Израиль Левин - Грозные годы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Грозные годы"
Описание и краткое содержание "Грозные годы" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Воспоминания бывшего директора Саратовского авиационного завода И. С. Левина знакомят читателя с героической работой коллектива саратовских авиастроителей в годы Великой Отечественной войны, рассказывают о выполнении ими важнейших заданий Родины — выпуске боевых истребителей Як-1 и Як-3.
На следующее утро мы прибыли на передовой истребительный аэродром, расположенный в совхозе, недавно одном из передовых хозяйств области. Жители эвакуированы. В домах, землянках, палатках разместились летно-технический состав, батальон аэродромного базирования. Здесь расположилось и командование Военно-Воздушных Сил во главе с Главкомом А. А. Новиковым.
На аэродроме — в 220-й истребительной дивизии полковника А. В. Утина — в основном были наши самолеты Як-1. Летный состав разный. Есть бывалые, отличившиеся в воздушных боях асы, но много молодых необстрелянных летчиков.
На аэродроме нас встретил командующий 16-й воздушной армией генерал С. И. Руденко. Встреча с С. И. Руденко, Главкомом А. А. Новиковым, его заместителем генералом Н. А. Соколовым-Соколенко и командиром дивизии А. В. Утиным была поначалу не из приятных. Нас резко упрекали в том, что часть самолетов из-за неисправности оружия не могут быть подняты в воздух. [83]
Тут же мы отправились к неисправным «якам». Выяснилось, что ослабли пружины, на некоторых самолетах провисли тросы управления пулеметами. К концу дня прибыли разработчики и поставщики пушек и пулеметов. Общими усилиями с помощью технического состава частей начали устранять неисправности. За первую же ночь при свете карманных фонарей наши товарищи привели в боевое состояние два полка. Утром эти самолеты вылетели на выполнение боевого задания.
Уже стемнело, когда А. А. Новиков и С. И. Руденко пригласили меня к себе в домик на окраине села. Долго сидели мы при свете керосиновой лампы с закопченным разбитым стеклом. Поздно улеглись спать. Но сон был коротким. В 3 часа ночи А. А. Новикова, С. И. Руденко и меня вызвали к представителю Ставки Верховного Главнокомандования маршалу Г. К. Жукову.
По дороге в «виллисе» А. А. Новиков говорит мне: «Держись, директор, будет очень крутой разговор. Жуков недоволен действиями истребителей. Штурмовики, которых сопровождают истребители, несут большие потери. А тут еще твое оружие не стреляет».
Действительно, разговор был крутым. Нам дали двое суток для устранения обнаруженных неисправностей в дивизии А. В. Утина и сутки — в 283-й истребительной дивизии, которой командовал полковник В. А. Китаев. Г. К. Жуков заявил: «Если вы не обеспечите в эти сроки ввод в строй самолетов, будем вас судить по законам военного времени».
Трое суток без отдыха работали наши специалисты, прибывшие вооруженны, технический состав. Самолеты были полностью приведены в боевую готовность. Командование ВВС объявило заводской бригаде благодарность.
За время пребывания на фронте в 8-й и 16-й воздушных армиях мы внимательно ознакомились с условиями эксплуатации наших самолетов, беседовали с летно-техническим составом, выслушивали замечания и предложения. Присутствовали при вылетах летчиков на боевые задания, вместе с командованием и личным составом с волнением ожидали их возвращения, радовались каждому рапорту о сбитых самолетах, тяжело переживали сообщения о потерях. Мы видели, как мужественно сражались наши летчики, совершая в день по 5–6 боевых вылетов. [84]
Вылет с аэродрома А. А. Новиков нам не разрешил. Предстояло на автомашине добираться до Камышина, куда прилетел за нами самолет. По дороге нас дважды обстреливали немецкие «мессеры». Пришлось отлеживаться в придорожных канавах.
Прямо с аэродрома мы поехали в сборочный цех. После короткого совещания руководителей завода было предложено главному инженеру Г. Н. Пивоварову, главному технологу Н. Я. Мирошниченко, начальнику ОТК Л. Д. Арсону, начальнику производства Н. Ф. Кабелевскому, представителю главного конструктора В. Г. Григорьеву вместе с представителями заказчика подготовить мероприятия по всем замечаниям, которые были нам высказаны.
Пребывание на фронте особенно обострило понимание нашей ответственности за судьбу страны, за жизнь летчика, за успех боевых операций.
Было проведено заводское партийное собрание, на котором мы доложили о поездке, обо всем виденном: о боевых действиях, подвигах наших воинов, состоянии материальной части. Честно и откровенно рассказали о недостатках, назвали фамилии отдельных виновников. Была вскрыта и вина руководства завода.
Коммунисты обсудили положение дел, строго предупредили руководство завода, цехов и отделов о партийной ответственности за качество выпускаемых самолетов. Собрание обязало партком и руководство завода внимательно изучить состояние дел во всех цехах, отделах, наметить меры по обеспечению резкого повышения качества, усилить воспитательную работу в коллективе. Был выдвинут лозунг: «Товарищ, помни: от твоей работы зависит жизнь человека!».
