» » » » Радий Фиш - Джалалиддин Руми


Авторские права

Радий Фиш - Джалалиддин Руми

Здесь можно скачать бесплатно "Радий Фиш - Джалалиддин Руми" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство "Молодая гвардия", год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Радий Фиш - Джалалиддин Руми
Рейтинг:
Название:
Джалалиддин Руми
Автор:
Издательство:
"Молодая гвардия"
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Джалалиддин Руми"

Описание и краткое содержание "Джалалиддин Руми" читать бесплатно онлайн.



Биографический роман о выдающемся проповеднике и поэте-суфии Джалалиддине Руми (1207-1273).






Музыка, любимый ребаб помогли ему, Джалалиддину, не разумом, а всем существом своим слиться с людьми и миром, ощутить себя всемогущим, совершенным человеком, равным богу. Недаром все, кому выгодно разъединение людей, расчленение мира, отчуждение сущности от явления, с такой злобностью пытались вырвать у него из рук это единственное оружие.

Каких только наветов и клевет не приходилось ему опровергать, с какими только опасностями не встречался он из-за пристрастия своего к ребабу. В последний раз это было лет пять назад…

В то утро после бессонной ночи, проведенной вместе с Хюсаметтином над их общей книгой, ему не сиделось дома. Потолки давили, стук плошек, шорох шагов, приглушенные голоса, словом, шум обычной жизни, шедшей за стенами с постоянной оглядкой на него — не выйдет ли трапезничать, не позовет ли, не спросит чего, — утомляли. Хотелось побыть совсем одному, наедине с собой.

Он тихо вышел через заднюю дверь, думая направиться за город, в виноградники. Утро стояло ослепительно яркое, в воздухе ни дуновения, что предвещало удушливо жаркий, томительный день, и, шагая вдоль крепостной стены, отвечая на поклоны редких прохожих, он вдруг вспомнил об укромном местечке возле рва у самых султанских ворот.

Здесь, под древней чинарой, с трех сторон укрытой кустами жимолости, под густое гудение шмелей, он уселся на землю и раскрыл том стихов Санайи. Возгласы стражников, топот копыт по настилу, скрип арб не мешали его уединению — то была жизнь, текущая помимо него, своим неизменным ходом.

Он углубился в чтение.

Переворачивая страницу, рассеянно поднял голову. Шагах в пяти, сложив руки крест-накрест на груди, стоял тщедушный маленький тюрок-факих. Жидкая бороденка его тряслась от страха, но в узких глазках сквозила медоточивая хитрость. «Разыскал все-таки! Наверное, давно стоит тут, не решаясь ни подойти, ни нарушить молчания».

Встретившись с его взглядом, факих опустил глаза и пугливо, точно почва могла каждый миг разверзнуться у него под ногами, приблизился. Согнулся до земли, вытащил из рукава и протянул бумагу.

Один из самых серых, бесталанных богословов Коньи, старик вечно был на побегушках у своих более удачливых и сановных сотоварищей по ремеслу: надеялся хоть на старости лет сподобиться назначения на должность настоятеля в самом захудалом медресе или помощника кадия в каком-нибудь городишке. Он бы и добился своего, но только если бы перестал добиваться. Пренебрегаемый и презираемый другими улемами, он был им нужен — каждый раз, когда предстояло неприятное поручение, в качестве жертвенной овечки выбирали его.

Что поручение и на сей раз выпало ему не из приятных, было видно по испугу бедняги. Джалалиддин догадался — снова дело идет о музыке, ибо его ушей успели достичь слухи о новом доносе, который принесли на него улемы главному кадию Коньи Сираджиддину:

«О глава учености, предводитель мудрости, опора шариата и наместник пророка, господин наш, ваше святейшество! — взывали к Сираджиддину богословы. — Отчего такая ересь, как пение и музыка, завелась и распространяется по нашей земле, заглушая хвалу, которую в мечетях возносят Аллаху правоверные?! Да исполнится надежда, что будет положен конец сему обычаю и будет вырван он с корнем!»

Приняв от старика свиток, Джалалиддин ничем не выказал досады. Спросил:

— От кадия?

— Истинно от кадия, господина нашего Сираджиддина! — откликнулся факих, успевший тем временем отступить на прежнее место.

Джалалиддин распечатал свиток. Тонким писарским почерком были выведены в нем вопросы по праву и логике, диалектике и красноречию, астрологии и алхимии, толкованию корана и медицине, о божественном и природном. Все эти вопросы считались каверзными, многие неразрешимыми, во всяком случае, задавшие их мужи — он-то их знал, — вряд ли сами могли на них ответить. Знания — как хлеб. Десять батманов хлеба нести легко, а вот съесть не просто. Откуда знать этим носильщикам хлеба учености, как его едят?!

