Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.
Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает, универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.
Тенденция, направление саморазвития структурного уровня определяется принципом отрицания отрицания, впервые сформулированным в философской системе Гегеля.
Яркую формулировку этого закона Гегель дал в отделе «Абсолютная идея» науки «Логики»; при этом он счел нужным подчеркнуть, что вся его «Логика» служит наглядным доказательством истинности и необходимости проявления и действия отрицания отрицания. «Удерживать положительное в его отрицательном, содержание предпосылки — в его результате, — писал Гегель, — это — самое важное в разумном познании; …что касается примеров для доказательства этого, то вся логика состоит из них» (58,308).
Суть гегелевского отрицания отрицания состоит в том, что в ходе движения и развития всегда происходит отрицание чего-либо, но развитие на этом не прекращается, напротив, оно приводит к новому, второму отрицанию, то есть к отрицанию отрицания, причем при повторном отрицании частично восстанавливаются некоторые характерные моменты первоначального состояния. Иными словами, отрицание отрицания, по Гегелю, представляет собою такое развитие, которое приводит к преодолению или разрешению внутренних противоречий через отрицание и утверждение положительного в более развитой форме (53,79). Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, которое одновременно выступает как сохранение (снятие). Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. «…Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени» (7,640). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя «возврат к якобы старому» (13,350). Таким образом, принцип отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.
Маркс и Энгельс высоко ценили познавательное значение гегелевского принципа отрицания отрицания. В идеалистических формулировках этого принципа они увидели «угаданный» Гегелем общий, широко действующий объективный закон движения и развития природы, человеческого общества и мышления.
В последнее столетие закон отрицания отрицания вызывает многочисленные дискуссии. «Авторы некоторых публикаций 50-х годов объявляли его «гегельянским», устаревшим, несовместимым с марксистской диалектикой. Е.П. Ситковский низвел этот закон до уровня ниже категории: «Закон отрицания отрицания есть только один из моментов диалектической категории «отрицания», и притом не самый главный…» (62,86). Наконец, в ряде учебников по диалектическому материализму закон отрицания отрицания был изъят из перечня всеобщих законов диалектики. Современные западные философы игнорируют онтологические основы закона отрицания отрицания и рассматривают закон исключительно как чисто мысленную логическую категорию, не имеющую связи с объективной реальностью» (63,273).
Системное исследование теории развития на основе теории информации, кибернетики, теории самоорганизации и обобщения новых данных из области естествознания и техники, а также и социальной практики последних десятилетий провел акад. МАИ Р.Ф. Абдеев. В разработанной им концепции «Философия информационной цивилизации» он убедительно показал, что «закон отрицания отрицания проявляется в процессах развития всех без исключения объектов материального мира и его отражения в сознании. Действие этого закона в развитии живых организмов наглядно обнаруживается в онтогенезе и филогенезе, биогенетический закон также есть выражение отрицания отрицания» (63,277). «Закон отрицания отрицания, — пишет Р.Ф. Абдеев, — есть диалектический закон, отображающий прогрессивную линию развития, то есть процесс самоорганизации. Именно так и следует понимать всеобщность этого диалектического закона. Отрицание отрицания — важнейшая закономерность, характеризующая развитие как накопление информации, как процесс, содержащий моменты преемственности, относительности, цикличности и повторяемости, вытекающие из законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество. Всеобщность закона отрицания отрицания на прогрессивной линии развития следует из того, что он охватывает неорганическую и живую природу, социальную сферу, а также процессы познания» (63,275).