Партком создал специальную комиссию под руководством парторга ЦК ВКП(б) А. П. Золотова. В нее вошли главный инженер, главный технолог, главный контролер качества, начальник серийно-конструкторского отдела, начальники цехов, технологи, мастера, летчики, контролеры, рабочие-стахановцы, секретари партбюро, рационализаторы и изобретатели, работники центральной заводской лаборатории. Две недели шло детальное изучение состояния конструкторской и технологической документации, оснастки и инструмента, оборудования, организации хранения и выдачи материалов, состояния подготовки кадров. Были изучены дефектные ведомости, [85] проанализированы случаи брака. Рассматривалась работа партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, руководителей цехов по воспитанию ответственности у каждого исполнителя за выполняемую работу.
Во всех цехах, бригадах, отделах шел большой партийный разговор о качестве выпускаемых самолетов. Был составлен конкретный план мероприятий. Весь коллектив завода поднялся на борьбу за улучшение качества. Повышена личная ответственность каждого мастера и технолога, конструктора и рабочего, введены дни качества, ежедневные разборы в бригадах обнаруженных дефектов и брака. Применялись и меры поощрения. Вопросам качества были посвящены партийно-комсомольские собрания, производственные совещания.
Большую работу провели созданные в цехах комиссии по борьбе за высокое качество продукции и товарищеские суды. Комиссии, в составе которых были конструкторы, технологи, мастера и передовые стахановцы, внимательно анализировали причины брака, принимали меры для его устранения. Товарищеские суды привлекали к ответственности нерадивых. Приведу в качестве примера одно из решений товарищеского суда:
«Производя монтаж изделия, слесарь В. И. Еремин допустил грубый дефект. Выполняя работу, он советовался со слесарем шестого разряда т. Ибрагимовым, который неверно инструктировал его. Суд постановил: потребовать от администрации цеха наложить взыскание на тт. Еремина и Ибрагимова и передать дело в юридическое бюро завода. Мастеру т. Селезневу и контрольному мастеру т. Лескову за халатное отношение к проверке качества продукции объявить от имени товарищеского суда выговор».
Большую работу в те дни провели редакции многотиражной газеты (редактор В. В. Пшеничный), стенных газет в цехах, «боевых листков».
Все годы войны ГКО требовал от наркомата, главных конструкторов обеспечить не только количественное, но и качественное превосходство над авиацией врага. В институтах, опытно-конструкторских бюро, на заводах постоянно шло совершенствование летно-технических данных существующих и создание новых самолетов, двигателей, приборов и вооружения, превосходящих технику фашистской авиации.
Значительная работа по повышению боевых и эксплуатационных данных, живучести самолетов Як-1 и [86] Як-3 была проведена ОКБ А. С. Яковлева, коллективом нашего завода. Для этого приходилось регулярно изучать поведение «яков» в боевых условиях. К тому же воевали на них не только бывалые, опытные летчики и «середнячки», но и совсем молодые, только вступившие на путь войны после ускоренной подготовки сержанты. Да и технический состав был в основном молодым. Большая группа квалифицированных специалистов ОКБ и завода постоянно находилась на фронте, в воздушных армиях. Внимательно изучали поведение самолетов, требования и советы летно-технического состава.
Борьба за высокое качество выпускаемых самолетов при строгом обеспечении выполнения суточного графика сдачи готовых к бою самолетов была делом не простым. Внедрялись рекомендации институтов, учитывались требования и предложения фронтовиков. Важно было сократить циклы изготовления узлов, агрегатов, самолетов. Короче цикл, меньше заделы — меньше нужно запасов материала, комплектующих изделий. Но это не только четкое планирование, бесперебойное материально-техническое снабжение, но и внедрение конструктивных и технологических мероприятий.
Внедрение поточно-стендовой сборки потребовало некоторого изменения конструкции, технологии, введения новых соединений, деталей, узлов. Нет предусмотренных документацией материалов — необходимо искать и внедрять различные заменители. А сколько каждый день возникает незапланированных, непредвиденных «горящих» вопросов. Дорогостоящий, трудоемкий, дефицитный узел выполнен с отступлением от чертежа; в цехе окончательной сборки при стыковке крыльев прослабили отверстие; на статических испытаниях деформировался стержень каркаса фюзеляжа. Или (вот непредвиденный факт!) осенью 1942 года со Сталинградского фронта раздался тревожный звонок. Там появилась огромная масса грызунов, которые пробираются в самолеты, перегрызают обшивку, поедают резину, изоляцию электрических проводов, выводят из строя самолеты. Грызунов привлекло большое количество дерева, казеиновый клей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Грозные годы"
Книги похожие на "Грозные годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Левин - Грозные годы"
Отзывы читателей о книге "Грозные годы", комментарии и мнения людей о произведении.