А Сираджиддин хитрец! Сам бы не против издать фетву, запрещающую собрание с музыкой и плясками, которые отвлекают паству и ее подношения, коими кормились улемы. Но что поделать, если здесь, в Конье, простой народ любит музыку и стихи! Если Муиниддин Перване, всесильный управитель султанский, желая снискать народную привязанность, устраивает для Джалалиддина сэма, на которых присутствуют высшие сановники дивана и даже султанши!

Лучше бы уж не совались эти тупоголовые улемы со своим доносом. Но если донос получен, хочешь не хочешь, а разбирать его надо. Что ж, принесший донос от доноса погибнет.

— Каждого барана подвешивают за свои ноги, — ответствовал кадий Сираджиддин улемам. — Поскольку сей муж имеет силу от бога, негоже с ним тягаться. Он и в науках явных, а не только скрытых не имеет равных себе!

Кадий Сираджиддин, по крайней мере, умел отличить носильщиков от едоков. И знал, ибо по долгу службы приходилось ему не раз слышать стихи Джалалиддина, что тот пренебрег казненной ученостью не от невежества — сам съел раз в десять больше, чем любой из местных улемов мог натаскать в кладовые памяти, а оттого, что на пиршестве познания не мог удовольствоваться черствыми сухарями.

…Однажды ученый грамматик поднялся на борт корабля.
— Учил ты грамматику, кормчий? — спросил он, к рулю подойдя.
— О нет, не учил, ваша милость, не знаю грамматики я.
И молвил ученый спесиво: — Полжизни, знать, прожил ты зря.
Умолкнул обиженный кормчий, досаду в душе затая.
Но вот налетел в море ветер, и бездны разверзлись до дна.
— Умеешь ты плавать, любезный? — спросил его кормчий тогда.
— Нет, брат, не умею я плавать, ведь тело не держит вода.
— Что ж, — кормчий ответил спокойно, — всю жизнь, значит, прожил ты зря.

Джалалиддин пробежал глазами вопросы, коими улемы, не удержавшись, решили проверить слова кадия о его учености.

— Перо и чернила! — приказал он факиху, точно говоря: «Ну, сейчас мы расщелкаем ваши семечки».

Не спеша ответив на каждый вопрос, он свел их все воедино, подобно опытному лекарю, составляющему из многих горьких снадобий одну пилюлю, ибо обладал способностью за разными явлениями видеть единую суть.

Покончив с ответом, он помедлил мгновение, представляя, как вытянутся лица его экзаменаторов, когда проглотят они эту пилюлю, которую, запыхавшись от усердия, почтительно вручит им старик, смиренно стоящий теперь в отдалении. А затем со все возрастающим удовольствием принялся писать на обороте слова письма, в коем за внешним смирением — его требовали правила этой дурацкой, но, увы, неизбежной игры — сквозила явная издевка.

«Ученейшие мужи мира! Да будет ведомо вам, что «страсть к нагроможденным кантарам золота и серебра, меченым коням» и прочему, упомянутому в стихе четырнадцатом третьей суры Корана, а также медресе и ханаки предоставил я, покинув их, к услугам людей выдающихся и знатных. Ни на какой пост не претендую я, ни на что на свете не зарюсь, да будут обильными богатства этих господ, да вкусят они сладость мира сего. Мы же удалились от него в уединение. От славы заперлись у себя в доме. И даже запрещаемый, объявленный харамом ребаб выпустили бы из рук своих и вручили бы им, если бы был им он надобен. Ведь лишь от униженности и заброшенности ребаба взяли мы его в длани свои, ибо расположение к несчастным и униженным завещано мужам истины и веры самим пророком».

Опоздали, святейшие! Если раньше не удалось, то теперь и подавно никто не в силах отобрать у него ребаб. Придется вам проглотить пилюлю, как она ни горька…

Через несколько дней старик факих, всегда живший чужим умом, подражавший другим улемам, встретил в ювелирном ряду Аляэддина Сирьянуса и, не удержавшись, посетовал:

— Так-то оно так, сынок. Но ведь я прочел столько книг, что и на ишаке не увезти. И нигде не встречал ни строки, в которой было бы сказано о дозволенности вашего ребаба!

Сирьянус больше прочих мюридов Джалалиддина торжествовал победу над черными джуббе — эти длинные кафтаны колоколом носили все здешние богословы. Но в отличие от учителя он не был обязан облекать свои мысли в облатки ученой вежливости и не преминул воспользоваться этой свободой:

— Что поделать, отец, если ты читал их, как ишак, а потому и ничего не понял!

…Внемлите наставлениям моим
И предостережениям моим!


Дабы стыда и скорби избежать,
Не надо неразумно подражать.


В суфийскую обитель на ночлег
Заехал некий божий человек.


