» » » » Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)


Авторские права

Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Виноград, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Рейтинг:
Название:
Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Издательство:
Виноград
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
985-6399-02-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.



Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.






7.3.3. Источник трудовой активности человека как структурного уровня актуальной действительности

Теперь обратимся к универсальному диалектическому методу анализа статики и динамики структурного слоя, исходным структурным уровнем которого является человек. Первый вопрос — что является необходимым энергетическим источником функционирования, эволюции структурного уровня как универсального «кирпичика мироздания»? «Противоречие — вот имманентный источник движения, развития, всякого рода жизненности. Это принцип всякого самодвижения» и «нечто жизненно, только если оно содержит противоречие…». «Противоречие, — утверждается в малой „Логике“, — вот что на деле движет миром» (23).

Именно к этому вопросу, касающемуся источников энергии эволюции структурного уровня человека, то есть источников энергии психической деятельности, следует отнести рассмотренные в разд. 6.2 психоаналитические исследования З. Фрейда. Одно из фундаментальных достижений психоанализа — вскрытие внутреннего противоречия, лежащего в основе психической деятельности. Одна из противоположностей этого противоречия лежит в области бессознательного («Оно» — глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость»), другая — в области сознания («Я»). Если рассматривать сознание как отражение объективной действительности, объективной необходимости, то, как уже говорилось в разд. 6.2.3, основное фундаментальное противоречие, лежащее в фундаменте психической деятельности, можно констатировать как противоречие между субъективной потребностью и объективной действительностью, проявляющей себя как объективная необходимость. Таким образом сформулированное противоречие есть тот фундамент, который позволяет применить диалектический подход, диалектическую логику для анализа внутрипсихического содержания личности и мотивации поведения человека (например, как уже отмечалось, фрейдовский «принцип удовольствия» есть не что иное как тенденция развития, направленная на устранение этого противоречия в соответствии с диалектическим законом отрицания).

Таким образом, если целью трудовой деятельности является преобразование природных веществ, энергии и информации в продукты, удовлетворяющие потребности человека, являющиеся «основной побудительной силой познавательной и практической деятельности человека, источником его активности» (47,287), то результатом трудовой деятельности может быть снятие противоречия между субъективной потребностью и объективной необходимостью, иными словами, устранение основного внутрипсихического источника энергии эволюции человека как структурного уровня актуальной действительности. Каковы возможные механизмы этого процесса?

7.3.4. Кибернетический автомат как отрицание структурного уровня человека

Вспомним гениальную догадку Гегеля, этого «интуитивно мыслящего ясновидца», о деятельной природе Абсолютной Идеи. Благодаря труду человек приходит к самому себе, «работающее сознание приходит, следовательно, этим путем к созерцанию самостоятельного бытия как себя самого», то есть осознает себя как личность (33,105). Целесообразная практическая деятельность трактуется Гегелем как духовная деятельность даже тогда, когда речь идет о ее материальных элементах — об орудиях труда. Гегель говорит об орудиях труда, что «они стоят выше тех конечных целей человека, реализации которых они служат» (34,200).

Как уже говорилось в разд. 6.1.3, замечание Гегеля о преимущественном значении орудий труда по отношению к целям касается именно и только человеческих целей. Гегель проводит четкое различие между ними и бесконечной целесообразностью идеи. «Люди трудятся, ставят себе ограниченные по своему масштабу цели, реализуют их, но сверх того реализуется нечто другое, чем эти цели людей». Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» (35,27). Это и есть то, что Гегель называет бесконечной целью или, иначе, хитростью разума, который держится вне человеческих страстей, интересов и целей, действует за спиной людей, но в то же время скрыто содержится в них, решая бесконечную задачу идеи, задачу, связанную с деятельностью ее самопознания, «самообъективирования» (24,16).

В чем же может быть эта «хитрость разума» (Абсолютной Идеи), «который держится вне человеческих страстей, интересов и целей, действует за спиной людей, но в то же время скрыто содержится в них, решая бесконечную задачу идеи»?

Если посмотреть в историческом плане на эволюцию процесса удовлетворения потребностей, то мы можем увидеть удивительно знакомый универсальный диалектический процесс реализации тенденции конкретного структурного уровня — движение к устранению внутренней противоречивости, для структурного уровня человека — внутреннего психоэнергетического источника развития — удовлетворению потребностей (фрейдовский «принцип удовольствия»). Но следующий закономерный этап эволюции универсального структурного уровня — формирование уровня отрицания, на котором снимается внутренняя противоречивость, источник энергии эволюции предыдущего уровня. Каким образом это может происходить на структурном уровне человека?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что с увеличением потребностей идет увеличение производительности самого труда, то есть «благодаря различным усовершенствованиям меньшее количество превратимой энергии человеческого труда способно превращать большие количества низшей энергии в высшие формы, чем это делалось прежде». Иными словами, в ходе исторического развития возрастают возможности людей совершать все большую работу при все меньших затратах физического труда. Эта особенность представляет собой закон роста производительности труда.

Этот рост осуществляется за счет появления и усовершенствования орудий труда: начиная с обычной палки в руках преисторического обезьяночеловека, через простейшие автоматические устройства (можно считать, что камень, подпертый шестом и установленный на тропе мамонтов, был первым автоматом) к современным автоматическим производствам, заводам-автоматам, кибернетическим «монстрам» с искусственным интеллектом — киберам или интеллектуальным роботам — системам, управляемым компьютером по программе искусственного интеллекта и способным к самостоятельному целенаправленному взаимодействию с окружающей средой (92,264).

Таким образом, «безобидное» стремление к удовлетворению потребностей и устранению внутренней противоречивости естественным образом и отчасти неожиданно привело человечество к киберам. «Сегодня мы являемся свидетелями того, — пишет акад. А. Колмогоров, — как автомат своими точно рассчитанными действиями завоевывает одну за другой области, еще совсем недавно находившиеся под непосредственным и исключительным контролем и управлением мышления» (48,8). «Интеллектуальный робот (кибер), которым управляет компьютер по программе искусственного интеллекта, начинает выполнять действия, прежде считавшиеся исключительной монополией человека» (93,164). Или вспомним мнение У.Р. Эшби (см. разд. 7.3): «Поскольку живой мозг в течение длительного времени развивался в земных условиях, его операционные методы специализировались. В результате мозг, вместо того, чтобы быть исключительно гибким механизмом, стал как сейчас оценивается, в высшей степени негибкой системой» (48,34). Таким образом, кибернетика приводит к мысли о функциональном единстве живого и неживого. Ставится под сомнение уникальность функциональных возможностей живого и, как высшей ступени, — человека. На основании этого можно предположить, что кибернетический автомат — полноценный преемник антиэнтропийных функциональных возможностей человека и при этом без присущего человеку внутреннего психоэнергетического источника противоречивости. Иными словами, не является ли кибер полноценным структурным уровнем отрицания структурного уровня человека? Не есть ли это результат процесса реализации универсальной тенденции обобщенного структурного уровня? Похоже, что дело обстоит именно так. Человек, бессознательно следуя своим потребностям, сам создает свое диалектическое отрицание. Вспомним выводы З. Фрейда: «Бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду» (39,39). Это, возможно, и есть механизм проявления «хитрости Абсолютной Идеи», предсказанной Гегелем еще в начале прошлого века.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Шулицкий

Борис Шулицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.