Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.
Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает, универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.
«Непосредственное восприятие реальности лежит за пределами мышления и языка, а поскольку именно на таком непосредственном восприятии всегда основывается мистицизм, любое его описание может быть правдивым лишь частично. В физике степень приблизительности каждого утверждения можно измерить, и прогресс заключается в том, что приблизительность постепенно уменьшается в результате новых открытий. Мистики, в основном, интересуются восприятием реальности, а не его описанием. Поэтому их, как правило, не интересует анализ такого описания. Если же восточные мистики хотят передать кому-либо свое знание, они сталкиваются с ограниченностью возможностей языка, которые частично преодолеваются при помощи мифов, символов (индийский мистицизм), поэтических образов (японский буддизм) или парадоксальных утверждений-загадок (дзэн-буддизм)» (4,38).
Таким образом, можно констатировать: основной аспект медитативно-интуитивного метода познания через приобретение личного мистического опыта — созерцательность. Вместе с тем, в рациональном методе познания следует выделить конструктивность, так как полученные этим методом знания могут быть использованы в общей системе знаний для преобразовательных, конструктивных целей, утверждаемых в Западной науке как одна из важнейших задач. Надо признать беспомощность медитативного метода познания на этапе конструктивных преобразований. Конструктивность рационального научного метода делает его незаменимым для современной исследующей и преобразующей объективную действительность науки, поэтому философское обоснование современных научных теорий следует искать в рамках именно западного рационального типа познания, создавая при необходимости новый концептуальный философский уровень, но, опять-таки, в рамках рациональной Западной Традиции. Таким образом, очевидна востребованность новой мировоззренческой концепции, которая может привести к философскому обоснованию современных физических теорий именно в рамках Западной рациональной мысли, что позволит ей достичь той цельности и динамичности восприятия объективной действительности, которая имманентно присуща Восточной Традиции. Это должно обеспечить плотное взаимодействие Традиций, привести к взаимообогащению, и, как следствие, дать современному естествознанию действенную матрицу научного поиска для перестройки собственных логических основ, которая позволит и специальным научным знаниям выйти на новый, более высокий уровень.
Возможно, в этом направлении появится возможность решить, по образному выражению Н. Рериха, «задачу нашего времени — найти объединительные знаки между древнейшими Традициями Вед и формулами Эйнштейна».
3. Основной вопрос философии в новом представлении
3.1. Основной вопрос философии
Как не многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (14,282).
Основной вопрос философии коренится в фундаментальных фактах нашей жизни: действительно, существуют материальные, например, физические, химические явления, но существуют также духовные, психические явления — сознание, мышление и т.п. Разграничение сознания и внешнего мира является необходимым условием всей человеческой деятельности: каждый человек выделяет себя из всего, что его окружает, и отличает себя от всего другого. Однако при всех различиях материального и духовного, объективного и субъективного между ними есть и определенная связь, которая при ближайшем рассмотрении оказывается отношением зависимости. Возникает вопрос: что от чего зависит, что является причиной, а что следствием? В более общей форме вопрос формулируется так: что считать первичным и что вторичным — объективное или субъективное, материальное или духовное, объект ли субъект?
Итак, основной философский вопрос — это вопрос о том, как относится духовное к материальному, сознание к предметному миру. «Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (13,283). Вопрос об отношении духовного к материальному является основным философским вопросом. Большинство многообразных философских направлений и течений в конечном счете примыкают либо к материализму, либо к идеализму.
Но существует и так называемая «третья линия» в философии. «Для третьей линии философии характерно стремление к преодолению крайностей как идеализма, так и материализма. Основателем ее является ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Философия Аристотеля близка к идеализму, но не сливается с ним. В новое время одним из выдающихся представителей данного направления был французский философ и математик Рене Декарт (1596—1650 гг.). Согласно его системе, материя и мышление есть две независимые субстанции, существующие по своим собственным законам. Между этими субстанциями есть определенная связь. Нельзя считать чистым идеализмом и философию И. Канта. Немецкий философ признавал существование «вещей в себе», утверждал, что бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть. В широком спектре третьей линии в философии пытался занять свою позицию французский философ О. Конт (1798—1857 гг.). Созданная им система сциентизированной философии, которую он назвал «позитивизмом», с некоторыми натяжками может быть отнесена к данному направлению, хотя О. Конту казалось, что он представляет его в чистом виде. Второй и третий позитивизм (эмпириокритицизм и неопозитивизм) почти слились с субъективным идеализмом» (83,24).
Развитие философии в духе третьего направления продолжается и в наше время. Одним из примеров этого является теоретическая система, предлагаемая коллективом авторов во главе с Б.С. Трибулевым (83). Как полагают авторы, «эта система находится ближе к материализму, чем к идеализму» (83,24). В предложенной философской системе (которую авторы называют «моноплюрализм»), мир представлен как совокупность трех независимых субстанций. Кроме материи и сознания еще одной субстанцией, «имеющей свою собственную не материальную, а социальную природу, является общество» (83,24). «Все три субстанции, — пишет Б.С. Трибулев, — (природа, общество, человек) взаимодействуют в качестве сторон конкретных экосоциальных систем и обладают в их границах относительной самостоятельностью» (83,24). Данная философия — «моноплюрализм» — проводит свою линию и в решении других философских проблем.
Другим примером может служить «Философия теории Единой идеи», разрабатываемая Н.В. Тузовым (91). «Единая идея» в концепции Н.В. Тузова — это разумно-материальная субстанция, не отождествляемая ни с материей, ни с разумом по-отдельности, а утверждаемая как их неразделимое единство, постоянное взаимопроникновение и борьба внутри единого целого (91,82). Разум — это одна из двух главных составляющих Единой идеи, известной формой которой является сознание. Материя — это вторая главная составляющая (нумерация — первая, вторая — может меняться, так как материя и разум «равноправны») Единой идеи, способная отражать и отражаться (91,83). «Если принять это предположение, — пишет Н.В. Тузов, — то вопрос о первичности и вторичности материального и идеального теряет свой смысл» (91,84). По утверждению Н.В. Тузова, — «Теория Единой идеи не являет собой попытку примирить материализм и идеализм. Она представляет собой стремление доказать, что сам вопрос о первичности и вторичности, если до конца следовать диалектике, снимается. Возникновение вопроса основано на разобщении и редукции и в этом смысле отражает определенный этап в процессе человеческого познания Вселенной. Перспективы у монистического подхода нет, он не может и не сможет объяснить многие явления, выходящие за рамки одностороннего взгляда на мир… Основой для перспективного исследования человека и окружающего его мира может стать рассмотрение материи и разума как единого целого, вечно и бесконечно развивающегося, проявляющегося в разнообразных системах. Материя и разум развивались и развиваются одновременно, ни одно из них не порождает другое. Причина их развития заключена в противоречии, проистекающем из их относительной автономности в едином целом, которое они образуют» (91,4). «В мире нет ничего, — утверждает Н.В. Тузов, — кроме движущейся Единой идеи целостной субстанции «разум-материя»» (91,84).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.