Алексей Крученых - Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
Описание и краткое содержание "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера" читать бесплатно онлайн.
«Бука русской литературы», «футуристический иезуит слова», Алексей Крученых — одна из ключевых фигур и, пожалуй, самый последовательный в своих радикальных устремлениях деятель русского авангарда.
В настоящее издание включены произведения А.Е. Крученых, опубликованные автором в персональных и коллективных сборниках, а также в периодических изданиях в период с 1910 по 1930 г. Всего в издание вошло 365 текстов. Издание состоит из четырех разделов: «Стихотворения», «Поэмы», «Романы», текст оперы «Победа над солнцем». Большинство текстов, опубликованных в малотиражных или труднодоступных изданиях, впервые переиздается после первой (и в большинстве случаев единственной) публикации.
Сюжет «Баллады» предельно драматичен, что вместе с техническими соображениями заставило меня при выборе голоса остановиться на драматическом теноре. Из исполнителей в первую очередь рассчитываю на Н. Н. Рождественского, первоклассного певца труднейших музыкальных сочинений.
(С. 50).
ИРОНИАДА*
Крученых А. Ирониада: Лирика. Май-июнь 1930 г. М.: издание автора, 1930.
Героиня сборника — возлюбленная А. Крученых Ирина Смирнова. В предисловии к книге Крученых писал:
Забыть джаз-банд — это на повестке дня. Джаз-банд завоевал 1/2 мира — надо джаз-банд сократить.
Изощренность и новизна текста, ирония к существующему, заплывшему мещанством и тухлой чувственностью, введение новых интересов, ритма, словаря, — вот задача для поэта, перешагивающего «гастрономический» текстик.
Разумеется, все это дело необычайной трудности, тут возможны срывы, вывихи и надрывы…
Обращаясь к себе, считаю, что настоящая книга возможна лишь в дискуссионном порядке, а потому выпускаю ее в ограниченном тираже.
Друзья не осудят, а врагам «не даду».
(С. 2).
«Жизнь начинается так…»*
Велимир Грозный — В. Хлебников.
Ирина больна*
Перелёшин Борис — поэт, участник группы фуистов.
Три толстяка (Кадры)*
Олеша Юрий Карлович (1899–1960) — писатель, автор романа «Зависть», романа-сказки «Три толстяка».
Тибул, Гаспар Арнери, Суок, Раздватрис — персонажи сказки «Три толстяка».
Бендина Вера — актриса.
РУБИНИАДА*
Крученых А. Рубиниада: Лирика. Август-Сентябрь 1930 г.: Продукция № 178. М.: Изд. Автора, 1930.
В предисловии автор писал:
Тема этой книжки — жара, юг, красные краски, раскаленные звуки, кричащее горло.
Если встречаются другие картины (одинокая грусть, анемичные идиллии и проч.), то это для контраста: они быстро проходят и сменяются, уже окончательно, торжествующими красными цветами и настроениями.
Вот тематическая и техническая задача книжечки.
(С. 2).
«Уехала! Как молоток…»*
Коджоры (Коджори) — климатический курорт в Грузии, вблизи Тбилиси.
Рубина на Кавказе*
Гагрипш — гостиница в Гагре.
Вертинский Александр Николаевич (1889–1957) — эстрадный певец, автор песен.
Идиллия дачная*
Кунцево — город в Московской области (ныне в черте Москвы).
Рион (Риони) — река в Грузии, впадающая в Черное море.
Кисловодск — курортный город в Ставропольском крае.
Радиогранат*
Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) — деятель социал-демократического движения, теоретик и пропагандист марксизма.
«В фашистскую ночь…»*
ИНОТАСС — Иностранный отдел Телеграфного агентства Советского Союза.
Макдональд Джеймс Рамсей (1866–1937) — премьер-министр Великобритании в 1924 и 1929–1931 гг.
СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ
Херсонская театральная энциклопедия*
Первое стихотворение А. Крученых, появившееся в печати. Опубликовано в херсонской газете «Родной край» (1910, 9 января) в рубрике «Маленький фельетон» под псевдонимом: «А. Горелин».
«Анатэма» и «Анфиса» — пьесы Л. Н. Андреева.
«Бабочек бой» («Бой бабочек») — драма немецкого писателя Германа Зудермана.
«Госпожа пошлость» — пьеса Н. Н. Ходотова.
«Дети» — пьеса Н. А. Крашенинникова.
«Звезда нравственности» — комедия В. В. Протопопова.
«Зрелищ и хлеба» — («Хлеба и зрелищ»; «Panem et circenses») — крылатое латинское выражение, отражающее требования римской толпы в эпоху Империи.
«Иола» — пьеса польского писателя Ежи Жулавского (1874–1915).
«Козырь» — пьеса польской писательницы Габриэли Запольской (наст, фамилия — Корвин-Пиотровская; 1857–1921).
«Мелкий бес» — инсценировка С. Н. Белой (Богдановской) одноименного романа Ф. Сологуба.
