Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.
Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.
Если принять во внимание, что энерго-информационный уровень есть совокупность и, одновременно, результат взаимодействия субинформационного и субэнергетического уровней, то становится очевидным, что в соответствии со всеми требованиями диалектики Гегель рассматривает процесс саморазвития абсолютной идеи, отправляясь от уровня информационных структур. На одном из этапов этого процесса происходит материализация субинформационной структуры данного уровня, превращение идеальной информации в материализованную в результате наполнения субэнергией (образование энерго-информационной структуры). По словам Гегеля, это соответствует «отчуждению», «превращению в природу», переходу идеи в форму «инобытия». На материализованном (энерго-информациоином) структурном уровне происходит формирование противоречия — источника энергии развития и, в соответствии с законом отрицания, как тенденция этого развития проявляет себя очередной субинформационный уровень. Тенденция реализуется как объективная необходимость (по Гегелю — «абсолютное понятие» принимает вид «естественной необходимости»). Результатом развития, в соответствии с законом отрицания, является следующий энерго-информационный уровень, развитие которого, в свою очередь, приводит к проявлению очередного субинформационного уровня. Для энергоинформационного уровня человека он соответствует индивидуальному сознанию, то есть «…абсолютная идея… проделывает новое развитие и в человеке, наконец, снова приходит к самосознанию». Следующий этап развития на уровне сознания — формирование общественного сознания как внутреннего закона композиции для следующего материального структурного уровня — ноопланетоорганизма (человеческое общество следует рассматривать как промежуточный этап). Структурный уровень ноопланетоорганизма есть, опять-таки, результат процесса развития в соответствии с исходной тенденцией, приводящей к формированию отрицания, снятию исходного противоречия и, соответственно, исходной тенденции. Одним из этапов этого процесса является общественно-историческая деятельность человека. Именно поэтому, в соответствии с гегелевским представлением, «в истории это самосознание опять выбивается из первозданного состояния».
Таким образом, можно предположить, что гегелевская диалектика, стоя «на голове», рассматривает фрагмент актуальной действительности, отправляясь от конкретного уровня информационных структур. Маркс, поставив ее «на ноги», взял за основу конкретный материальный (энерго-информационный) структурный уровень, т.е. материализованную информационную структуру. С позиций мадэализма оба подхода имеют равные права на адекватность в рамках фрагмента актуальной реальности, а действительное цельное сопряжение с актуальной реальностью может иметь только диалектическое единство этих подходов.
4. Работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и современная действительность
По известному выражению М. Планка, новые, революционные идеи и теории побеждают только тогда, когда вымирает поколение — носитель старых теорий. Иными словами, новое, революционное должно быть ориентировано в первую очередь на молодежную среду. В связи с этим уместно рассмотреть тривиальные, «азбучные» положения ортодоксальной концепции и соотнести их с современной действительностью. Особое значение в этом аспекте имеет фундаментальная работа Ф. Энгельса «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», написанная в 1886 г. В ней дана характеристика отношения марксистской философии к своим теоретическим источникам. Особенно важным для современной действительности можно считать сделанный Энгельсом анализ революционного характера диалектики Гегеля.
Действительность, согласно диалектике Гегеля, не стоит на месте, а изменяется, развивается. Все, бывшее в свое время действительным, разумным, необходимым, со временем отрицается, утрачивает свое право на существование. Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная. Отсюда следует вывод: «все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, а все, что есть в человеческих головах разумного, имеет основания к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности» (14,275).
Диалектика Гегеля, как отмечает Ф. Энгельс, раз и навсегда разделалась со всякими представлениями об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Иначе говоря, процесс познания никогда не может быть завершен, поскольку предмет познания — природа и общество — находятся в постоянном изменении, развитии. «Для диалектической философии, — пишет Ф. Энгельс, — нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу…» (14,276). «Мы никогда не должны забывать, что все приобретенные нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретали… То, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость» (14,302).
Таковы революционные выводы, вытекающие из самого духа диалектики Гегеля. И как продолжение, Ф. Энгельс подчеркивает: «…С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-исторической области материализм неизбежно должен изменить свою форму» (14,286).
Обратимся к современной действительности. Фундаментальное открытие нашего столетия — законы единства управления и связи в живом организме и автомате, единство математических уравнений, описывающих эти процессы. О фундаментальном значении этого открытия, сделанного Н. Винером в рамках кибернетики, можно судить по тем разительным изменениям в жизни человеческого общества, которые оно принесло буквально сразу после своего появления — роботизация, кибернетизация, компьютеризация… Эти слова стали символом нашего времени, символом нашей эпохи.
Задача философской концепции — предсказывать, прогнозировать основные направления, на которых необходима концентрация усилий научного поиска, служить матрицей научного поиска. В рамках марксистской философии, претендовавшей на роль такой матрицы, кибернетика как новое направление не только не была предсказана, но и нашла «аргументированное» отрицание своего права на существование. Это свидетельствует об отсутствии сопряжения с объективной действительностью и о необходимости изменения (по Энгельсу) формы концепции (существующей в неизменном виде с прошлого века).
Фундаментальные изменения произошли в области физики. Одно из самых значительных — рождение квантовой физики. Дискретность, квантованность пространственно-временных процессов на микроуровне, т.е. в самом фундаменте объективной действительности, вскрытие принципиально вероятностного характера этих процессов и т.д. — каждое из этих открытий должно было отразиться на философской концепции. Но марксистская философия, претендовавшая на роль основополагающей, фундаментальной концепции современности, «целомудренно» берегла себя от изменения формы (вопреки прогнозам Энгельса), стыдливо прикрываясь, как фиговым листком, фразой «…не догма, а руководство к действию», на деле оставаясь догмой. Догматизм проявился в неспособности прогнозировать развитие как научного знания (служить матрицей научного поиска), так и общественно-экономической жизни.
Можно продолжить ряд «составляющих эпоху открытий в естественноисторической области», не нашедших своего отражения в теории. Это, на наш взгляд, делает очевидным несостоятельность марксистской концепции и свидетельствует об утере сопряжения с актуальной действительностью (см. разд. 6.1.2). К таким выводам приводит анализ работы Ф. Энгельса «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии» и взгляд через призму этой работы на современную действительность.
5. Причины возникновения новых философских концепций и современная действительность
Как уже отмечалось в разд. 4, новые, революционные теории должны быть ориентированы прежде всего на молодежную среду. В этом аспекте имеет смысл рассмотреть «азбучные» положения, касающиеся причин появления новых концепций.
Возникновение новых философских концепций — закономерный результат исторического развития. Они не только плоды ума своих создателей, но и порождение эпохи, знамение времени. Появление новой концепции всегда вызвано соответствующими социально-экономическими условиями и имеет определенные естественнонаучные и философские предпосылки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.