Павел Берснев - Лабиринты ума

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Лабиринты ума"
Описание и краткое содержание "Лабиринты ума" читать бесплатно онлайн.
В книге петербургского философа-религиоведа П. В. Берснева рассматриваются возможности изучения мистического опыта человека при помощи современных достижений нейрологии. Что способствует возникновению религиозно-мистических переживаний? Можно ли достичь подобных состояний сознания искусственным путем? Эти вопросы решаются автором книги с привлечением примеров из духовных практик Древнего Востока и первобытных культов Америки.
Южноамериканские и мезоамериканские индейцы применяли даже такие радикальные средства расширения сознания, как трепанацию. Чтобы вернуть себе утраченные некогда, в начале времен, легендарные паранормальные способности, индейцы прибегали к практике «ритуальных» прижизненных трепанаций (хирургическая операция вскрытия костной полости) черепа в области левого полушария, что, возможно, приводило к блокированию программ левого полушария и активизации специфической деятельности правого[77]. На территории современного Перу примерно в период с I тыс. до н. э. по I тыс. н. э. существовала культура Паракас. Обитатели Паракаса уделяли особое внимание измененным состояниям сознания. Об этом свидетельствуют артефакты, психоделическое творчество этого удивительного народа: керамические полихромные сосуды и рисунки на ткани. Но еще одно свидетельство того времени – массовая трепанация черепов – до сих пор поражает ученых и порождает массу гипотез. Одну из таких гипотез, и весьма убедительную, излагает специалист по истории древнеамериканских цивилизаций Галина Ершова:
«Но еще более странным выглядит массовое трепанирование черепов. Такие черепа встречаются почти в половине случаев – от 40 до 60 %. Как водится, иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали. И речь идет не только о банальных маленьких отверстиях в затылочной части для понижения внутричерепного давления – этим занимались очень многие народы. В Паракасе широко и с размахом использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластиной.
Вместе с тем убедительных объяснений этого странного феномена – практики массовой трепанации – нет. Считать, что так лечились болезни мозга, было бы красиво, но сомнительно. Даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40%), перенесших операции, сопряженные с вскрытием черепа. Одно из предположений состоит в том, что трепанации делались вследствие нанесения ранений дубинками с каменным набалдашником, которые также часто встречаются в погребениях. Хотя очевидно, что подобные дубинки использовались по всему достаточно обширному региону и в разные периоды, но трепанации при этом у других народов не проводились. Кроме того, в подобных случаях на черепе помимо отверстий должны были бы присутствовать и трещины. Да и женщины достаточно редко участвуют в военных действиях и, как правило, не доходят до рукопашной, чтобы так вот залечивать раны на голове. Более убедительной кажется ритуальная версия. Однако сложно предположить, в чем состояла цель подобных хирургических вмешательств, если не согласиться с гипотезой о попытках достижения измененного состояния сознания. Аналогичную картину мы наблюдаем и в Мезоамерике, где при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего саиотеки в Оахаке, причем примерно в то же самое время, что и жители Паракаса, – но, правда, все же без такого размаха. Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови. Среди них были маленькие колющие орудия, небольшие ланцеты и крупные ножи. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки».[78]
Психоделики – искусственные способы расширения сознания?
Теме исследования психоактивных растений и синтетических веществ, воздействующих на сознание, посвящено немало работ. Как мы уже говорили, «психоделик» – термин, введенный в оборот английским психиатром Хамфри Осмондом (Humphrey Osmond), который, кстати сказать, был тем самым человеком, который познакомил знаменитого писателя Олдоса Хаксли с действием мескалина. В дословном переводе с греческого «психоделик» означает «расширяющий сознание» или «проявляющий, открывающий, проясняющий душу» – от psyche (психика, душа) и delos (явный, видимый).
Эта группа веществ имеет и другие названия, прежде всего отражающие ярковыраженное оценочное отношение к их воздействию: психодислептики, психотомиметики, психозогены, галлюциногены, фантастики, вызывающие экспериментальные психозы, энтеогены, делирианты, делюзионогены, эйдетики, мисперцептиногены, мистикомиметики, фанеротимы, фантастиканты, психотики, психотиканты, психогены, психозомиметики, психотаоаксики, психотогены, шизогены.
