Х Льоренте - История испанской инквизиции (Том I)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История испанской инквизиции (Том I)"
Описание и краткое содержание "История испанской инквизиции (Том I)" читать бесплатно онлайн.
472 Висмилей - араб, "бисмилла" (хвала Богу).
473 Начало первой суры Корана таково: "Нет Бога кроме Бога, Магомет пророк его" ("Ла алла иль алла, Мухаммад расуль улла"). Эти слова ежедневно выпевает муэдзин на минарете мечети, призывая к молитве.
474 Лицом к востоку. Такое положение молящегося магометанина называется кибла. Говоря точнее, обращаться лицом следует не к востоку, а по направлению к Мекке, к Каабе, святилищу Мекки.
475 Варвария, или Варварийские владения - так в старину называлась европейцами вся Северная Африка; название произошло от народа берберов.
476 Описка автора: Изабелла умерла в 1504 г.
477 Королевство Алжирское. - В 1516 г. Алжир отняли у испанцев два брата-пирата - Арудж и Хаир-эд-дин Барбароссы. Первый из них был убит в 1518 г. в войне с Карлом V, второй царствовал до своей смерти в 1546 г. Он признал себя вассалом Турции.
478 Франциск I, король Франции (1515 - 1547 гг.) - см. примеч. 664.
479 Катехизатор - огласитель, наставник оглашенных, то есть готовящихся к принятию крещения, преподающий им в беседах начатки христианского вероучения.
480 Родриго Диас де Вивар (1030 - 1099 гг.), по прозванию Сид Кампеадор, был отважный рыцарь, неспокойный феодал, проведший всю жизнь в войнах с королями Кастилии и маврами. Умер он в Валенсии и вскоре стал любимым героем национального эпоса. Хвалебная биография его была написана по-арабски в 1109 г. Первая испанская поэма о нем появилась в 1128 г.
481 Альмонасид - местечко в Испании, в 15 км от Толедо.
482 Военный орден Калатравы - см. примеч. 799.
483 Шарль Бурбон - см. примеч. 726.
484 Кобыла - см. примеч. 629.
485 Дом Хуан Пардо де Тавера - шестой главный инквизитор Испании (1539 - 1545гг.).
486 Павел III - папа (1534 - 1549 гг.), итальянец по имени Алессандро Фарнезе. В 1540 г. утвердил орден иезуитов, основанный Игнатием (по-испански Иньиго) Лойолой; в 1545 г. созвал Тридентский собор, продолжавшийся с перерывами восемнадцать лет (1545 - 1563 гг.); возобновил перестройку базилики Св. Петра, поручив ее снова Микеланджело Буонарроти.
487 Павел IV - папа (1555 - 1559 гг.), итальянец по имени Джованни Пьетро Караффа, известен религиозным изуверством.
488 Пий IV- папа (1559 - 1565 гг.), итальянец по имени Джованни Анджело де Медичи. Подтвердил определения и каноны закончившегося при нем Тридентского собора, устроил в Ватикане типографию.
489 Абенумейя (Aben-u menjah). - Последним мавританским королем из этой династии был Боабдиль (Абу-Абдаллах), сын Мулей-Хассана. В 1481 г. он восстал против своего отца и выгнал его из Гранады. Вскоре был побежден войсками Фердинанда и Изабеллы и взят в плен. Свободу он получил только после того, как признал себя вассалом Фердинанда. Среди его подданных, недовольных этим позорным договором, возникли смуты, которыми воспользовался Фердинанд для покорения Гранады в 1492 г. Боабдиль уехал в Африку и здесь был убит в сражении.
490 Галеры - см. примеч. 697.
491 Диего Эспиноса - девятый главный инквизитор Испании (сентябрь 1566 г. - 11 сентября 1572 г.).
492 Ульрих Цвингли (1484 - 1531 гг.) - приверженец и деятель Реформации, швейцарец, родился в Сент-Галене; в 1506 г. стал приходским священником в Гларусе; в 1516 г. перешел в Эйнзидельн, где за год до выступления Лютера стал нападать с кафедры на роскошь и злоупотребления римской курии. В 1518 г. был приглашен своими приверженцами в Цюрих, где развил свои реформационные идеи. В 1524 г. добился того, что было провозглашено уничтожение безбрачия духовенства (целибат), и сам женился. В некоторых пунктах учения он отличался от Лютера, но все же пытался сблизиться с ним. В поднявшейся между католиками и реформаторами войне он был убит. В отличие от швейцарского реформатора, Кальвина, Цвингли признавал и свободную волю человека и его ответственность за поступки. Вскоре после его смерти сторонники его присоединились к кальвинистам.