В хлеву осла поставил своего,
И сена дал, и напоил его…


Суфии нищие сидели в том
Прибежище, томимые постом…


Поймешь ли ты, который сыт всегда,
Чту иногда с людьми творит нужда?


Орава тех голодных в хлев пошла,
Решив немедленно продать осла.


«Ведь сам пророк — посланник вечных сил —
В беде вкушать и падаль разрешил!»


И продали осла, и принесли
Еды, вина, светильники зажгли.


«Сегодня добрый ужин будет нам!» —
Кричали, подымая шум и гам.


«До коих пор терпеть нам? — говорят. —
Поститься по четыре дня подряд?


Доколе подвиг наш? До коих пор
Корзинки этой нищенской позор?


Что мы, не люди, что ли? Пусть у нас
Веселье погостит на этот раз!»


Позвали — надо к чести их сказать —
И обворованного пировать.


Явили гостю множество забот,
Спросили, как зовут и где живет.


Старик, что до смерти в пути устал,
От них любовь и ласку увидал.


Один бедняге ноги растирал,
А этот пыль из платья выбивал.


А третий даже руки целовал.
И гость, обвороженный, им сказал:


«Коль я сегодня не повеселюсь,
Когда ж еще, друзья? Сегодня пусть!»


Поужинали. После же вина
Сердцам потребны пляска и струна.


Обнявшись, все они пустились в пляс.
Густая пыль в трапезной поднялась.


То в лад они, притопывая, шли,
То бородами пыль со стен мели.


Так вот они, суфии! Вот они,
Святые. Ты на их позор взгляни!


Средь тысяч их найдешь ли одного,
В чьем сердце обитает божество?


***
Придется ль мне до той поры дожить,
Когда без притч смогу я говорить?


Сорву ль непонимания печать,
Чтоб истину открыто возглашать?


Волною моря пена рождена,
И пеной прикрывается волна.


Так истина, как моря глубина,
Под пеной притч порою не видна.


Вот вижу я, что занимает вас
Теперь одно — чем кончится рассказ,


Что вас он привлекает, как детей —
Торгаш с лотком орехов и сластей.


Итак, мой друг, продолжим, — и добро,
Коль отличишь от скорлупы ядро!


***
Один из них, на возвышенье сев,
Завел печальный, сладостный напев.


Как будто кровью сердца истекал,
Он пел: «Осел пропал! Осел пропал!»


И круг суфиев в лад рукоплескал,
И хором пели все: «Осел пропал!»


И их восторг приезжим овладел.
«Осел пропал!» — всех громче он запел.


Так веселились до утра,
А утром разошлись, сказав: «Пора!»


Приезжий задержался, ибо он
С дороги был всех больше утомлен.


Потом собрался в путь, во двор сошел,
Но ослика в конюшне не нашел.


Раскинув мыслями, решил: «Ага!
Его на водопой увел слуга».


Слуга пришел, скотину не привел.
Старик его спросил: «А где осел?»


«Как где? — слуга в ответ. — Сам знаешь где!
Не у тебя ль, почтенный, в бороде?!»


А гость ему: «Ты толком отвечай,
К пустым уверткам, друг, не прибегай!


Осла тебе я поручил? Тебе!
Верни мне то, что я вручил тебе!


Да и слова Писания гласят:
«Врученное тебе отдай назад!»


А если ты упорствуешь, так вот —
Неподалеку и судья живет!»


Слуга ему в ответ: «При чем судья?
Осла твои же продали друзья!


Что с их оравой мог поделать я?
В опасности была и жизнь моя!


Когда оставишь кошкам потроха
На сохраненье, долго ль до греха!


Ведь ослик ваш для них, скажу я вам,
Был что котенок ста голодным псам!»


Суфий слуге: «Допустим, что осла
Насильно эта шайка увела.


Так почему же ты не прибежал
И мне об их злодействе не сказал?


Сто средств тогда бы я сумел найти,
Чтоб ослика от гибели спасти!»


Слуга ему: «Три раза прибегал,
А ты всех громче пел: «Осел пропал!»


И уходил я прочь и думал: «Он
Об этом деле сам осведомлен


И радуется участи такой.
Ну что ж, на то ведь он аскет, святой!»


Суфий вздохнул: «Я сам себя сгубил.
Себя я подражанием убил


Тем, кто в душе убили стыд и честь,
Увы, за то, чтоб выпить и поесть!..» [2]

КОНЕЦ СВЕЧИ ПЕРВОЙ

…На лице Джалалиддина обозначилась улыбка. И застыла. Уж не чудится ли ему? Послышались приглушенные звуки ребаба.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Джалалиддин Руми"

Книги похожие на "Джалалиддин Руми" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Радий Фиш

Радий Фиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Радий Фиш - Джалалиддин Руми"

Отзывы читателей о книге "Джалалиддин Руми", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.