Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.
Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает, универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.
Как уже говорилось, в основе математической модели актуальной действительности лежат понятия «множество элементов» и «отношение». Применяя аналитический метод «ассоциативной аналогии» (2,72), можно сформулировать основное положение соответствия, лежащее в фундаменте предлагаемой концепции: понятие «множество элементов» соответствует понятию множества объектов как всей совокупности материальных образований, то есть «материи» или, в соответствии с новыми представлениями — энергетической субстанции актуальной реальности, а понятию «отношение» можно поставить в соответствие понятие информационной субстанции актуальной реальности (или более узкое понятие идеального). Это фундаментальное но своему значению соответствие. Это соответствие, если допустить его корректность, ведет к возможности нового подхода к анализу фундаментальной проблемы актуальной действительности — соотношения между информационной и энергетической субстанциями и, далее, между материальным и идеальным, материей и сознанием.
Суть подхода заключается в анализе соотношения между понятиями «множество» и «отношение» в структуре современной математики и отображении этих соотношений на актуальную реальность. По существу, это известный метод познания — метод «идеального знакового моделирования» (2,76), только растянувшийся на тысячелетия. Сущность метода заключается в «построении знаковой модели, представляющей некоторый объект, где отношения и свойства объекта представлены в виде знаков и их связей. Эта модель затем исследуется чисто логическими средствами и новое знание возникает в результате дедуктивного развертывания модели без обращения к предметной области, на основании которой выросла данная знаковая модель» (2,77). Если рассматривать современную математику как результат естественноисторического моделирования актуальной реальности, то первый этап построения модели, а именно, переход от объекта (актуальной действительности) к модели (т.е. математической теории) был сделан на основе интуиции и практики при зарождении математики (появление понятий числовых знаков и операций, отражающих отношения между ними). Второй этап — процесс обработки модели чисто логическими средствами с постоянной корректировкой практикой — растянулся на тысячелетия. Результатом явилось здание современной математической теории, имеющее стройную иерархическую структуру, в фундаменте которой лежат понятия «множество» и «отношение». И, наконец, сейчас созданы предпосылки для того, чтобы сделать последний шаг — интерпретировать полученное «в результате дедуктивного развертывания модели новое знание» и посмотреть на актуальную действительность через призму структуры современной математики.
Каково соотношение информационной и энергетической субстанций в актуальной действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим модельные понятия «множество» и «отношение». Пусть задан некоторый конкретный структурный уровень. Совокупность элементов данного уровня с заданным на нем отношением образуют математическую структуру — основу следующего, более высокого структурного уровня иерархической системы. Связующее звено между этими уровнями — отношение, закон композиции, который для вышерасположенного уровня является внутренним законом композиции, то есть первичным, необходимым условием формирования внутренней структуры его элементов, а для нижерасположенного — внешним, то есть вторичным, производным по отношению к его отдельным структурным элементам. Как видим, в модельном представлении актуальной реальности постановка вопроса о первичности или вторичности «закона композиции» и «элементов множества» без конкретизации структурных уровней, относительно которых рассматриваются эти понятия, бессмысленна. Принимая во внимание положение соответствия (см. выше), можно предположить, что аналогичным образом в структурированной актуальной реальности соотносятся понятия информационных и энергетических, и, соответственно, идеальных и материальных структурных уровней организации актуальной действительности. Иными словами, в модельных представлениях материальное и идеальное могут быть как первичны, так и вторичны по отношению друг к другу в зависимости от рассматриваемых конкретных структурных уровней (следует отметить, что на возможность таких отношений обращал внимание В.И. Ленин, указывая, что в конкретных случаях идеальное может быть первичным по отношению к материальному).
Возникает закономерный вопрос — какова субординация субстанциальных понятий материального и идеального вне конкретных структурных уровней организации? Из модельных представлений не следует прямого ответа на этот вопрос, но ввиду того, что на фрагменте структурной организации материальное, так же как и идеальное, могут быть как первичны, так и вторичны, можно предположить, что соответствующие субстанциальные понятия равноправны в структуре актуальной реальности.
Таким образом, можно предположить, что вопрос о первичности или вторичности субстанций материального и идеального теряет свой смысл. Материализм и идеализм — два подхода к актуальной реальности, имеющие равные права на адекватность.
3.7. Сознание как один из уровней информационных структур
Рассмотрим более подробно основополагающее философское понятие «сознание». Понятие «сознание» ввел в философию Р. Декарт (1596—1650 г.г.). По общепринятому в марксистской философии определению, сознание — это свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в форме идеальных образов. Сознание определяется как свойство человеческого мозга, проявляющееся в активном отражении, прогнозировании, творчестве, организации всей деятельности по преобразованию объективного мира.
Обратимся к философскому словарю: «Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием» (13,436).
Таким образом, сознание — явление социальное. Это способ отношения человека к действительности, формируемый через общение человека с другими людьми. Иными словами, сознание имеет как бы внешнее происхождение по отношению к человеку. Оно связано с его взаимоотношением с другими людьми. На основании этого можно предположить, что в математической модели актуальной действительности аналогом сознания является математическое отношение как внешний закон композиции.
Рассмотрим такой структурный уровень актуальной реальности, единичным элементом которого является человек. По отношению к этому уровню, как уже говорилось, сознание играет роль внешнего закона композиции, то есть вторично. Множество индивидов (элементов) с заданным на нем отношением (сознанием) — это общество, которое, в свою очередь, является единичным элементом следующего структурного уровняю. На данном этапе формирование этого единичного элемента еще не завершено, происходит его структуризация, завершающий этап формирования — ноопланетоорганизм (подробнее в разд. 7.3). Иными словами, по отношению к человеческому обществу как элементу следующего структурного уровня материи сознание выступает как внутренний закон композиции, то есть первично.
Таким образом, сознание вторично по отношению к человеку, но первично по отношению к обществу как элементу более сложного структурного уровня материи. На уровне же субстанциальных понятий, как уже говорилось, постановка вопроса о приоритете, с нашей точки зрения, не имеет смысла — материальная и идеальная субстанции равноправны в структуре актуальной реальности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.