493 Иоганн Гаусшейн (правильнее Гейсген), называемый в переводе на греческий язык Эколампадий (Oecolampadius) - см. примеч. 895.
494 Филипп Шварцерде, называемый Меланхтон (Melanchton) - см. примеч. 614.
495 Иоанн (Жан) Кальвин (1509 - 1564 гг.) родился в городе Нойоне, вo Франции, и был воспитан в католической религии; изучал юриспруденцию в Орлеане и Бурже. С 1532 г. стал пропагандировать в Париже принципы Лютеровой реформы. Ему угрожала тюрьма, но он скрывался, уехав из Парижа. В 1535 г. опубликовал свое сочинение под названием "Наставление в христианской религии" ("Institutio religionis christianae"); : оно стало как бы Катехизисом реформатов. В 1536 г. Кальвин был назначен профессором богословия в Женеву, где только что была принята реформа. Через два года его изгнали оттуда за его крайний ригоризм. Он удалился в Страсбург. В 1541 г. был снова призван в Женеву, и с этого момента стал всемогущ в этом городе, так что недовольные им прозвали его женевским папой. В Женеве было принято полностью его учение, отличавшееся от учения Лютера тем, что Кальвин отметал всякий внешний культ и иерархию, литургию, присутствие тела Христова в причастии, которое, по его учению, совершалось лишь в воспоминание "тайной вечери" Господней, призывание святых в молитвах и почитание святых, поклонение иконам. Он исповедовал догмат предопределения, по которому у человека нет свободной воли: заранее одни - избранные, "святые", другие грешники, "осужденные". Он оставил после себя много сочинений. Учение его распространилось по Франции, где его последователи получили название гугенотов.
496 Мюнцер Фома - см. примеч. 584.
497 Шпейер - город в Баварии, на левом берегу Рейна. На происходившем здесь в 1529 г. сейме Карл V заставил принять резолюцию о проскрипции последователей Лютера. Те энергично протестовали против этой меры; отсюда и возникло их название протестанты.
498 Роттердамский богослов Эразм, уроженец Роттердама. - См. примеч. 612. Роттердам - город в Голландии, на реке Маасе.
499 Пруденте де Сандовал (1560 - 1621 гг.) - испанский историк. Его труды: "История Карла V", Вальядолид, 1604; "История королей Кастилии и Леона", обнимающая небольшой период от 1037 до 1 134 г.
500 Сорбонна - см. примеч. 858.
501 Св. Ильдефонс, или Альфонс - архиепископ Толедо (607 - 669 гг.). Его труды: "О непорочности и приснодевстве Св. Марии" ("De illibata ae perpetua virginitate S. Mariae"), Валенсия, 1556, и "О церковных писателях" ("De scriptoribus ecclesiasticis").
502 Коллегия Монтегю в Париже (на улице Семи Дорог) была основана в 1314 г. Жилем Айсленом де Монтегю. Была уничтожена в 1844 г.
503 Хуан Луис Вивес - см. примеч. 611.
504 Индекс (index librorum prohibitorum) - см. примеч. 621.
505 Юлий III - папа (1550 - 1555 гг.), см. примеч. 786.
506 Дом Гаспар Кирога - одиннадцатый главный инквизитор Испании (10 апреля 1573 г. - 20 ноября 1594 г.).
507 Тридентский собор - см. примеч. 732.
508 Дом Бартоломее Карранса де Миранда - доминиканец, архиепископ Толедо.
509 Триент (по-латыни Tridentum - Тридент) - город в Тироле, на реке Эч. В 1545 - 1563 гг. здесь происходил знаменитый Тридентский собор, девятнадцатый Вселенский по счету католиков.
510 Схолии - см. примеч. 856.
511 Феофилакт - архиепископ болгарский в начале X в., византийский писатель, автор "Толкового Евангелия".
512 Леонард Фукс (1501 - 1566 гг.) - профессор медицины в Ингольштадте и Тюбингене. После него осталось много сочинений по медицине и ботанике, писанных по-латыни; главнейшие: "Медицинские парадоксы" ("Paradoxa medica"), Базель, 1535, о которых говорит Льоренте; "История корней" ("Historia Stirpium"), Базель, 1542.