Вид и число отрицаний зависят от природы, сложности объекта и от конкретных условий, в которых происходит развитие. «Для процессов развития объектов, имеющих два устойчивых (полярных) состояния, в основном характерен так называемый троичный цикл. Несколько иначе проявляется закон отрицания отрицания в процессах самоорганизации сложных информационных структур. Здесь число переходов может быть более трех, причем само явление в ходе диалектического отрицания переходит не сразу в свою противоположность, а в промежуточный, более высокий уровень организации, в новое качественное состояние. Движение через борьбу противоположных тенденций, путем неоднократного отрицания недостатков ранее достигнутого уровня представляет собой момент всякого направленного изменения по линии прогрессивного развития. При этом категория отрицания включает как переход на новый уровень организации, так и явления перехода в свою противоположность. Примечательно следующее: если в объективной диалектике процесс организации сложной структуры содержит много ступеней отрицания, в ходе познания этого процесса (в субъективной диалектике) при его более глубоком осмыслении проявляется наличие опять-таки триадической структуры» (63,278).
В истории философии многие мыслители прошлого обращали внимание на троичный ритм как форму бытия и развития. Пифагорейцы считали, что лишь троица определяет целостность вещи. Триада занимала большое место в философии Канта, Шеллинга и, особенно, Гегеля, для которого тройственность скрывает в себе абсолютную форму, «понятие» и является закономерностью саморазвития идеи (64,428).
Материалистическая диалектика признает троицу как реальный факт действительности, о чем свидетельствуют, в частности, рассмотренные Ф. Энгельсом примеры из разных областей природы и жизни общества. Примеры проявлений тройственного ритма современные авторы, как отмечает Ю.А. Харин, находят в квантовой механике, химии, биологии, социологии и других областях (63,283). «Вместе с тем, — как отмечает Р.Ф. Абдеев, — вопрос о триаде остается одним из самых острых и дискутируемых» (64,284).
По мнению Р.Ф. Абдеева, «троичность есть диалектическая наиболее часто встречаемая сторона процесса познания. Нет никаких оснований для отказа от триады, так как она — объективное, вполне закономерное, часто реализуемое проявление закона отрицания отрицания» (63,284). Исследовать сущность триады позволяет разработанная Р.Ф. Абдеевым концепция сходящейся эволюционной спирали развития.
Образ спирали в философии возник как диалектическое отрицание и синтез двух метафизических образов, отражающих процесс поступательного движения по пологой прямой и движения по замкнутому кругу. Эти представления, особенно понятие отрицания, являющееся одним из важнейших в философии Гегеля, привели его к мысли о спиралевидной форме процессов развития: «Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой» (65,214).
Ф. Энгельс в одной из своих ранних работ сравнил со спиралью развитие общественной жизни: «Медленно начинает история свой бег с невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты, но круги ее все растут, все быстрее и живее становится полет…» (66,353). Этот метафорический образ, в сочетании с представлениями о восходящем характере развития, привел философов к мысленной модели развития в виде «расширяющейся вверх» спирали. «Став хрестоматийной на полтора столетия, — пишет Р.Ф. Абдеев, — она, никем не исследованная, до настоящего времени повторяется из учебника в учебник, переходит из словаря в словарь. Несомненно, тезис о спиралевидности развития материального мира является шагом вперед. Но форма спирали требует пересмотра с учетом современных представлений естествознания, результатов новых исследований. Системные исследования показывают неадекватность общеизвестной спирали развития объективной реальности: а) бесконечное чередование скачков — это линейное, ошибочное представление. Процессы самоорганизации материи носят сходящийся нелинейный характер, ибо возрастание уровня организации любой системы имеет свой предел, область насыщения (или, можно сказать, свой оптимум, определяемый целевой функцией и возможностями дальнейшего накопления информации в данной структуре); б) такие фундаментальные понятия, характеризующие любой процесс развития, как мера упорядоченности, энтропия и фактор времени, в расширяющейся спирали не представлены. Поэтому модель не имеет физической интерпретации и не выполняет гносеологические функции. По ней невозможно судить ни об уровне организации, ни о темпах развития системы; в) раскручивающаяся форма спирали не согласуется (не коррелирует) с понятиями устойчивости, тогда как для процессов развития характерно стремление к негэнтропийной устойчивости» (63,104).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"
Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.