«Маневры» — комедия немецких авторов Г. Шецлер-Перозини и Р. Кеслера.
«Лорензачио» («Лоренцаччо») — пьеса французского писателя Альфреда де Мюссе (1810–1857).
«Отцы и дети» — драма Л. Я. Никольского по одноименному роману И. С. Тургенева.
«Лес» — комедия А. Н. Островского.
«Старый закал» — драма А. И. Сумбатова-Южина.
«Три сестры» — пьеса А. П. Чехова.
«Измены» — возможно, имеется в виду пьеса Сумбатова-Южина «Измена».
Мельпомена — муза, покровительница трагедии.
«Черепослов» — имеется в виду «Черепослов, сиречь Френолог», оперетта в трех картинах «сочинения Петра Федотыча Пруткова (отца)» (то есть «отца» Козьмы Пруткова).
«Человек большой» («Большой человек») — комедия И. И. Колышко.
Путята (к. XI — нач. XII) — киевский тысяцкий, воевода Святополка II.
«Чайка» — пьеса А. П. Чехова.
«Электра» — трагедия древнегреческого драматурга Софокла; трагедия немецкого писателя Г. фон Гофмансталя.
«Свадьба» — сцена в одном действии А. П. Чехова.
«старые щипцы заката…»*
Опубликовано: Пощечина общественному вкусу: В защиту Свободного Искусства: Стихи. Проза. Статьи. М.: изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913 [1912]. Это первое стихотворение, построенное по принципу «мирсконца».
«Дверь…»*
Опубликовано: Садок судей II. СПб.: Журавль, 1913.
«Мир кончился. Умерли трубы…»*
Опубликовано: Дохлая луна: Сборник единственных футуристов мира!! поэтов «Гилея»: Стихи, проза, рисунки, офорты. М. [Каховка]: Гилея, 1913.
Из бездны*
Опубликовано: Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое. СПб.: Журавль, [1913].
«поскорее покончить…»*
Опубликовано: Крученых А., Хлебников В, Слово как таковое. [М., 1913].
Памяти Елены Гуро*
Опубликовано: Рыкающий Парнас. СПб.: Журавль, 1914.
Гуро Елена (Элеонора) Генриховна (1877–1913) — писательница, художница, участница футуристического движения. Композитор Артур Лурье, имевший тесные творческие контакты с группой кубофутуристов, позже вспоминал: «Несмотря на свою репутацию бешеного футуриста и новатора, в личной жизни Крученых обнаруживал большую душевную нежность и человечность. Особенно она проявлялась в его отношении к молодой футуристке Елене Гуро, писательнице и художнице <автор „Шарманки“>. <…> Наш Крученых совершенно бескорыстно, без тени намека на какую-либо романтическую привязанность, трогательно заботился о Елене Гуро как о сестре, делясь с ней всем, что он имел. Был он, конечно, очень беден. Безвременная кончина Елены Гуро <в 1913 году> всех нас поразила, и Крученых сильно горевал, оплакивая потерю друга» (Лурье А. Наш марш // Новый журнал. Кн. 94. Нью-Йорк, 1969. С. 133).
«Осенний сон» — пьеса Е. Гуро.
«…И нежданное и нетерпеливо — ясное был о небо между четких вечерних стволов…» — цитата из прозаической миниатюры Гуро «Порыв» (Гуро Е. Шарманка: Пьесы, стихи, проза. [СПб., 1909]. С. 85).
«Луной гнилою…»*
Опубликовано: Молоко кобылиц: Сборник: Рисунки. Стихи. Проза. М. [Каховка]: Гилея, 1914.
«копи богатства беги отца…»*
Опубликовано: Крученых А., Хлебников В. Тэ ли лэ. СПб., 1914.
На Удельной*
Опубликовано: Стрелец: Сборник первый. Пг.: Стрелец, 1915.
Критик Ал. Ожигов (Н. Ашешов) писал о стихотворении: «Вы скажете — сумасшествие? Да. Отчего же сумасшедшие не могут говорить с нормальными людьми, если нормальные люди часто глупее сумасшедших? А безумие стоит на границе с гениальностью, — давно это сказано и указано.
Правда, г. Крученых оговаривается, что его „гвоздь в голову“ относится к ощущениям „на Удельной“, т. е. в больнице для психически больных» (Ожигов Ал. О книге словесного пустозвонства // Современный мир. 1915. № 3. С. 168).
М. Левидов отзывался о стихотворении следующим образом: «Неистово мрачный А. Крученых озаглавил свой opus: „На Удельной“, — что-то вроде опыта юмористической исповеди сумасшедшего, стихотворение цельно, выдержанно, но навряд ли талантливо: образы скудны, слова бесцветны. <…>. Как видно, футуризм, насколько он выражался в знаменитом „Дыр… Бул… Щур…“ для Крученых уже пройденный этап» (Левидов М. Сборник «Стрелец» // Наши дни. 1915. № 4. С. 11).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
Книги похожие на "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Крученых - Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
Отзывы читателей о книге "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера", комментарии и мнения людей о произведении.