Юрий Антонян - Криминология. Избранные лекции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Криминология. Избранные лекции"
Описание и краткое содержание "Криминология. Избранные лекции" читать бесплатно онлайн.
Рассматривается криминология как наука, освещаются ее предмет и методы. Дается анализ преступности и ее причин, личности преступника, преступного поведения, его последствий и мер предупреждения преступности. Характеризуются различные виды преступности, включая терроризм, а также фоновые криминогенные явления. Соответствуя по своему содержанию требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, лекции представляют и авторскую точку зрения на ключевые проблемы криминологии и практики борьбы с преступностью.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям и направлениям. Представляет интерес для работников органов внутренних дел, юстиции, суда, прокуратуры и адвокатуры.
Криминологическое прогнозирование очень тесно связано с планированием борьбы с преступностью. Планирование борьбы с преступностью может быть ведомственным, межведомственным или охватывать город, район, регион, субъект Федерации или федеральный округ, даже всю страну. В любом случае это должно быть комплексное планирование, предусматривающее участие правоохранительных и иных государственных и общественных организаций, администраций предприятий и учреждений, в том числе культурных, предпринимательских структур и т. д. Все они должны реализовывать экономические, организационные, технические, воспитательные и иные предупредительные меры.
По своему содержанию и направленности планы могут быть ориентированы на борьбу преступностью в целом, с отдельными ее видами (преступность несовершеннолетних, насильственная преступность, корыстная преступность и др.) или на борьбу с преступностью в отдельных сферах жизни, в неблагополучных слоях общества, в тех или иных отраслях хозяйства или в социальных группах. Наверное, излишне доказывать, что каждый вид планов в зависимости от направленности обладает своей спецификой и предусматривает различные средства и подходы к осуществлению предупредительной деятельности. Можно рекомендовать, чтобы к разработке планов по мере необходимости привлекались специалисты. Например, если планируется работа по предупреждению преступности в семье и повышению роли семьи в борьбе с преступностью, для большей эффективности надо привлекать специалистов в области семьи, психологов и юристов, специализирующихся в области семейного права. То же самое касается планов по предупреждению преступности в отдельных отраслях хозяйства и экономической деятельности, по борьбе с терроризмом или имущественными преступлениями, вообще с любыми преступлениями, где требуются специальные навыки и знания.
Планы борьбы с преступностью должны опираться на результаты криминологического прогноза, в них должны вноситься необходимые коррективы в зависимости от результатов прогнозирования. Планы должны ориентироваться также и на возможности, которые имеются у субъекта предупредительной деятельности, и обязательно учитывать особенности объекта предупредительного воздействия. Без этого ничего не получится. Таким образом, субъект, объект и результаты криминологического прогнозирования должны быть связаны между собой, особенно если речь идет о планах не только на будущий год, а скажем, на несколько лет.
На практике совершенно оправданно выделяется приоритетное планирование борьбы с преступностью несовершеннолетних, в котором принимают участие специалисты самого различного профиля. Авторы таких планов понимают, что от преступности несовершеннолетних зависит состояние преступности в обществе в целом, в том числе и рецидивной, и организованной преступности.
В процессе планирования преступность необходимо рассматривать как сложную, стихийно складывающуюся многофакторную систему, характеризующуюся нестабильностью и вероятностью. Преступность, будучи системным образованием, имеет собственную структуру, специфические функциональные связи между составляющими ее компонентами (отдельными преступниками, группами и видами преступлений). Она выступает не как механическая сумма конкретных преступлений, а как определенное качественное единство, социальное явление системного порядка. Непосредственное управляющее воздействие на преступность в целях ее ограничения и локализации имеет существенные ограничения в силу вероятностного характера и стихийности этого социального феномена, сложного переплетения различных факторов, порождающих преступность либо способствующих ей. Борьба с преступностью может и должна быть плановой и организованной.