513 Помпоний Мела - латинский географ, современник римских императоров Тиберия (14 - 37 гг.) и Клавдия (41 - 54 гг). Около 43 г. написал сочинение "О положении мира" ("De situ orbis") в трех книгах.
514 Гильом Дюран де Сен Пурсан (Guillaume Durand de St. Pourсain) француз, доминиканец, умер около 1333 г. Среди схоластиков средневековья имя его пользовалось громадной известностью; за смелость и новизну богословских решений он получил прозвище Doctor resolutiesimus.
515 Томасо де Вио, по прозванию Кайетан (1469 - 1534 гг.) - написал комментарии на Библию и на Аристотеля и трактат о папской власти.
516 Петр Ломбардский - см. примеч. 742.
517 Фирмиан Лактанций (250 - 325 гг.) - христианский писатель, уроженец Северной Африки. Принял христианство около 300 г. Сохранилось много его сочинений; наиболее известные: "Божественные уставы" ("Institotiones divinae") и "О смерти гонителей" ("De morte persecutorim").
518 Лукиан (120 - 200 гг.) - уроженец города Самосаты в Сирии, греческий писатель. Был адвокатом и профессором красноречия, много путешествовал, много писал. Стиль его сочинений колоритный, яркий, тон насмешливый, сатирический, мировоззрение неустойчивое, склонное к пирронизму. Учение Пиррона сводилось к следующим трем основным положениям: 1) человек ничего не может знать о качествах предметов; 2) следует ввиду этого воздерживаться от суждения о предметах (акаталепсия, или афазия); 3) человек должен придерживаться полного равнодушия ко всему (атараксия). Пиррон возвел сомнения в принцип и пошел в этом смысле гораздо дальше, чем софисты. Родом он был из Элиды, отсюда "элидский философ"; умер около 270 г. до н. э.
519 Аристотель - греческий философ и естествоиспытатель, оказавший громадное влияние на все последующее развитие философской мысли. Родился в 384 г. до н. э. в Стагире, в Македонии (отсюда - стагирит); с семнадцати лет был учеником Платона; в 343 г. по желанию Филиппа Македонского стал воспитателем его сына Александра; в 331 г. вернулся в Афины и основал философскую школу, прозванную перипатетической. Умер в 322 г. в Халкиде, на Эвбее, куда бежал, будучи обвинен в атеизме. Систематически разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта и тем положил основание естественно-историческому методу исследования природы. Из его многочисленных трудов до нас дошла лишь небольшая часть: его сочинения по логике и риторике, по естествознанию, "Метафизика", "Этика", "Политика" и "Поэтика". Основная задача науки, по Аристотелю, состоит в познании бытия; содержанием же этого познания является общее (понятие), а потому определение отношения частного к общему - основная задача философии Аристотеля. Принцип этот является предметом созданной Аристотелем науки - логики, которую как общую теорию научных приемов он предпослал фактическим исследованиям. В своей логике он дал первые образцы диалектического метода. В метафизике Аристотель отступил от учения Платона об идеях; под идеями или формами он понимает не существующие сами по себе отдельно от вещей сущности, а внутреннюю сущность самих единичных вещей, которым и принадлежит действительность или реальность. В каждой единичной вещи неразрывно связаны форма и материя, форма есть осуществление (энтелехия) того, что материя содержит в себе как возможность. После Аристотеля в его школе, с одной стороны, начинает преобладать эмпирический интерес и обнаруживается наклонность к специализации; с другой - сочинения его комментируются в сильно платоновском духе. В VIII в. они переводятся на арабский язык; арабские и еврейские ученые изучают их и снабжают комментариями. В таком виде распространяются они в XIII в. между схоластиками Западной Европы; в XIII и XIV вв. влияние Аристотеля становится преобладающим и он объявляется "верховным учителем в делах человеческих". Этот схоластический аристотелизм после энциклики папы Льва XIII от 4 августа 1879 г. стал как бы официальной философией католической Церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История испанской инквизиции (Том I)"
Книги похожие на "История испанской инквизиции (Том I)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Х Льоренте - История испанской инквизиции (Том I)"
Отзывы читателей о книге "История испанской инквизиции (Том I)", комментарии и мнения людей о произведении.