккеров» сбили на моих глазах четыре самолета. Это не единичный случай у летчиков. Генерал-майор Дзусов»{28}.
Новые «яки» были на вооружении у летчиков полка «Нормандия — Неман» и польского «Варшава».
«Самолет Як-3 конструктора А. С. Яковлева по своим боевым характеристикам… является самым легким истребителем в мире. Установленный на самолете Як-3 двигатель ВК-107А… высокие аэродинамические качества позволили ему превзойти все немецкие истребители по скорости, скороподъемности и маневренности… первоклассный советский истребитель был лучшим в мире; в воздушном бою с «мессершмиттами» и «фоккерами» он имел бесспорное превосходство.
Самолет Як-3 особенно пришелся по душе французам» {29}. [141]
Французский летчик Франсуа де Жоффр, совершивший 125 боевых вылетов, сбивший 11 фашистских самолетов, награжденный орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени, в своей книге «Нормандия — Неман» пишет:
«Чудесным утром 13 августа к полк советские летчики-перегонщики из Саратова доставили знаменитые истребители Як-3. Истребитель Як-3, очень легкий по весу самолет, отличался высокими летными качествами, совершенной формой и тщательной отделкой. Обзор у истребителя был изумительный, особенно впереди. Самолет обладал отличной маневренностью. Точность огня была изумительной. Мы с горящими от восхищения глазами вертелись около новых машин»{30}.
Задание ГКО по выпуску новых истребителей коллективом завода было успешно выполнено.
* * *
Красная Армия, ее Военно-Воздушные Силы, прочно удерживающие господство в воздухе, освобождали советскую землю от фашистских захватчиков. Завершив освобождение Родины, Красная Армия помогала избавиться от фашизма народам Европы. Фронт уходил все дальше и дальше. В городе снята светомаскировка. Вечером на улицах заводского поселка зажглись электрические лампы, засветились огни в корпусах завода и жилых домах. Утром 31 июля 1944 года поселок услышал молчавший долгое время заводской гудок.
Заводской гудок… В мирные предвоенные годы это казалось естественным, обычным явлением. Но тогда, после пережитых ночей бомбежки завода, месяцев напряженной работы в затемненных цехах со звуками заводского гудка в душе каждого поднималась радость, вера в близкую победу.
Отправлять истребители по воздуху стало далеко, да и нужды такой не было. Господство в воздухе полностью завоевано. Поступило указание ГКО отправлять самолеты железнодорожным транспортом. Сегодня это выглядит обыденно. А тогда было знамением близкой победы.
Советский тыл обеспечил свою армию достаточным запасом боевой техники, не было нужды с ходу бросать, ее в бой. Исчезла опасность уничтожения ее с воздуха раньше, чем она дойдет до фронта. Все больше времени начинали занимать мирные дела. Завод получил задание [142] изготовить гильзы для тракторов и другие детали для сельскохозяйственных машин; отремонтировать вагоны и изготовить запчасти для Саратовского трамвайного парка; отремонтировать поврежденные на фронте паровозы; оказать помощь колхозам и совхозам области в уборке урожая.
Коллектив с огромным воодушевлением принялся за выполнение мирных заказов. В этом мы также видели приближение скорой победы.
Партийная организация завода стала больше уделять внимания марксистско-ленинской подготовке кадров, повышению общеобразовательного уровня молодежи, технического уровня ИТР. На заводе был создан филиал вечернего университета марксизма-ленинизма, в котором занималось более 100 человек партийно-хозяйственного актива, в цехах и отделах работали школы и курсы по изучению истории партии. Все чаще стали выступать в клубе лекторы и докладчики. Была открыта школа рабочей молодежи, в которой обучалось 400 человек, организованы консультации для изучающих английский и немецкий языки, курсы для подготовки к поступлению в техникумы и вузы. Активно работала художественная самодеятельность, заводские физкультурники пополнили коллекцию грамот и кубков.
Подходил к концу 1944 год. Четко, ритмично работали 30 поточно-конвейерных линий, 37 подвесных путей длиной 2585 метров. Коллектив завода, не снижая общего суточного выпуска самолетов, обеспечил организацию серийного производства истребителя Як-3.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Грозные годы"
Книги похожие на "Грозные годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Левин - Грозные годы"
Отзывы читателей о книге "Грозные годы", комментарии и мнения людей о произведении.