Преступность в силу сложного взаимодействия способствующих и противодействующих обстоятельств развивается неравномерно во времени применительно к отдельным видам преступлений и в территориальном разрезе. Криминологическое планирование должно базироваться на социологическом анализе закономерностей и тенденций, проявляющихся в структуре, функциональной взаимосвязи элементов и динамике преступности как одной из систем социального порядка, а также на результатах изучения комплекса причин и условий, способствующих совершению преступлений. При этом направления, объем, характеристику профилактических мероприятий в криминологических планах как целенаправленных управленческих решениях, обращенных в будущее, целесообразно строить применительно к уровням преступности, уровням проявления криминогенных факторов и результатам действия мер общей и специальной криминологической профилактики.
Анализ задач, стоящих перед правоохранительными органами как субъектом криминологического планирования, свидетельствует о том, что они носят комплексный характер и могут быть решены только совместными целенаправленными усилиями государственных и общественных организаций, что, безусловно, требует широкого использования принципов программно-целевого планирования для разработки и реализации мероприятий по предотвращению преступлений и борьбе с преступностью в целом. Переход на систему программно-целевого планирования, отмечает в своем исследовании К.Р. Абызов,[14] позволит существенно повысить эффективность перспективного планирования предупредительной деятельности правоохранительных органов, поскольку оно:
– способствует научному обоснованию перспективных целей и задач деятельности этих органов. Программное планирование требует, чтобы разработка перспективных целей и задач базировалась на результатах комплексных прогнозов, чтобы они формулировались таким образом, что конечный результат предупредительных усилий был бы достижимым и измеряемым. При четком количественном формулировании долгосрочных целей возможен аналитический подход к распределению ресурсов, сил и средств на основе их вклада в достижение целей;
– обеспечивает научно-методический инструмент для оптимального распределения ограниченных ресурсов, сил и средств. При этом решается одна из труднейших задач – обеспечение такого оптимального распределения ресурсов, сил и средств, которое позволит достичь наибольшей эффективности деятельности;
– увязывает цели и расходы на предупредительную активность в количественной форме затраты—результаты—цели;
– совершенствует основу для принятия оптимальных решений по распределению ресурсов. Система программного планирования стимулирует анализ затрат и результатов альтернативных мероприятий и программ. Ее задача – представить лицу, принимающему решения, набор альтернатив, включающих в себя оптимальные сочетания различных подходов к решению поставленных проблем с необходимыми объемами ассигнований. Основная проблема при распределении ресурсов – выбор таких альтернатив, которые обеспечивают наибольший результат для общества в условиях определенных ограничений в финансах, личном составе, техническом обеспечении, уровне подготовки кадров и т. д. Эта задача осуществляется путем анализа различных программ и методов проведения операций и сопоставительной оценки затрат и результатов каждого из вариантов;
– взаимоувязывает годовое финансирование правоохранительных органов с перспективными программами и финансовыми планами. Стратегические решения по распределению ресурсов отражаются в перспективных программах и соответствующих финансовых планах, определяющих перечни задач и уровни их финансирования на планируемый период с разбивкой на пятилетку и годам. Текущее же их финансирование осуществляется на основе финансовых планов. Таким образом, годовой финансовый план становится материальным инструментом управления оперативной предупредительной деятельностью. Программное планирование, объединяя в единый комплекс перспективное (среднесрочное) и тактическое (текущее) планирование, обеспечивает преемственность планов и реализацию «скользящего» принципа планирования;
– стимулирует непрерывный анализ текущих и перспективных программ и мероприятий.
Таким образом, программное планирование – это научно-методический инструмент для разработки и принятия оптимальных решений по распределению ресурсов, а также для реализации программ и мероприятий в соответствии с принятыми решениями.
Вместе с тем внедрение системы программного планирования связано с решением ряда научно-методических и организационных проблем, основными из которых являются:
– формулирование научно обоснованных перспективных целей деятельности правоохранительных органов на основе результатов соответствующих комплексных прогнозов и в виде системы определенных количественных и качественных показателей, которые могут практически использоваться руководством регионами страны;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Криминология. Избранные лекции"
Книги похожие на "Криминология. Избранные лекции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Антонян - Криминология. Избранные лекции"
Отзывы читателей о книге "Криминология. Избранные лекции", комментарии и мнения людей о произведении.