Андрей Батяев - Кредиты для малого бизнеса
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Кредиты для малого бизнеса"
Описание и краткое содержание "Кредиты для малого бизнеса" читать бесплатно онлайн.
В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях. При этом, как показывает практика, 80–85 % разработок малых фирм внедряется в течение 1–2 лет.[2]
Однако российский малый бизнес обладает рядом национальных черт, присущих только ему:
1) нестабильность экономики России делает малые предприятия многопрофильными. Постоянная изменчивость рынка заставляет предпринимателей искать источники дохода, зачастую не имеющие между собой никакой связи;
2) российские малые предприятия характеризуются постоянным стремлением к независимости. На западе малые предприятия часто работают на основе договора субподряда и франчайзинга. Ярким примером такой системы является сеть ресторанов быстрого питания McDonalds и компания Coca-cola;
3) существенным минусом российского предпринимательства является низкий уровень технической оснащенности и безграмотность предпринимателей в управленческой сфере;
4) малое предпринимательство позволяет решить остро стоящие в современной России вопросы. Оно решает проблему занятости населения, задает направление кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства.
2. Место малого предприятия в экономике страны
Особое место в экономике страны в настоящее время занимают монополисты. Однако лоббирование интересов этих гигантов противоречит стратегическим задачам развития государства. В современной экономике действует такой закон: чтобы обеспечить экономический рост, необходимо как можно большее количество конкурентоспособных малых и средних предприятий в сфере промышленности, строительства и инноваций. Таким образом, крупный, средний и малый бизнес должны быть объединены достаточно простой идеей: рост уровня экономики и инноваций базируется на росте благосостояния населения и авторитета страны в мире, что происходит лишь благодаря хорошо развитым местным локальным рынкам.
Примером этого довода являются положительные тенденции в экономике Финляндии. Государство сделало ставку в развитии экономики на продуктивное сотрудничество крупного, среднего и малого бизнеса. С этой целью государство создало систему поддержки как со стороны самих органов государственной власти, так и со стороны частных лиц. Финансовая сторона протекционистской политики базируется на кредитных гарантиях, микрокредитовании, венчурном финансировании. Этот механизм разработан и реализуется такой государственной организацией, как «Финвера».
Структура малого предпринимательства в Российской Федерации сложилась в 1990-х гг. Появился ряд отраслей, в которых малые предприятия ни в чем не уступают крупным и средним. Наибольшее число малых предприятий ведут активную деятельность в сфере торговли и общественного питания. При этом существует тенденция к увеличению числа субъектов малого предпринимательства в этих отраслях экономики.
Далее по числу малых предприятий и рабочих мест, предоставляемых ими, располагаются промышленность и строительство. Наиболее развитые малые предприятия находятся в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. Это можно объяснить тем, что планка для попадания в вышеназванные отрасли, т. е. минимальный размер предприятия, которое сможет продуктивно работать и составлять конкуренцию остальным, здесь ниже по сравнению с другими отраслями. Наименьший процент малых предприятий от общего числа хозяйствующих субъектов насчитывается в сельском хозяйстве. Это можно объяснить тем, что место малых предприятий в этой отрасли занято подсобными хозяйствами, а продукция, произведенная в личных хозяйствах граждан, участвует в товарном обороте, то есть она реализуется на рынках, тем самым удовлетворяя потребности населения. Можно сказать, что в этой отрасли преобладают незарегистрированные малые предприятия. В качестве критериев, в соответствии с которыми должно происходить распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства, можно назвать следующие:
1) особенности конкуренции в той или иной сфере рынка;
2) препятствия для выхода на рынок, в число которых входят и административные препоны;
3) потребности населения в товарах и услугах, предлагаемых предпринимателем;
4) окупаемость производства;
5) особенности приватизации государственной собственности, в т. ч. и разгосударствление земельного фонда.
Последнее условие сыграло решающую роль в том, что малое предпринимательство не получило широкого распространения в сельском хозяйстве. Ввиду того, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ), невозможно приобретение в собственность земель сельскохозяйственного значения.
В условиях современности наиболее перспективными для приложения усилий малых предприятий представляются сферы, затраты на развитие которых сравнительно малы. Таковыми являются торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники. В частности, в торговой сфере работает практически каждое второе предприятие.
Для развития малого предпринимательства в Российской Федерации необходим ряд условий:
1) во-первых, необходимо создать благоприятный климат для роста бизнеса. Для этого следует снизить давление на предпринимателей со стороны бюрократический машины. В частности, назрела необходимость упрощения процесса государственной регистрации малых предприятий, сокращения числа контролирующих органов на местах;
2) во-вторых, необходимо уменьшение налогового бремени;
3) в-третьих, должно происходить накопление денежных потоков, направленных на поддержку малого бизнеса, из бюджетов разных уровней. Также должна осуществляться протекция малого предпринимательства в рамках федеральных программ, и расходы на финансирование программ должны предусматриваться особой статьей федерального бюджета. Создание системы поручительств позволит коммерческим кредитным организациям более эффективно действовать в процессе кредитования начинающих предпринимателей. Увеличение объемов микрофинансирования позволит в 2–3 раза расширить сферу финансовой поддержки начинающих предпринимателей. Также необходимо широкое использование таких гибких финансовых технологий, как финансовый лизинг и финансовый франчайзинг. Их использование будет удовлетворять интересы малого и крупного бизнеса. С целью внедрения и разработки инновационных технологий должны быть созданы бизнес-инкубаторы, научные инновационные парки;
4) в четвертых, назрела необходимость контроля в области малого бизнеса на федеральном уровне. С этой целью должны создаваться специализированные комиссии. Важно распределить зоны ответственности между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и осуществление государственных программ по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства, установление благоприятного климата для их развития, и, с другой стороны, несущими ответственность за вопросы по реализации федеральной политики, государственной поддержке малого предпринимательства и по облегчению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить создание государственных корпораций;
5) в пятых, для развития малого бизнеса требуется изменение потребительского поведения, в котором в настоящий момент преобладает консерватизм, т. е. население не готово потреблять товары и услуги, предлагаемые рядом предприятий малого бизнеса. Низкий уровень спроса препятствует обновлению комплекса товаров и услуг и освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг достаточно медленно наращивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям, что приводит к сужению ассортимента со стороны последних. Это влечет за собой отсутствие средств инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.
Толчком для развития бизнеса является конкуренция. От того, сможет ли предприятие устоять в конкурентной борьбе, будет зависеть не только его выживание, но и способность к росту и развитию. Доклад Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Report» выделил 9 основных агрегированных факторов конкурентоспособности:
1) открытость и прозрачность экономики;
2) политику и роль государства;
3) развитость финансовой системы;
4) эффективность производственной и социальной инфраструктуры;
5) степень инновационности технологического развития;
6) уровень менеджмента;
7) уровень квалификации и производительности труда;
8) развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства (либеральный или с государственным регулированием);
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кредиты для малого бизнеса"
Книги похожие на "Кредиты для малого бизнеса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Батяев - Кредиты для малого бизнеса"
Отзывы читателей о книге "Кредиты для малого бизнеса", комментарии и мнения людей о произведении.