Среди исследователей психоделиков наиболее известны сегодня: Альберт Хофманн, Тимоти Лири, Теренс Маккенна, Чарлз Тарт, Марлин Добкин де Риос, Александр Шульгин. Для более подробного изучения психоактивных веществ рекомендуем обратиться к трудам этих авторов.
В настоящее время наблюдается бурное развитие новой интегральной науки – этноботаники.
Этноботаника (ethnobotany) – наука, занимающаяся исследованием отношений между растениями и людьми: от ethno – народ, люди и «ботаники» – науки о растениях. Этноботанику считают разделом этнобиологии[79].
Этноботаника изучает сложные отношения между растениями и культурой. Прежде всего, этноботаника занимается изучением того, как растения используются и воспринимаются в человеческих сообществах; в частности, как растения используются в пище, медицине, предсказаниях, косметике, окрашивании, текстиле, в строительстве, в изготовлении инструментов, валюте, одежде, в ритуалах, социальной жизни и музыке.
Так, этнобиология в ее этнобиологическом аспекте исследует культурную деятельность человека как непосредственно культивацию, сбор и различные методы использования растений в традиционной медицине (этномедицине). Таким образом, этноботаника исследует лекарственные свойства растений так, как они представлены в духовной жизни традиционных обществ. Многие этноботаники поэтому заинтересованы в исследовании традиционных «растений исцеления» («plant medicines») и того, как и почему они играют столь существенную роль в духовной и религиозной жизни человека.
В данной работе мы лишь совершим краткий обзор этой неисчерпаемой темы, выделив моменты, имеющие отношение к теме мистических переживаний и их связи с деятельностью головного мозга.
Сразу оговоримся, что в наши планы никоим образом не входит пропаганда наркотиков и других психоактивных веществ! Изложенный материал носит исключительно информационный характер. Оценка и выводы – дело самого здравомыслящего читателя.
Психоделики, пожалуй, нагляднее всего показывают связь между мистическими переживаниями и воздействием на мозг химического вещества.
«Что известно об этих веществах? Лекарства это, наркотики или сакраментальные снадобья? Легче сказать, чем они не являются. Эти вещества нельзя назвать наркотическими, опьяняющими, возбуждающими, анестезирующими или успокаивающими. Это скорее биохимические переключатели, которые открывают путь к переживаниям, всецело новым для многих людей Запада»(Тимоти Лири, Ричард Альперт).
По теории д-ра Лири, психоделики вызывают шок и стресс, которые разрушают старые программы, заложенные в период импринтной уязвимости и обучения (кондиционирования). В обычном состоянии мы обусловлены исключительно первыми четырьмя программами: биовыживательные потребности, эмоциональные игры, дающие статус в социуме, условные правила игры нашей культуры и сексуальное удовлетворение. Эти импринты не позволяют нам получать другие потенциально доступные сигналы и удерживают нас в границах одной, скажем, не слишком живописной реальности. Стирая прежние программы, психоделики дают возможность перепрограммирования и настройки на другие модели реальности, и, как следствие, открывается доступ к новым сигналам, которые обычное сознание относит к паранормальным или вовсе нереальным феноменам.
Как психоактивные вещества воздействуют на мозг и сознание? К этой проблеме можно подходить на разных уровнях – на грубом (физико-химическом), на более тонком (психико-энергетическом) и на тончайшем (мистическом).
На физиологическом уровне мы имеем следующую картину. Мозг представляет собой согласованную работу примерно 50 миллиардов нервных клеток, нейронов.
Нейрон является главной клеткой центральной нервной системы. Формы нейронов весьма разнообразны, но существуют три неизменные части, составляющие нейрон любого типа: сома (тело) и многочисленные разветвленные отростки двух типов – аксоны, по которым возбуждение передается от нейрона к другому нейрону, и дендриты, на которых заканчиваются аксоны от других нейронов. Места соединения нейронов называются синапсами (от греч. контакт), а процесс передачи информации – синаптической передачей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Лабиринты ума"
Книги похожие на "Лабиринты ума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Берснев - Лабиринты ума"
Отзывы читателей о книге "Лабиринты ума", комментарии и мнения людей о произведении.